Теоретические основы ценообразования в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследование методологии планирования цен, издержек и ресурсного обеспечения турфирмы.
Из цели работы вытекают её задачи:
1). Цели, задачи и содержание планирования издержек;
2). Сущность цены и ценообразования;
3). Принципы ценообразования;
4). Методы ценообразования турфирмы, недостатки и преимущества;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и содержание планирования издержек производства…….5
Классификация внутрипроизводственных издержек……………………5
Цели, задачи и содержание планирования издержек……………………9
Особенности учета издержек в туризме………………………………...10
Глава 2. Теоретические основы ценообразования в туризме…………………16
2.1. Сущность цены и ценообразования………………………………………..16
2.2. Принципы ценообразования……………………………………………….17
2.3. Особенности ценообразования в туристической деятельности………….19
2.4. Методы ценообразования туристической фирмы, недостатки и преимущества……………………………………………………………………21
Глава 3. Ресурсное обеспечение турфирмы……………………………………24
Определение ресурсного обеспечение турфирмы…………………….24
Определение основных и оборотных фондов…………………………..27
Определение капитала турфирмы……………………………………….30
Оборотный капитал турфирмы…………………………………………..32
Глава 4. Сметная калькуляция тура…………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

планирование.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

4)Коммерческий принцип приемлет  следующее определение: “Цена - это  форма, выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их  обмена”. В такой формулировке  выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная  связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает  как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена  товара проявляется экономическая  сущность только в условиях  его обмена на деньги или  другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить  не приходиться. Цeну способен установить только рынок.

 

2.3 Особенности ценообразования  в туристской деятельности

Ценообразование — это прежде всего установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Обоснованное формирование цены очень важно для успешного экономического развития предприятия, поскольку именно от этого зависит доход организации.

Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:

1) высокая степень влияния конкурентов  – туристический рынок характеризуется  своей динамичностью, с каждым  годом появляются сотни новых  туристических фирм, способных предложить  что-то особенное, поэтому при  ценообразовании очень важно  постоянно быть в курсе цен  конкурентов, для того чтобы сохранять  свою конкурентоспособность на  рынке;

2) между моментами установления  цены и купли-продажи турпродукта часто проходит достаточно длительный период времени. Необходимо уметь предвидеть повышение или понижение цен на рынке туруслуг, для того чтобы цена реализации соответствовала как требованию прибыльности деятельности фирмы, так и требованиям потребителей;

3) сезонная дифференциация цен  и тарифов. В связи с сезонными  колебаниями спроса присутствует  феномен насыщения. В определенные  моменты года могут быть выделены  определенные туристические зоны, пользующиеся в эти периоды  наибольшим спросом;

4) большое влияние стоимости  операций на спрос. Цена на  пакет услуг, предоставленный туристической  организацией, должна быть ниже  затрат туриста, путешествующего  самостоятельно (если он будет  использовать те же услуги), иначе  потребительская привлекательность  турпродукта значительно снижается;

5) необходимость ориентации цены  турпродукта на определенные типовые группы, так как цена, которую способен заплатить потребитель, различна у разных типов покупателей, необходимо установить, какой именно капитал на каждый турпродукт будет устраивать клиента;

6) на процесс формирования цен  оказывает влияние реклама. Цены  на турпродукт тесно связаны с его рекламой. Так, снижение цены стимулирует спрос. Однако хорошо организованная реклама может позволить повысить уровень цен на продукцию;

7) цена туристической путевки  зависит от вида тура (групповой  или индивидуальный). Чем больше человек в группе, тем цена одной путевки будет ниже. Цена тура на одного человека зависит от количества туродней: чем дольше тур, тем дороже он будет стоить;

8) степень государственного регулирования  в сфере транспорта. При установлении  цены нужно учитывать государственные  ограничения;

9) зависимость цены от страны  туриста. На одни и те же  услуги, предоставляемые туристическими  организациями, могут формироваться  разные виды цен – внутренние  и внешнеторговые. Поэтому, с учетом международных требований, цены для иностранных туристов, как правило, выше, чем для отечественных.

Эти особенности предопределяют:

1) ценообразование турфирмы соответствует  общему плану ценообразования  и является совокупностью цен, которые должны опубликоваться  в путеводителях, каталогах, брошюрах и других печатных изданиях. Эти цены могут свидетельствовать о позиции туристского продукта и туристкой организации на рынке туруслуг;

2) уровень, определяющий в целом  особенности методов формирования  цены на продукт, характеризует  продажную цену туристского продукта, исходя из данной ситуации.

 

2.4 Методы ценообразования  туристических фирм, недостатки  и преимущества

Рассмотрим методы ценообразования туристических фирм.

Существуют следующие методы ценообразования:

1) метод с ориентацией на спрос;

2) метод с ориентацией на уровень  конкуренции;

3) ценностный метод;

4) затратный метод;

Рассмотрим каждый из названных методов подробнее.

Метод ценообразования с ориентацией на спрос - основан на изучении потребительского спроса, платежеспособности и потребностей клиентов (т. е. цен, приемлемых для целевого рынка). Он применяется в случае, если именно цена является решающим фактором в приобретении турпродукта (туруслуги предоставляются идентичные), при этом необходимо определить максимальную цену, которую потребитель может заплатить за данную услугу.

При методе ценообразования с ориентацией - на уровень конкуренции цены устанавливаются ниже, выше или на уровне рыночных, в зависимости от реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов или клиентов.

При ценностном методе - ценообразования при определении цены учитывается только уровень спроса. Фирма формирует цену исходя из того, что потребитель сам определяет ценность товара (услуги), его недостатки и преимущества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.

Затратный метод - ценообразования (на основе издержек) построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Он используется предприятиями, которые стремятся получить прибыль от вложений.

Варианты затратного ценообразования:

1) совокупность издержек и прибыли  – прибавление определенной надбавки  к суммарным затратам;

2) издержки как процент от  цены продажи – другой, обычно  используемый метод ценообразования. Например, если фирме требуется, чтобы издержки в цене составляли 20%, умножают их на 5;

3) целевое ценообразование –  когда фирма старается определить  цену, при которой будет достигнут баланс доходов и расходов.

К преимуществам затратного метода можно отнести:

1) простота расчета;

2) наличие условий для снижения  ценовой конкуренции туристической  организации. При разработке своей  ценовой стратегии фирма должна  грамотно использовать все методы  в различных ситуациях или  относительно различных туруслуг и турпродуктов. Это обеспечивается гибкостью ценовой политики и позволяет в некоторых случаях сэкономить довольно большие средства.

Таким образом, цена туристского продукта не может быть ниже, чем себестоимость и не может по своей величине превышать потребительскую стоимость этого продукта.

Калькуляция полной себестоимости турпродукта, как неотъемлемая часть затратного метода,  предполагает подсчет и сложение всех издержек, связанных с разработкой и реализацией единицы турпродукта. При таком подходе могут рассчитываться полная себестоимость единицы турпродукта или средние валовые издержки.

Объектом калькуляции себестоимости турпродукта при групповом типе тура служит стоимость обслуживания группы туристов, а при индивидуальном типе тура – стоимость обслуживания одного туриста.

В настоящее время большим спросом пользуются групповые туры – цена на оказание туруслуг сразу нескольким туристам, как правило, оказывается ниже цены на индивидуальное обслуживание в среднем на 10-20%.

Структура туров может изменяться в зависимости от страны, количества туристов, ассортимента и качества услуг, а также покупательной способности.

Калькуляция – это документ, используемый при затратном методе ценообразования, в котором суммируются все виды затрат, и на их основании складывается продажная цена турпродукта.

Различают фактическую (отчетную), плановую (нормативную) и сметную калькуляции.

Фактическая калькуляция отражает сумму всех фактически понесенных затрат на разработку и реализацию тур-продукта, составляется уже после разработки продукта.

Плановая калькуляция составляется на плановый период. Показатели рассчитываются на основе норм, актуальных для текущего периода.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Ресурсное обеспечение турфирмы

3.1. Определение ресурсного обеспечения  турфирмы

 

Помимо рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры, наиболее важными элементами ресурсного обеспечения и главным фактором развития туризма является персонал, капитал и производственные фонды, оборотные средства, нематериальные и инвестиционные ресурсы.

Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

- технология  и организация производства туристического  продукта, характер услуг и т.п.

К внешним факторам относятся:

- демографические  процессы, юридические и моральные  нормы общества, характер рынка  труда и т.п.

Характеристика внешних факторов свидетельствует о количественных и качественных параметрах трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы – это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическим, образовательным данным соответствует деятельности туристической сферы. Следует различать трудовые ресурсы:

- реальные (работники, занятые в туристической  индустрии);

- потенциальные (те, что когда могут быть привлечены  к работе в туристической сфере).

Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, получавших необходимую профессиональную подготовку и (или) имеющие опыт практической работы. Учитывая, что работа туристических предприятий (турфирм) – сезонная и много фирм вне основной деятельности выполняют функции, которые не соответствуют главному их назначению, всех работников делят на две группы: персонал основной деятельности и персонал неосновной деятельности. В соответствии с характером функций, которые выполняются, персонал предприятии делится на четыре категории:

- руководители, специалисты, служащие, рабочие.

Руководители – это работники, занимающие руководящие должности в предприятиях и структурных подразделениях. К ним относятся директора, менеджеры, заведующие, главный бухгалтер, а также их заместители. Специалистами считаются работники, которые выполняют специальные туристические, инженерно – технические, экономические и другие работы.

- экскурсоводы, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, администраторы и др.

К служащим относятся работники, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и т.п.  (в частности – это секретари, делопроизводители, агенты, стенографисты).

Рабочие – это персонал , который непосредственно причастен к созданию и предоставлению услуг, а также занят ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров и т.д. Это работники ресторанов, отелей, транспортных средств, учреждений отдыха, охранники, уборщицы, курьеры и др.

Персонал туристической фирмы можно классифицировать по профессиям и специальностям, уровню квалификации работников и т.д. Каждая отрасль, в том числе и туристическая, имеет только ей присущие профессии и специальности, например, экскурсоводы, переводчики, гиды и т.д. В то же время в сфере туризма около половины персонала работает по общим профессиям и специальностям. Это бухгалтеры, экономисты, механики, водители и т.д.

Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на определенной должности. Выделяют специалистов высшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим специальным образованием и значительным практическим опытом), специалистов средней квалификации ( работники со средним специальным образованием и некоторым практическим опытом), специалистов – практиков (работники, занимающих соответствующие должности, но не имеют специального образования).

Эти классификационные признаки персонала предприятия наряду с другими (пол, возраст, стаж) служат основой для расчетов различных видов структур.

Для эффективного управления важна не простая констатация численности отдельных категорий работников, а изучение соотношения между ними. И если в структуре промышленного предприятия 18% составляют руководители, специалисты и служащие, а 82% - рабочие, то в структуре туристического предприятия 60% - это руководители, специалисты, служащие, а 40 % - рабочие. Все это дает возможность не только выявить влияние фактора персонала на конечные результаты деятельности предприятия, но и установить структурные изменения, их движущие силы, тенденции и на этой основе формировать реальную стратегию по развитию трудовых ресурсов.

Информация о работе Теоретические основы ценообразования в туризме