Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод;
2. выделяются способы и типы правового регулирования;
3. рассматриваются составляющие механизма правового регулирования;
4. на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования
Понятие правового регулирования…………………………………..6-6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..6-7
1.3. Методы, способы и типы правового регулирования………………….7-11
Глава 2. Механизм правового регулирования
2.1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………..11-14
2.2. Стадии механизма правового регулирования…………………………14-17
2.3. Эффективность механизма правового регулирования………………..17-18
Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг
3.1. Общие положения о рынке ценных бумаг……………………………..19-20
3.2 Специфические черты правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..20-27
3.3 Цели государственного правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..27-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список литературы…………………………………………………………..32-32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

              Профессиональная деятельность  на рынке ценных является разновидностью  хозяйственной (предпринимательской) деятельностью.

              Под сделками на рынке ценных  бумаг понимаются юридические  действия субъектов рынка ценных бумаг, направленные на приобретение, изменение или прекращение прав и обязанностей, вытекающих из ценных бумаг.

             Законодательство России направлено  на цивилизованное регулирование  рынка ценных бумаг. В основном  это систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом этого периода, конечно же, следует признать Гражданский кодекс России (части 1 и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается их содержание. Однако основной негативной стороной Гражданского кодекса следует признать, что в отношении понятия ценной бумаги были использованы старые юридические конструкции, разработанные в конце прошлого начале нынешнего веков, которые не учитывают достижений научно технического прогресса.

             Важнейшим событием следует признать  подписание 22 апреля 1996 г. Президентом  РФ Федерального закона "о рынке  ценных бумаг", принятого 20 марта 1996 г. Государственной Думой.

            Данный Закон регулирует отношения, связанные именно с рынком  ценных бумаг: правовые основы  деятельности профессиональных  участников, их виды, понятие и  порядок выпуска эмиссионных  ценных бумаг, порядок раскрытия  информации на рынке ценных  бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр.

           Однако, к сожалению, этот закон нельзя  признать полностью отвечающим  современным реалиям рынка ценных  бумаг и регулирующим рынок  в целом.

           Хватает  в нем и юридических погрешностей. В целом законодательство этого периода характеризуется хорошей правовой проработанностью и системностью изложения, что, несомненно, сыграет свою роль в развитии рынка ценных бумаг в России.

Можно выделить следующие виды операций на рынке ценных бумаг:

А) эмиссионные операции – совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на организацию выпуска ценных бумаг эмитентом или распространение эмиссии;

Б) инвестиционные операции – совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на приобретение инвестором необходимых ему ценных бумаг;

В) организационные операции – совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на создание организационных предпосылок функционирования рынка ценных бумаг (организация торгов, учета и хранения ценных бумаг, ведение реестра именных ценных бумаг, производство бланков ценных бумаг, управление деятельностью институциональных эмитентов и инвесторов);

Г) сопутствующие операции – совокупность юридических действий одного или нескольких субъектов рынка ценных бумаг, направленных на обеспечение качественного выполнения своих функций на рынке ценных бумаг другими субъектами рынка ценных бумаг (консультирование и предоставление информации).

              Профессиональная деятельность  на рынке ценных бумаг состоит  из следующих видов деятельности:

А) институциональное эмитирование, т.е. осуществление выпуска ценных бумаг на профессиональной основе субъектом, обладающим соответствующей компетенцией;

Б) посредничество, т.е. профессиональное совершение сделок по покупке и продаже ценных бумаг на основе заключенных с клиентом договоров поручения, комиссии, агентирования (брокерская деятельность);

В) консультирование, т.е. предоставление клиентам по их запросам справок по экономическим и юридическим вопросам функционирования рынка ценных бумаг;

Г) организация торгов ценными бумагами, т.е. создание организационных предпосылок для развития определенных (местных или по отдельным ценным бумагам) рынков ценных бумаг (деятельности фондовых бирж, внебиржевых систем торговли ценными бумагами);

Д) клиринг по ценным бумагам, т.е. организация сверки взаимных задолженностей по покупке и продаже ценных бумаг и проведение взаимозачетов;

Е) андеррайтинг, т.е. организация эмиссии и гарантирование их результатов, а также гарантирование самих эмиссий;

Ж) депозитарная деятельность, т.е. ведение учета движения ценных бумаг и их хранение;

З) ведение реестров именных ценных бумаг;

И) лидерство на рынке ценных бумаг, т.е. скупка за свой счет от своего имени ценных бумаг с целью их последующей перепродажи в том числе путем объявления цены скупки и продажи;

К) трастовые операции с ценными бумагами, т.е. профессиональное доверительное управление ценными бумагами клиентов;

Л) институциональное инвестирование, т.е. профессиональное инвестирование денежных и иных средств в ценные бумаги субъектами, для которых такое инвестирование является обязательным;

М) управление деятельностью институциональных эмитентов и инвесторов, т.е. доверительное управление активами институциональных инвесторов и эмитентов, а также другой их деятельностью;

Н) производство бланков ценных бумаг;

О) информационная деятельность на рынке ценных бумаг, т.е. сбор, обработка и предоставление на профессиональной основе экономической и юридической информации об рынке ценных бумаг в целом, отдельных рынках ценных бумаг, отдельных видах ценных бумаг.

3.3 Цели государственного  правового регулирования рынка ценных бумаг

             Основными целями государственного  правового регулирования рынка  ценных бумаг являются максимальная  защита интересов инвесторов, установление  цивилизованных правил поведения  субъектов на рынке и обеспечение  государственной экономической безопасности.

             Исходя из целей государственного  регулирования рынка ценных бумаг, можно выделить следующие правовые  формы воздействия государства  на рынок ценных бумаг:

- нормотворчество;

- создание единого органа, регулирующего  рынок ценных бумаг;

- создание организаций с участием  государственного капитала, содействующих  рынку ценных бумаг;

- передача определенных полномочий  регулирования саморегулируемым  организациям;

- введение специальной ответственности  за правонарушения на рынке  ценных бумаг;

- установление антимонопольных  требований на рынке ценных  бумаг;

- налогообложение;

- регулирование рекламы на рынке  ценных бумаг и придание ей  в некоторых случаях квалифицирующего  значения (например, при определении, является ценная бумага инвестиционной или нет);

- лицензирование профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- аттестация специалистов фондового  рынка;

- введение специализированной  системы образования;

- установление льгот при инвестировании  средств в некоторые ценные  бумаги;

- договорное придание определенного  статуса субъектам (например, дилер  по государственным ценным бумагам);

- введение правил раскрытия  информации при эмиссии ценных  бумаг;

- введение обязательного страхования  имущества и ответственности  некоторых субъектов рынка ценных бумаг;

- введение обязательного аудита  деятельности некоторых субъектов  рынка ценных бумаг;

- установление обязательных резервов  и экономических нормативов деятельности  некоторых субъектов рынка ценных  бумаг;

- введение особенностей бухгалтерского учета и отчетности некоторых субъектов рынка ценных бумаг;

- иные формы.

            В заключение необходимо отметить, что все элементы правового  регулирования рынка ценных бумаг, перечисленные в настоящей работе, подлежат дальнейшей проработке  и закреплению в особом, систематизированном законодательном акте, который, как можно надеяться, ознаменует собой становление в России цивилизованного рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Итак, исследования, проведенные в  данной курсовой работе, исходили из следующих положений:

1) механизм правового регулирования  выражает деятельную сторону  процесса перевода нормативности  права в упорядоченность правовых  отношений, при этом правовое  регулирование представляет собой  длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования;

2) право, законность, правопорядок  – важнейшие составные элементы  правовой основы государственной  и общественной жизни. Однако правопорядок не является конечной целью, ради которой создается само право и действует весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире. Она состоит в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить либо вытеснить те или иные общественные отношения, то есть установить порядок, угодный или господствующему классу, или всему народу. Значит, конечной целью правового регулирования должно быть создание общественных отношений и порядка. Но общественные отношения складываются как общий результат человеческой деятельности в данных юридических условиях.

        Поставленные  во введении к работе промежуточные  задачи решены со следующими  результатами.

1. Правовое регулирование –  осуществляемое при помощи системы  правовых средств воздействие на общественные отношения. Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей.

             Предмет правового регулирования составляют отношения: 1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные); 2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами); 3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе).

              Выделяются следующие методы  правового регулирования: 1. метод  децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен  на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера); 2. метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения.

               2. В теории права принято выделять  три основных способа правового  регулирования.

1. Дозволение – состоит в  предоставлении субъектам прав  на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав);

2. Обязывание – заключается  в возложении обязанности совершить  определенные положительные действия (обязанность платить налоги);

3. Запрет – сводится к возложению  обязанности воздерживаться от  определенных действий.

              Можно выделить следующие типы  правового регулирования:

1. общедозволительный тип –  выражается в принципе: разрешено  все, что прямо не запрещено  законом;

2. разрешительный тип – выражается  в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом.

3. механизм правового регулирования  – это система юридических  средств, организованных наиболее  последовательным образом в целях  упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов  субъектов права.

            Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

          Выделяются  следующие стадии механизма правового  регулирования:

1) На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель);

2) На второй стадии происходит  определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и  которые позволяют перейти от  общих правил к более детальным;

3) Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных;

4) Четвертая стадия – реализация  субъективных прав и юридических  обязанностей;

5) Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права;

4. Основными целями государственного  правового регулирования рынка  ценных бумаг являются максимальная  защита интересов инвесторов, установление  цивилизованных правил поведения  субъектов на рынке и обеспечение государственной экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев С.С. Механизм правового  регулирования в социалистическом  государстве. М., 1966 г.;

2. Гойман В. И. Действие права (Методологический  анализ). М., 1992 г.;

3. Журнал "ГОСУДАРСТВО И ПРАВО" № 2. 1997 г. Февраль. А. Ю. Голубков "Правовое  регулирование рынка ценных бумаг"

4. Комаров С. А. Общая теория государства  и права. – М., 1998 г.;

5. Лившиц Р. З. Теория права. –  М.: БЕК, 1994 г.;

6. Малько А. В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990 г. № 6.;

7. Малько А. В. Механизм правового  регулирования (лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3.

8. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного  права. Саратов. 1972 г.;

9. Матузов Н. И. Правовая система  и личность. Саратов, 1987 г.;

10. Общая теория государства  и права. Академический курс. В 2-х  т. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998 г.;

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг