Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описать сущность правового регулирования и раскрыть механизм правового регулирования.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. описывается понятие правового регулирования, его предмет, метод;
2. выделяются способы и типы правового регулирования;
3. рассматриваются составляющие механизма правового регулирования;
4. на примере рынка ценных бумаг описывается правовое регулирование в данной области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Понятие и элементы правового регулирования
Понятие правового регулирования…………………………………..6-6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..6-7
1.3. Методы, способы и типы правового регулирования………………….7-11
Глава 2. Механизм правового регулирования
2.1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………..11-14
2.2. Стадии механизма правового регулирования…………………………14-17
2.3. Эффективность механизма правового регулирования………………..17-18
Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг
3.1. Общие положения о рынке ценных бумаг……………………………..19-20
3.2 Специфические черты правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..20-27
3.3 Цели государственного правового регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………………..27-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список литературы…………………………………………………………..32-32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

             4. Четвертая стадия – реализация  субъективных прав и юридических  обязанностей, при которой правовое  регулирование достигает своих  целей – позволяет интересу  субъекта удовлетвориться. Акты  реализации субъективных прав  и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов.

              Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

          5. Пятая  стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная факультативная стадия (осуществляется лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

 

2.3. Эффективность механизма  правового регулирования

                  Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

             В современных условиях можно  выделить следующие направления  повышения эффективности правового  регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

              Нужно создавать с помощью  соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

             Кроме того, важно усилить юридическую  гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового  регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного  регулирования, а значит, и в целом  механизм правового регулирования.

              Соединение нормативного регулирования  и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу  начинают демонстрировать свои "слабые  стороны": нормативное регулирование  без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, в правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол.

             Вот почему механизм правового  регулирования должен выражать  такую взаимосвязь различных  правовых средств, представляющих  различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества.

             Если нормативная регламентация  призвана обеспечить стабильность  и необходимое единообразие в  регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки  законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

             Оптимальное сочетание правотворчества  и правоприменения придает гибкость  и универсальность правовому  регулированию, минимизирует сбои  и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой  культуры субъектов права также  будет влиять на качество правового  регулирования, на процесс укрепления  законности и правопорядка.

            Интересы человека – вот главный  ориентир для совершенствования  элементов механизма правового регулирования, повышение его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 

 

Глава 3. Правовое регулирование на примере рынка ценных бумаг

3.1. Общие положения о  рынке ценных бумаг

            Законодательство России, направленное  на цивилизованное регулирование рынка ценных бумаг. В основном это систематизированные законодательные акты. Первым важнейшим актом конечно же следует признать Гражданский кодекс России (часть 1 и 2), в котором дается определение ценной бумаги, регулируются так называемые бездокументарные ценные бумаги, определяются конкретные виды ценных бумаг и раскрывается их содержание.

           Однако  основной негативной стороной  нового ГК следует признать  то, что в отношении понятия  ценной бумаги были использованы  старые юридические конструкции, разработанные в конце прошлого начале нынешнего веков, которые не учитывают достижений научно-технического прогресса.

            Разработчики пытались приспособить  современное состояние рынка  ценных бумаг к старым правовым  конструкциям вместо того, чтобы сделать наоборот. Отсюда вытекают и многие нелепости положений нового ГК, особенно касающиеся так называемых бездокументарных ценных бумаг (нелепость начинается уже с самого термина).

           В  этот же период принят систематизированный Закон "Об акционерных обществах", во многом устранивший конструктивные недостатки предыдущего законодательства, законы о рекламе, о финансово-промышленных группах, новые редакции антимонопольного и банковского законодательства.

          Важнейшим  событием следует признать подписание 22 апреля 1996 г. Президентом РФ Федерального закона "О рынке ценных бумаг", принятого 20 марта 1996 г. Государственной Думой.

         Данный  закон регулирует отношения связанные  именно с рынком ценных бумаг: правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр.

         Однако, а  сожалению, этот закон нельзя признать полностью соответствующим современным реалиям рынка ценных бумаг и регулирующим рынок в целом. Хватает в нем и юридических погрешностей.

          В целом  законодательство характеризуется  хорошей правовой проработанностью  и системностью изложения, что, несомненно, сыграет свою роль в развитии рынка ценных бумаг в России.

 

3.2 Специфические черты  правового регулирования рынка  ценных бумаг

             В первую очередь рассматривая  вопросы правового регулирования  рынка ценных бумаг, необходимо дать его юридическое определение, так как ни легального, ни доктринального определения рынка ценных бумаг еще не выработано. На наш взгляд, под рынком ценных бумаг следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обмена финансовыми и иными активами в процессе выпуска и совершения сделок с ценными бумагами, обладающего свойствами специфического товара.

            Как следует из этого определения, не все ценные бумаги могут  быть объектами рынка ценных  бумаг. Основным свойством ценной бумаги как специфического товара является ее товарная функция, присутствующая далеко не у всех ценных бумаг.

 

             Она может быть заложена в  ценную бумагу при ее выпуске, может возникать и у отдельных  ценных бумаг в определенные периоды их существования. Основными элементами товарной функции являются:

А) свободная обращаемость, т.е. когда передача ценной бумаги не зависит от волеизъявления третьих лиц (товарной функцией не обладают акции закрытых акционерных обществ).

Б) потенциальная материальная заинтересованность неограниченного круга инвесторов в приобретении ценной бумаги, выражающаяся выплачиваемых дивидендах, процентах, в росте курсовой стоимости ценной бумаги и т.п. (т.е. товарной функцией не обладают товарораспределительные ценные бумаги и чеки приобретение которых не преследует цели извлечения выгоды, вытекающей из самой ценной бумаги).

            К специфике правового регулирования  рынка ценных бумаг также относятся  субъекты, которые действуют в  его рамках. Каждый субъект рынка  ценных бумаг выполняет специфические  функции, хотя в некоторых случаях они могут выполнять функции субъектов разных видов. Можно выделить следующие виды субъектов рынка ценных бумаг:

А) эмитенты – субъекты осуществляющие выпуск ценных бумаг. При этом могут выделяться институциональные и обычные эмитенты. Под институциональными эмитентами следует понимать таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых выпуск ценных бумаг является одним из основных видов профессиональной деятельности (например – взаимные фонды, для которых возможность инвестирования зависит от привлечения денежных средств путем распространения ценных бумаг).

              Для обычных эмитентов выпуск  ценных бумаг не является основным  видом деятельности без которого  невозможно осуществление других  видов деятельности. Дополнительным  отличием является то, что институциональный эмитент кроме регистрации выпуска ценных бумаг должен быть зарегистрирован как специальная организация и (или) получить соответствующую лицензию.

Б) инвесторы – субъекты, осуществляющие вложение денежных средств и иного имущества в ценные бумаги. Инвесторы также делятся на институциональных и обыкновенных. Под институциональными инвесторами следует понимать таких субъектов рынка ценных бумаг, для которых вложение определенных средств в ценные бумаги является обязанностью (например – взаимные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, трастовые компании и т.п.).

                Для обычных инвесторов вложение  средств в ценные бумаги обязанностью  не является;

В) профессиональные участники рынка ценных бумаг – это субъекты осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные деяния в ходе совей профессиональной деятельности, в том числе выступать эмитентами и инвесторами, хотя основной их задачей является ведение деятельности, способствующей организации и поддержанию рынка ценных бумаг (консультирование, посредническая деятельность, андеррайтинг, учет ценных бумаг, организация торговли ценными бумагами и т.п.).

              При этом необходимый элемент такой деятельности – наличие квалифицированного персонала и соответствующих лицензий.

Г) саморегулируемые организации – это организации, как правило, некоммерческие, объединяющие профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях координации и повышения качества их деятельности, защиты их интересов.

             Саморегулируемые организации имеют  определенные правомочия по регулированию  деятельности их членов, которыми  они наделяются членами организации  и в некоторых случаях –  государством. Государство, например, может передавать таким организациям полномочия по осуществления аттестации специалистов рынка ценных бумаг, по производству экспертизы документов, подаваемых на лицензирование, и т.п.;

Д) государство – специфический субъект рынка ценных бумаг, который наделен компетенцией как эмитента, инвестора и в некоторых случаях – профессионального участника рынка ценных бумаг, так и нормативного регулирования рынка ценных бумаг. Все свои полномочия на рынке ценных бумаг государство осуществляет через специальные государственные органы.

               Понятие субъекта рынка ценных  бумаг никоим образом не следует  смешивать с понятиями операций  на рынке ценных бумаг и  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, а также  сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг.

               Под операцией на рынке ценных  бумаг следует понимать совокупность  юридических действий одного  или нескольких субъектов рынка  ценных бумаг, направленных на  достижение определенного результата, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг.

               При этом в операциях на  рынке ценных бумаг могут принимать  участие как профессиональные  участники рынка ценных бумаг, так и иные субъекты рынка. Особенностями операций на рынке  ценных бумаг являются возможная  единоразовость их совершения, возможность участия в совершении операции нескольких субъектов рынка ценных бумаг, а также разноплановость результатов, на достижение которых направлены действия субъектов, осуществляющих операции (не только извлечение прибыли).

              Под профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг следует понимать систему самостоятельных юридических действий профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемых ими в определенном временном интервале систематически и на свой страх и риск, связанных с организацией и поддержанием функционирования рынка ценных бумаг экономическими и техническими методами с целью достижения положительного (как правило, не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг) экономического результата.

             Особенностями профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг являются осуществление  ее специальными субъектами рынка  ценных бумаг, действующими независимо  друг от друга, систематичность, цель – достижение положительного  экономического результата.

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг