Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод;
2. выделяются способы и типы правового регулирования;
3. рассматриваются составляющие механизма правового регулирования;
4. на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования
Понятие правового регулирования…………………………………..6-6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..6-7
1.3. Методы, способы и типы правового регулирования………………….7-11
Глава 2. Механизм правового регулирования
2.1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………..11-14
2.2. Стадии механизма правового регулирования…………………………14-17
2.3. Эффективность механизма правового регулирования………………..17-18
Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг
3.1. Общие положения о рынке ценных бумаг……………………………..19-20
3.2 Специфические черты правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..20-27
3.3 Цели государственного правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..27-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список литературы…………………………………………………………..32-32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

факультет заочного обучения

    

       кафедра

         

дисциплина  «Российское предпринимательское право»

 

 

 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

           Тема: «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»

 

 

 

                                                                                    

 

 

                                                                                      Выполнена: Кириенко Я.В. 

                                                       Научный руководитель:

                                                                                          

 

         

МОСКВА 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования

    1. Понятие правового регулирования…………………………………..6-6

1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..6-7

1.3. Методы, способы и типы правового  регулирования………………….7-11

Глава 2. Механизм правового регулирования

2.1. Понятие и элементы механизма  правового регулирования…………..11-14

2.2. Стадии механизма правового  регулирования…………………………14-17

2.3. Эффективность механизма правового  регулирования………………..17-18

Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг

3.1. Общие положения о рынке  ценных бумаг……………………………..19-20

3.2 Специфические черты правового  регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..20-27

3.3 Цели государственного правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..27-28

Заключение…………………………………………………………………...29-31

Список литературы…………………………………………………………..32-32

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                     Введение

        Для того  чтобы общество было организованным  и упорядоченным, необходимо осуществлять  определенное согласование разнообразных  интересов как отдельного человека, так и сообщества людей. Это  осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

       Тема данной  курсовой работы – "Правовое  регулирование: предмет, метод, способы  и типы" – актуальна в силу  того, что, во-первых, правовое регулирование  осуществляется при помощи правовых  средств воздействия на общественные отношения, а значит затрагивает все общество в целом, во-вторых, именно правовому регулированию принадлежит важная роль в системе социального регулирования, в-третьих, правовое регулирование как инструмент социального управления призван упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализация позитивных интересов субъектов.

       Целью курсовой  работы является описать сущность  правового регулирования и раскрыть  механизм правового регулирования.

      Для достижения  этой цели в курсовой работе  решаются следующие промежуточные задачи:

1. описывается понятие правового  регулирования, его предмет, метод;

2. выделяются способы и типы  правового регулирования;

3. рассматриваются составляющие  механизма правового регулирования;

4. на примере рынка ценных  бумаг описывается правовое регулирование в данной области.

    Курсовая работа состоит  из Введения, трех Глав, Заключения  и Списка литературы.

     В Главе 1 – Понятие  и элементы правового регулирования  – решаются первые две из  поставленных выше промежуточных  задач, а именно: описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод, способы и типы и выделяются стадии правового регулирования.

    В Главе 2 – Механизм  правового регулирования – решается  третья из промежуточных задач, а именно: рассматриваются составляющие механизма правового регулирования.

    В Главе 3 – Правовое  регулирование на примере рынка  ценных бумаг – решается последняя  из промежуточных задач, а именно: на примере рынка ценных бумаг  описывается правовое регулирование  в данной области.

    В Заключении делаются основные выводы по работе и формулируется суть понимания правового регулирования.

    При написании данной  курсовой работы использовалась  следующая литература:

1) монографический материал:

- Алексеев С.С. Механизм правового  регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 г.;

- Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного  исследования. М., 1999 г.;

- Гойман В. И. Действие права (Методологический  анализ). М., 1992 г.;

- Горшенев В. М. Способы и организационные  формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972 г.;

- Комаров С. А. Общая теория государства  и права. – М., 1998 г.;

- Лившиц Р. З. Теория права. –  М.: БЕК, 1994 г.;

- Малько А. В. Эффективность правового  регулирования // Правоведение. 1990 г. № 6.;

- Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994 г.;

- Малько А. В. Механизм правового  регулирования (лекция) // Правоведение. 1996 г. № 3.

- Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972 г.;

- Матузов Н. И. Правовая система  и личность. Саратов, 1987 г.;

- Поленина С. В. Качество закона  и эффективность законодательства. М., 1993 г.;

Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987 г.;

- Эффективность правовых норм. М., 1980 г.

2) Учебники и хрестоматийный  материал:

- Общая теория государства и  права. Академический курс. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998 г.;

- Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 1996 г.;

- Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994 г.;

- Спиридонов Л. И. Теория государства  и права. – М., 1995 г.;

- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова  и А. В. Малько. М., 2000 г.;

- Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2000 г.;

- Черданцев А. Ф. Теория государства  и права. М., 1999 г.;

- Хропанюк В. Н. Теория государства  и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. – М., 1998 г.;

3) нормативные правовые акты

- Федеральный закон от 26.12.95 N 208-ФЗ (ред. от 27.02.2003) "О акционерных обществах".

- Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2002) "О рынке ценных  бумаг".

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования

1.1. Понятие правового  регулирования

        Правовое регулирование  – осуществляемое при помощи  системы правовых средств воздействие  на общественные отношения.

       Для того чтобы  общество было организованным  и упорядоченным, необходимо осуществлять  определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).

        В системе  социального регулирования важная  роль принадлежит именно правовому  регулированию. Регулированием можно  назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно  ясно обозначенные цели.

       Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

1.2 Предмет правового регулирования

          Право  не должно и не может регулировать  все общественные отношения и  все социальные связи людей. Поэтому  должна быть достаточно точно  определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо  урегулировать правом.

         В сферу  правового регулирования должны  входить отношения со следующими  признаками:

- в них находят отражение  как индивидуальные интересы  членов общества, так и интересы  общесоциальные;

- в них реализуются взаимные  интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия  выполнять определенные правила, признания обязательности этих  правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену  материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению  обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное  протекание процессов обмена  ценностями и процессов управления  в обществе). Эти отношения возникают  из нарушения правил поведения  людей в двух указанных сферах.

           Общественные  отношения, входящие в эти группы  составляют предмет правового  регулирования, поскольку по своей  природе могут поддаваться нормативно-организационному  воздействию и требуют правового  регламентирования.

           От  характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

           Такой  характер и вид общественных  отношений обусловливают степень  интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

1.3. Методы, способы и  типы правового регулирования

              Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

             Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества,

удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

            Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования –  базируется на отношениях субординации  между участниками общественного  отношения. В этих отношениях  приоритетным является общественный  интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

           Метод  правового регулирования является  одним из важных критерия разграничения  прав на отрасли.

          Способы  правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в  предоставлении субъектам прав  на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

           Дозволение  связано с предоставлением субъектам  возможности совершать определенные  действия в собственных интересах (например, работник предприятия  имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается  в возложении обязанности совершить  определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

           Обязывание  связано с возложением на лиц  необходимости совершить активные  указанные в законе либо в  договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению  обязанности воздерживаться от  определенных действий.

            Запрещение связано с необходимостью  воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов  не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

            Второй и третий способы имеют  определенное сходство. Оба предполагают  возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг