Международная система ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей и добиться запланированного объема прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ……………………….…….5
1.1. Сущность цены и ее функции ………………………………………………5
1.2. Системы и виды цен ……………………………………………………........8
1.3. Методы ценообразования …………………………………………….........11

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………18
2.1. Меры, методы и способы государственного воздействия на цены ..……18
2.2. Влияние системы налогообложения на ценообразование ……………….24
2.3. Факторы, влияющие на международное ценообразование………………27
2.4. Формы и методы воздействия государства на цены в РФ………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......36

Файлы: 1 файл

здобникова.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование рынка и цен  – совокупность мер, предпринимаемых  правительством в процессе участия  в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции  и услуг, регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса, размеров безработицы.

Государственное вмешательство в ценообразование  реализуется на основе сочетания  прямых и косвенных методов регулирования  цен.

Прямое регулирование  цен – административное вмешательство государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования. Основные формы: общее замораживание цен и замораживание цен на отдельные товары, установление фиксированных цен и тарифов, установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, установление паритетных цен.

Косвенное регулирование  цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением  совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.[9, с. 329 ]

Дотация (от лат. Dotatio - дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование: 
1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:

  • использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены ـ к дефициту;
  • фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство;
  • замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде. [12, с. 245]

2. Регулирование  цен за счет установления предельных  уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

3. Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

  • запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
  • запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
  • запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
  • запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.[5]

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Непосредственное  воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

 Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру  выплат субсидии делятся на:

  • прямые — непосредственные вы платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
  • косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр. [11, с. 164]

Субсидии могут  предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые  продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где  доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли.

Особым направлением государственной экономической  политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Государство может  оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

В двух случаях  государственное вмешательство  может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером   внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Трудности рынка - второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство (например, в виде требования, чтобы ярлыки товаров содержали полную и достоверную информацию) может оказаться желательным.

Без внерыночных  эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет к установлению цены и объема производства, максимизирующих  благосостояние.

Таким образом, можно сказать, что государственное  вмешательство не всегда плохая вещь. Государство может иметь иные цели, нежели экономическая эффективность. Кроме того, встречаются ситуации, при которых государственное  вмешательство может повысить экономическую эффективность. К ним относятся внешние эффекты и случаи возникновения трудностей на рынке.

 

 

 

 

2.2. Влияние системы  налогообложения на ценообразование

 

Налоговая система  также воздействует на уровень и  динамику цен. От размера налогов  прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки  устанавливаются в абсолютной  сумме на единицу обложения,  независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или  газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном  отношении к объекту налога  без учета дифференциации его величины.

3. Прогрессивные  - средняя ставка прогрессивного  налога повышается по мере  возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и  большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.[13,с. 7]

Прямым  государственным  вмешательством   в   процесс   ценообразования является  государственная  политика  установления  цен  на  так   называемые акцизные товары.

Акцизы - один из самых старых налогов. Этот вид налогов  издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин.

Акцизы - вид  косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.    В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.

Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает  цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты

Эффективным  средством  регулирования  цен  является  НДС - налог на добавленную  стоимость.  Этот  налог производители включают  в цену  товара  или услуги,  и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

НДС является одним  из основных налогов. Порядок его  начисления регулируется Законом Украины  «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 № 168/97-ВР. НДС уплачивают все предприятия и предприниматели, если объем продаж в течение последних 12 месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета налога на добавленную стоимость). При торговле за наличный расчет НДС уплачивается независимо от объема продаж.

Информация о работе Международная система ценообразования