Влияние государства в процессе рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение влияния государства в процессе рыночного ценообразования.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие цены, её виды и функции
2.Изучить этапы ценообразования
3.Рассмотреть методы и способы государственное воздействия на цены
4.Оценить последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Файлы: 1 файл

черновоймикра.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Введение

Государственное вмешательство  в ценообразование впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в  саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения  нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.

Значимость государственного вмешательства в ценообразование  очевидна - только при активном и  грамотном государственном вмешательстве  возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.

Какие же цели ставит перед  собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического  равновесия и обеспечение общественного  воспроизводства. Это - глобальные цели. Они перед государством стоят  всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной  экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного  общественного производства;

2) стимулирование роста  производства

3) обеспечение полной  занятости;

4) повышение эффективности  общественного производства;

5) справедливое распределение  дохода;

6) стабильность цен, следовательно,  не допущение инфляции;

7) сохранение природной  и окружающей среды и т.д.

 Но эти цели могут  быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста  производства и повышение его  эффективности хотя и можно  ставить в качестве цели, но  второе не обязательно предполагает  первое. С другой стороны, между  целями могут возникнуть конфликты.  Например, между повышением эффективности  производства и сохранением окружающей  среды. Вот тут - то и возникает  ещё одна цель государственного  регулирования - сглаживание противоречий  между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.Целью данной курсовой работы является изучение влияния государства в процессе рыночного ценообразования.

Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие цены, её виды и функции

2.Изучить этапы ценообразования

3.Рассмотреть методы и способы государственное воздействия на цены

4.Оценить последствия  государственного вмешательства  в процесс ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие цены и её функции

 

Цена - денежное выражение  стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это  форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь  цены товара с ценностью как объекта  потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли - продажи нет цены.

Можно выделить пять функций цены.

1. «Учетная функция цены, или функция учета и измерения  затрат общественного труда, определяется  самой сущностью цены, т.е., являясь  денежным выражением стоимости,  цены показывают, во что обходится  обществу удовлетворение конкретной  потребности в той или иной  продукции. Цена измеряет, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.  на изготовление товара, характеризует,  с какой эффективностью используется  труд. В конечном счете, цена  показывает не только величину  совокупных издержек производства  и обращения товаров, но и размер прибыли».

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может  под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит  в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует  цены, сдержать рост которых может  только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами  конкурентов и за счет снижения своих  затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели - валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим  инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных  хозяйственных процессов, измерение  их результатов. Например, объем произведенной  или реализованной товарной продукции  фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную  функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским  свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает  одним из главных показателей  эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. «Стимулирующая функция  цены. Сущность ее выражается  в поощрительном и сдерживающем  воздействии цены на производство  и потребление различных видов  товаров. Цена оказывает стимулирующее  воздействие на производителя  (и это принципиально важно)  через величину заключенной в  ней прибыли. В хозяйственной  жизни цены могут способствовать  или препятствовать увеличению  или сокращению выпуска и потребления  тех или иных товаров. Для  производителей особенно важны  цены, по которым они сами непосредственно  продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

1.научно-технический прогресс;

2.экономию затрат ресурсов;

3.изменение качества продукции;

4.изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли  в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет  производителю выгодно реализовать  свою продукцию. В такой функции  наиболее эффективны цены, которые  обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов  воспроизводства, с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны».

Важное значение имеет  стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой  техники, более современной технологии, в организации производства и  труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной  структуры производства и потребления  совершается путем применения ценовых  мероприятий. Рационализация структуры  производственного потребления  осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений  цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового  или различного уровня цен в расчете  на единицу полезного эффекта  и др.

Стимулирование оптимальной  структуры личного потребления  населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также  путем использования различных  методов оценки сырья при калькулировании  себестоимости изделий, системы  договорных цен и т.д.

В настоящее время в  условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров, как  для внутреннего, так и для  внешнего рынков.

3. «Распределительная функция  цены связана с возможностью  отклонения цены от стоимости  под воздействием множества рыночных  факторов. Суть ее состоит в  том, что с помощью цен осуществляется  распределение и перераспределение  национального (чистого) дохода  между:

1.отраслями экономики;

2.различными формами собственности;

3.регионами страны;

4.фондом накопления и фондом потребления;

5. различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких  розничных цен на предметы роскоши  и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью  бюджета денежных средств определенной части населения с высоким  уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для  социальной защиты малообеспеченных категорий  населения.

Распределительная функция  цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджеты разных уровней на общегосударственные  нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества»1.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой  стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель  при покупке данного товара несет  повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о  закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи  цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш  одних должен быть равен проигрышу  других. Следовательно, равенство суммы  цен всех товаров и их стоимости  является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости  по каждому конкретному товару в  отдельности.

В качестве средства перераспределения  чаще всего используются регулируемые цены. Однако они -- не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы  и кредитная система. Так, при  решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения  эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование  цен в данном случае дает меньший  эффект, по-скольку от снижения цен  обычно выигрывает все население.

4. «Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается  в том, что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о  появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует  принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для  достижения соответствия между спросом  и предложением. При появлении  диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением  производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых  рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной  системы управления сбалансированность между спросом и предложением регулировалась планами производства и материально-технического снабжения. Спрос лишь частично регулировался  установлением относительно более  высоких цен на особо модные товары и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, - так называемые сезонные цены (уценки)».

В условиях рыночных отношений  цена в этой функции как бы выполняет  роль стихийного регулятора общественного  производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а  материальные и денежные ресурсы  направляются на увеличение выпуска  товаров, необходимых для рынка  и пользующихся спросом.

Информация о работе Влияние государства в процессе рыночного ценообразования