Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей принятия решений в области ценообразования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены цели ценовой политики;
-проанализированы факторы, влияющие на ценовые решения организации;
- освещены методы ценообразования
- отношение переменных
затрат к остальным
При расчете методом валовой прибыли цена, установленная на основе переменных затрат, практически совпадает с ценой, исчисленной на основе валовой прибыли. Поскольку отличие в этих методах состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, во втором — все производственные затраты, то эта разница компенсируется процентной наценкой. Этот метод может быть легко применен, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу легко получить из учетных данных, и нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.
При расчете цены методом
рентабельности продаж наибольшую трудность
представляет разделение коммерческих,
общих и административных расходов
на конкретные виды продукции, иными
словами, выделение переменной и
постоянной составляющих в совокупных
затратах. Ошибки в распределении
этих расходов могут привести к ошибкам
в ценообразовании. Необходимо иметь
в виду, что полученные результаты
можно использовать лишь в качестве
отправной точки, поскольку рассмотренный
метод не учитывает внешние факторы,
такие как положение
При ценообразовании методом рентабельности активов основной проблемой является правильное определение стоимости используемых активов. В противном случае этот метод может дать неправильный результат.
Подводя итог вышесказанному,
можно заключить: для расчета
цен на тракторы возможен любой из
описанных способов, но наиболее доступным,
простым и эффективным с
1.3 Трансфертная
цена: её виды и принципы
История вопроса о трансфертном
ценообразовании связана с 50-60-ми
годами прошлого столетия, когда в
промышленности в связи с процессами
концентрации производства стали формироваться
крупные монопольные
В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.
Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.
Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.
Трансфертное ценообразование
предполагает четкое фиксирование факта
приемки-передачи между центрами ответственности
изделия (услуги), что невозможно без
организованной системы сегментарного
учета и отчетности. В его основе
лежит принцип, согласно которому оптимальными
являются те трансфертные цены, которые
обеспечивают организации максимально
возможный маржинальный доход. По трансфертным
ценам составляется сегментарная отчетность
организации. Поэтому установленная
ТЦ будет справедливой в том случае,
если обеспечит возможность
Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:
• совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;
• предоставлении руководителям
центров ответственности
На практике применяются три метода расчета ТЦ:
1) на основе рыночных цен;
2) на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»;
3) на основе договорных
ТЦ, сформированных под
Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону.
Однако применение первого
метода имеет свои ограничения: необходимо
наличие развитого рынка
В трансфертном ценообразовании
всегда участвуют две стороны: центр
ответственности, передающий свою продукцию
(услугу), и центр ответственности,
принимающий эту продукцию (услугу)
для ее последующей переработки
и потребления. При формировании
ТЦ на основе рыночных цен обеим
сторонам предоставлено право
1) центр ответственности,
приобретающий продукцию (
2) если продающее подразделение
завышает существующие
В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных ТЦ невыполнимо, то применяется второй метод — на основе себестоимости, и здесь существуют различные варианты. В основу ТЦ может быть положена:
а) полная фактическая себестоимость;
б) нормативная себестоимость;
в) переменная себестоимость.
В любом случае ТЦ рассчитывается
по формуле «себестоимость плюс», т.е.
в ТЦ на продукцию передающего
подразделения закладывается
Преимуществом первого варианта расчета являются объективность и ясность расчетов. Рассчитанная эти методом цена приближается к рыночной, что способствует принятию грамотных управленческих решений. Однако здесь имеются и свои недостатки.
Во-первых, передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что ТЦ их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки.
Во-вторых, по ТЦ, рассчитанной на базе полной себестоимости, нельзя судить о степени эффективности работы передающего центра ответственности, а следовательно, контролировать ее. Постоянные расходы затушевывают реальную картину.
В-третьих, известно, что система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами фирмы в целом. Однако с позиций организации приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.
Отмеченные недостатки устраняются расчетом ТЦ по второму варианту — на базе нормативных затрат. По существу в этом случае рассчитывается нормативная трансфертная цена. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение — об ее эффективности.
Однако нормирование издержек приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции этот процесс вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.
В этих случаях может быть
использован другой вариант расчета
ТЦ — на основе переменной себестоимости,
информация о которой аккумулируется
в системе «директ-костинг». Постоянные
издержки центров ответственности
будут покрываться при этом из
выручки организации. Этот вариант
позволяет разрабатывать
Третий
метод трансфертного
ТЦ = Удельная переменная + утраченный продающим подразделением в себестоимость результате отказа от внешних продаж.
Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. Пример расчета договорной ТЦ с помощью общего уравнения приводится ниже.
В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:
1) характером решаемых
в результате трансфертного
2) степенью децентрализации
организационной структуры
3) состоянием рынка продуктов
и услуг, на которые
рыночные цены.
2. Процесс принятия
решений по ценообразованию:
2.1 Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования
Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов: 1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен.
2. Постановка целей ценообразования.
3. Выбор метода ценообразования.
4. Формирование ценовой стратегии предприятия.
5. Разработка тактики ценообразования.
6. Установление первоначальной цены на товар.
7. Рыночная корректировка цены.
8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
Данный подход представляет
процесс ценообразования на предприятии
в самом общем виде. Он не является
неизменным. Необходимо учитывать, что
любой из перечисленных этапов может
оказать самое сильное и
Так, трудно переоценить значимость и влияние на установление цен факторов внешней среды, в которую входят такие факторы как конъюнктура рынка, конкуренция, спрос. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на изменение стратегии ценообразования, которая является составляющей выживания предприятия в долгосрочной перспективе.
Выбранный метод ценообразования может также подвергаться существенной корректировке, поскольку на него могут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, поведение конкурентов, изменение политики государства в отношении политики учета затрат и налогообложения и т.д.
Существенным моментом является рыночная корректировка цены, осуществляемая в тот момент, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу.
На этом этапе особую важность
приобретают установление различного
рода скидок к цене в целях привлечения
дополнительных потребителей. По отношению
к предприятию существует целый
ряд факторов, которые значительно
влияют на процесс ценообразования,
формируя определенные границы, в пределах
которых может действовать
Информация о работе Принципы ценообразования и цели ценовой политики