Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод;
2. выделяются способы и типы правового регулирования;
3. рассматриваются составляющие механизма правового регулирования;
4. на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования
Понятие правового регулирования…………………………………..6-6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..6-7
1.3. Методы, способы и типы правового регулирования………………….7-11
Глава 2. Механизм правового регулирования
2.1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………..11-14
2.2. Стадии механизма правового регулирования…………………………14-17
2.3. Эффективность механизма правового регулирования………………..17-18
Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг
3.1. Общие положения о рынке ценных бумаг……………………………..19-20
3.2 Специфические черты правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..20-27
3.3 Цели государственного правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..27-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список литературы…………………………………………………………..32-32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

- поощрение- выражается в награждении  субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

           Также  к дополнительным способам относятся  применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности  за правонарушение). К дополнительным  способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

           В  юридической литературе и в  практике существуют две юридические  формулы (принципа), на основе которых  выделяются два типа правового регулирования.

           Общедозволительный  тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не  запрещено законом. По этому типу  в регулируемых правом отношениях  устанавливаются строго и четко  сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

          Общедозволительный  тип правового регулирования  связан с закреплением в праве  социальной свободы, с правом  человека на выбор средств  и способов достижения поставленных  целей.

         Общедозволительный  тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

         Его формула: дозволено все, кроме того, что  прямо запрещено. Например, субъектам  дозволено совершать различные  виды сделок, однако совершение  некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

          Данный  тип правового регулирования  способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении  тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

         Общедозволительный  тип правового регулирования  связан с закреплением в праве  социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

         Разрешительный  тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не  разрешено законом. Участники правовых  отношений подобного типа может  совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

         Разрешиетльный  тип правового регулирования  вытекает из необходимости в  высокой и строгой упорядоченности  социальных связей, последовательной  реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

         Разрешительный  тип правового регулирования  основывается на общем запрещении  какого-либо вида действия, однако  в индивидуальном порядке запрещенное  поведение запрещается.

        Его формула  звучит следующим образом: запрещено  все, кроме прямо разрешенного. Это  означает, что участник правовых  отношений подобного типа может  совершать только действия, которые  прямо разрешены законом, а все  остальные действия запрещены.

        Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Глава 2. Механизм правового регулирования

2.1. Понятие и элементы  механизма правового регулирования

             Право как инструмент социального  управления призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая  реализацию позитивных интересов  субъектов. Правовое регулирование  в процессе своего осуществления  складывается из определенных  этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

           Каждый  из этапов и юридических элементов  правового регулирования вызывается  к "жизни" в силу конкретных  обстоятельств, которые отражают  логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участия в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".

         Таким образом, механизм правового регулирования  – это система юридических  средств, организованных наиболее  последовательным образом в целях  упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

         Из вышеназванного  определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма  правового регулирования, средства  ее достижения и результативность.

         Цель механизма  правового регулирования – обеспечить  упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

         Механизм  правового регулирования – специфический "канал", соединяющий интересы  субъектов с ценностями и доводящий  процесс управления до логического  результата.

         Принято  считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования – регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

        "Преодоление  препятствий" – то же не  главное. Ведь в подавляющем большинстве  случаев никаких препятствий  не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" – это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

           Механизм  правового регулирования – система  различных по своей природе  и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему.

          Механизм  правового регулирования показывает, как работает то или иное  звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое  положение среди всех иных.

         Механизм правового регулирования – организационное воздействие правовых средств, позволяющих в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для становления развития полезных общественных отношений.

         В связи  с тем, что механизм правового  регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность ограничить его от другой не менее сложной категории, как например "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения.

         Так, под  правовой системой обычно понимают  совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

         Названные  категории соотносятся как часть (механизма правового регулирования) и целое (правовая система), ибо  правовая система – боле широко понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".

         Понятие  механизма правового регулирования  позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обеспечить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

          Именно  неоднозначность проблемы удовлетворения  интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

          Можно  выделить следующие основные  элементы механизма правового  регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический  состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный  акт (факультативный элемент).

          В качестве  своеобразных дополнительных элементов  механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности и др.

2.2. Стадии механизма  правового регулирования

           Каждый  основной элемент механизма правового  регулирования предполагает соответствующую  стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Потому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

          1. На  первой стадии формулируется  общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

          Здесь  не только определяется круг  интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как норма права.

           2. На  второй стадии происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых "включается" действие  общих программ и которые позволяют  перейти от общих правил к  более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

           Однако  зачастую для этого необходима  целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент".

          Так, для  получения пенсии по старости  акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

         Это является  лишь функцией специальных компетентных  органов, субъектов управления, а  не граждан, которые не обладают  полномочиями применять нормы  права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов.

         Только  правоприменительный орган сможет  обеспечить выполнение правовой  нормы, принять акт, который станет  опосредующим звеном между нормой  и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

         Подобный  вид правоприменения называют  оперативно-исполнительным, ибо он  основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

         Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

          3. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворить, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах иного управомоченного (обязанность).

              В любом случае речь идет  о правоотношении, которое возникает  на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.

             Правоотношение конкретизируется  в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг