Методы ценообразования в рыночной экономике, и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: составление единого общего представления о ценообразовании в целом, его роли в экономике и деятельности предприятия.
В курсовой работе поставлены три основных задачи:
дать представление о существующих методах ценообразования;
рассмотреть метод ценообразования данной организации, выявить его достоинства и недостатки;
разработать мероприятия по совершенствованию ценовой политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Рыночное ценообразование как экономическая категория………………………...5
понятие, принципы, факторы ценообразования………………………………...5
Ценовая политика и стратегия ценообразования………………………………8
Политика цен………………………………………………………………………8
виды стратегии ценообразования…………………………………………………8
способы ценообразования………………………………………………………12
ценообразование по издержкам………………………………………….............12
ценообразование, основанное на спросе……………………………...................13
ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.............14
методы ценообразования…………………………………………………..........15
общая схема расчета цены……………………………………………………….15
методика формирования цен…………………………………………………….17
1.5. современные тенденции ценообразования……………………………….........24
2. Расчет свободной розничной цены ООО «Антолл»………………………………..26
общая характеристика организации ООО «Антолл» ………………………….26
выбор оптимального метода ценообразования для данной организации ……..........................................................................................................................27
мероприятия, способствующие определению оптимальной цены товара………………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………….........33
Приложение ……………………………………………………………………........34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Рассчитывая цену, фирма  должна четко определить для себя, каких целей она хочет добиться с помощью устанавливаемой цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет установлена цена (см. прил. Рис.6)

2 этап. Определение спроса.

 Как известно, цена  и спрос находятся в определенной  зависимости. Цена может увеличиваться,  когда спрос велик, и уменьшатся, когда он ослабевает,  притом  что затраты на производство  товара в обоих случаях останутся не низменными. Поэтому фирма должна оценить эластичность спроса по цене, определить вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня. Здесь важно то, что спрос определяет максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.

3 этап. Оценка издержек  производства.

Издержки производства определяют минимальную цену товара. Поэтому на данном этапе фирма  определяет постоянные, переменные, валовые  издержки производства при различных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить такую цену, которая, покрывала бы все издержки производства  обеспечивала бы справедливую прибыль.

4 этап. Анализ цен и  качества товаров конкурентов. 

Если спрос определяет максимальную цену, издержки производства – минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия  решения об уровне цены. На этом «поле игры» изучают цену и качество фирм-конкурентов. Только изучив цены и качество аналогических изделий конкурентов, фирма может более объективно определить положение своего товара по отношению к товарам конкурентов.  На основе аналитического сравнения своего  и чужого товара можно будет либо установить более высокую цену, чем у конкурентов, или, наоборот, более низкую, спрогнозировать ценовую реакцию или ответ конкурента на появление нового товара с соответствующей ценой.

5 этап. Выбор метода  ценообразования. 

Цену можно определить различными способами, каждый из которых  по-разному влияет  на уровень  цены. Поэтому фирмы стремятся выбрать такой метод, который позволяет более правильно определить цену на конкретный товар (см. прил. Рис.7).

6 этап. Расчет исходной  цены.

На основе выбранного метода определяется возможный уровень  цены.

7 этап. Учет дополнительных  факторов.

Прежде чем определить окончательный уровень цены, фирма должна учесть ряд дополнительных факторов, влияющих на уровень цены, проверить соблюдение целей ценовой политики, учесть реакцию на уровень цены покупателей, посредников, конкурентов, государства и т.д. /5. 276-277с./

8 этап. Установление окончательной  цены.

На этом этапе устанавливается  окончательный уровень цены, оформляются  соответствующие документы. Кроме  того, перед назначением окончательной  цены для рыночной продажи предприятие  должно рассмотреть ряд дополнительных соображений:

1.  учесть психологию  ценовосприятия. Продавец должен  учитывать не только экономические,  но и психологические факторы  цены;

2.  проверить предполагаемую  цену на предмет предоставления  скидок с цены, которые могут  иметь место во время заключения сделок;

3.  помимо всего,  учитывать реакцию на предлагаемую  цену со стороны других участников  рыночной деятельности. /11. 99с./

 

1.4.2. Методика формирования цен.

Возможны три метода ценообразования: установление минимального уровня цены, определяемого затратами; установления максимального уровня цены, сформированного спросом, и, наконец, установление оптимального уровня цены. Рассмотрим наиболее часто используемые методы ценообразования: «средние издержки плюс прибыль»; обеспечение безубыточности и целевой прибыли; установление цены исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на уровне  текущих цен; метод «запечатанного конверта»; установление цены на основе закрытых торгов. Каждый из этих методов имеет свои особенности, преимущества и ограничения, которые надо иметь в виду при разработке цены. /12. с.330/

Самой простой считается  методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной  для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и так далее.

Существует два метода расчета наценок: исходя из себестоимости  или  из продажной цены:

 

               Процент наценки         Сумма наценки в денежном выражении

                                   =   ---------------------------------------------------------

                на себестоимость                              Себестоимость

 

 

                процент наценки           Сумма наценки в денежном выражении

                на продажную     =     ---------------------------------------------------------

                стоимость                                      Продажная цена

 

предприятие само должно решить. Какой именно формулой оно будет пользоваться. Недостаток метода в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а следовательно, определить и оптимальную цену.

И все же методика расчета на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто корректировать цены в зависимости колебаний спроса. Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям, и к продавцам. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и то муже принципу «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу. /12. с 331/

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения  целевой прибыли. Этот метод также  основывается на издержках. Как известно, главная задача при установлении цен – это обеспечение целевой прибыли, то есть фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.

В основе методики ценообразования  с расчетом на получение целевой  прибыли лежит построение графика  безубыточности, на котором отражаются общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Гипотетический график безубыточности представлен в приложении. (Рис. 8). /11. с.97/

       Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемый при различных ценах, и позволяет фирме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи.

В этом случае цена сразу  устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса.

Такой метод ценообразования  требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, и их влияние на объем сбыта, необходимый для  преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности  достижения всего этого при каждой возможной цене товара./12. с 331/

          Установление цены на основе уровня текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов в олигополистических сферах деятельности, где предлагают такие товарные продукты, как сталь, алюминий и другое, все фирмы запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы «следуют за лидером», изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек.

Метод ценообразования  на основе уровня текущих цен довольно популярен в зарубежной практике. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмы полагают, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог справедливой нормы прибыли. Кроме того, они полагают, что придерживаться уровня текущих цен – значит сохранять равновесие в рамках отрасли. /11. с.98/

Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, когда  все большее число фирм при  расчете цены начинаю исходить из ощущаемой ценности своих товаров. В данном методе затратные ориентиры отходит на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия: предоставляют сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право использования товарной марки в случае перепродажи. Цена в этом случае подкрепляется ощущаемой ценностью товара. /12. с 332/

 Установление цены  на основе метода  «запечатанного  конверта» применяется, в частности, в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе  за контракт на машинно-техническое оборудование. Наиболее часто это бывает, когда фирмы участвуют в объявленных правительством тендерах. Тендер представляет собой цену, предложенную фирмой, при определении которой исходят, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Цель состоит в том, чтобы получить контракт, и поэтому фирма пытается установить свою цену на уровне ниже предложенного конкурентами. В тех случаях, когда фирма лишена возможности, предвидеть действия конкурентов в ценах, она исходит из информации об их издержках производства. Однако в результате получаемой информации о возможных действиях конкурентов фирма иногда предлагает цену ниже себестоимости своей продукции с тем, чтобы обеспечить полную загрузку производства. Однако в результате получаемой информации о возможных действиях конкурентов фирма иногда предлагает цену ниже себестоимости своей продукции с тем, чтобы обеспечить полную загрузку производства.

Установление цены на основе закрытых торгов используется в случаях борьбы фирм за подряды  в ходе торгов. Однако цена, устанавливаемая  на основе закрытых торгов, не может быть ниже себестоимости. Цель, которая здесь преследуется, - выиграть торги. Чем выше цена, тем ниже вероятность получить заказ. Выбрав из перечисленных выше методик наиболее подходящий вариант, фирма может приступить к расчету окончательной цены.  /12. с 333/.

 

1.5 Современные тенденции  ценообразования.

Современная методология  ценообразования основывается на двух гипотезах:  технологического толчка и давление рыночного спроса.  Первая не предает решающего значения обратной связи между  экономической средой  и направленностью технического прогресса.

В месте с тем в  условиях рынка формирование общественной потребности в инновационной  деятельности опосредуется рыночным спросом. Возникает необходимость сопоставлять размер применяемых ресурсов или  совокупных издержек на продукцию в материальном производстве, что предполагает взаимосвязь инновационного процесса и давления рыночного спроса.

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и  получения прибыли. Очень важно  назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия  — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более  важно, что предприниматель имеет  возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь  может высказать свои претензии  по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАСЧЕТ СВОБОДНОЙ РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ ООО «Антолл»

2.1.общаая характеристика  склада-магазина «Антолл»

ООО «Антолл» это частное  предприятие. Юридический адрес данного магазина: Свердловская область, г.Нижний Тагил, ул. Кирова 44-а, телефон (3435) 24-06-49, 24-66-88. Магазин осуществляет как розничную торговлю, так и оптовую. В ассортимент продукции, которую склад-магазин предлагаем своим покупателям – канцтовары, инструменты, спецодежду, пожарное оборудование, строительный гипс, цемент, ветровки, перчатки, респираторы, жилет разгрузочный, валенки, тапочки текстильные и многое другое (полный список ассортимента товара представлен на прайс-листах в приложении).

ООО «Антолл» выставляет товар на витринах, что способствует удобному и полному знакомству и выбору товара.  Продажа товаров осуществляется с индивидуальным обслуживанием покупателей, определиться клиентам помогают продавцы-консультанты.

Информация о работе Методы ценообразования в рыночной экономике, и их значение