Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей принятия решений в области ценообразования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены цели ценовой политики;
-проанализированы факторы, влияющие на ценовые решения организации;
- освещены методы ценообразования
Рис. 1. Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования на предприятии.
Потребители существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
Помимо психологических,
существуют и экономические аспекты
поведения покупателей. Сюда относятся
такие понятия как
Рыночная среда является
очень сложным и многогранным
понятием. Она формируется под
влиянием большого количества факторов
экономического, политического и
культурного порядка. Обычно выделяют
четыре основные модели рынка: чистая
конкуренция, монополистическая конкуренция,
олигополия, чистая монополия. С точки
зрения ценообразования основной отличительной
чертой этих рынков является степень
влияния предприятия на установление
рыночной цены. Максимальное влияние
оказывается в условии
Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:
· прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников (канал товародвижения нулевого уровня).
Потребителям на основе прямых
контактов с ними. К ним относится
и реализация продукции через
собственную торговую сеть, а так
же продажа по объявлениям СМИ. Этот
вариант наиболее часто используется
при реализации продукции производственно-
· косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников (многоуровневый канал товародвижения). Выделяют: одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина - число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, число всех оптовых фирм, закупающих продукцию у производителя). Разновидностями косвенного сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклюзивный сбыт.
· смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.
С точки зрения ценообразования
интерес представляет влияние участников
каналов товародвижения на возрастание
цены. Чем большее количество посредников
находится между производителем
товара и его конечным потребителем,
тем в большей степени
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
1) Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:
· использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.
· фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;
· замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
2) Регулирование цен за
счет установления предельных
уровней цен (установление
3) Регулирование системы
свободного ценообразования за
счет законодательного
· запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
· запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
· запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
· запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.
ценообразование трансфертный управленческое решение.
2.2 Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам
Принятие решения в
области ценообразования
Выделяется несколько направлений сбора информации:
1. Информация о самом товаре:
· величина и динамика изменения спроса на данный товар;
· спрос на товары конкуренты, заменители и аналоги;
· восприятие потребителями качества товара;
· восприятие потребителями цены товара;
· степень удовлетворения потребностей потребителя, достигаемая при использовании данного товара;
· перспективы обновления товара, создания его модификации;
· восприятие потребителем названия товара, упаковки, дизайна, рекламы товара и т.д.
2. Информация об издержках производства:
· состав и структура издержек производства;
· влияние издержек на процесс ценообразования;
· методы исчисления издержек;
· возможные пути снижения издержек производства;
3. Информация о ценах:
· цены конкурентов;
· состав и структура цены;
· особенности и специфика ценообразования на данном рынке;
· стратегия и тактика ценообразования конкурентов;
· возможность влияния на ценообразование на рынке;
· последствие возможного изменения цен на рынке для самой фирмы и конкурентов;
4. Информация о рынке в целом:
· основные конкуренты;
· конъюнктура рынка и перспективы ее изменения;
· наличие сегментов рынка, их взаимодействие;
· емкость рынка;
· доля рынка, приходящаяся на данный товар и товары конкурентов;
· анализ статистки цен;
5. Информация о конкуренции и конкурентах:
· наличие конкурирующих товаров, объемы их продаж;
· доля рынка конкурентов;
· степень влияния конкурентов на ценообразование рынка;
· особенности финансового положения конкурентов;
· сбытовая и рекламная политика конкурентов;
· прогноз действий конкурентов в случае изменения ситуации на рынке.
6. Информация
о государственной политике в
области ценообразовании на
· влияние государственной политики на конъюнктуру рынка;
· законодательные акты, регулирующие процесс ценообразования на данном рынке;
· наличие государственных предприятий, производящих аналогичную продукцию;
· степень государственной поддержки данной отрасли;
· политика государства в области инвестиций и кредитования.
7. Информация о производстве и реализации товара:
· объемы производства и имеющиеся складские запасы;
· анализ товарооборота;
· оценка влияния изменения объемов складских запасов на издержки производства и реализацию товара.
Принятие решений по ценам происходит сразу по нескольким направлениям: решение по уровню цен, решение по выбору времени изменения цен. Эти решения взаимосвязаны друг с другом и обязательно учитываю реакцию конкурентов на все действия фирмы.
2.3 Принятие решений по ценообразованию
Среди целей бухгалтерского
управленческого учета
В условиях административных методов хозяйствования советскими учеными-экономистами неоднократно предпринимались попытки «сломать» затратный механизм ценообразования. Не является секретом, что в те времена цена являлась лишь производной от полной себестоимости продукции (работ, услуг). В промышленности механизм формирования цены был следующим: фактически сложившуюся полную себестоимость увеличивали на сумму запланированной прибыли (обусловленной желаемой рентабельностью данного изделия), прибавляли оборотные налоги и получали искомую величину — оптовую цену.
Аналогичным образом поступали и в торговле, оперируя торговой надбавкой. Продавцов мало занимали вопросы: удовлетворит ли покупателя заявленная цена? Не залежится ли товар на складе? Не обанкротится ли организация? Ответственность за решение всех этих вопросов в то время несло государство.
В условиях рыночной экономики
подходы к ценообразованию
Информация о работе Принципы ценообразования и цели ценовой политики