Влияние государства в процессе рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение влияния государства в процессе рыночного ценообразования.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие цены, её виды и функции
2.Изучить этапы ценообразования
3.Рассмотреть методы и способы государственное воздействия на цены
4.Оценить последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Файлы: 1 файл

черновоймикра.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  основных методик определения цены. Наиболее простой и распространенной считается методика “ Средние  издержки плюс прибыль”, которая заключается  в начислении наценки на себестоимость  товара. Величина наценки, добавляемая  фирмой, может быть стандартной для  каждого вида товара и широко дифференцируется в зависимости от его вида, стоимости  единицы изделия, объемов продаж и т.д. Однако стандартная оценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского  спроса и конкуренции, а, следовательно, определить оптимальную цену.

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, ориентируется  на получение целевой прибыли. В  этом случае цена сразу устанавливается  фирмой, исходя из желаемого размера  прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать  определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой  цене, но в меньшем количестве. Здесь  особую важность имеет ценовая эластичность спроса. Используя этот метод ценообразования, фирма должна рассчитать, при каком  уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые  издержки и получить целевую прибыль.

Расчет цены на основе “ощущаемой ценности” товара является одним  из самых оригинальных методов ценообразования, широко применяемым в развитых странах. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место  восприятию товара покупателем. Для  того чтобы усилить для него ценность товара, продавец использует неценовые  меры воздействия: предоставляет сервисное  обслуживание, особые гарантии покупателям, право пользования товарной маркой фирмы в случае перепродажи и  т.д. Цена только подкрепляет в сознании покупателя ценность товара.

Заключительный этап ценообразования - установление окончательной цены. Остановив свой выбор на одной  из перечисленных методик, фирма  может приступить к расчету этой цены, которая должна учитывать психологическое  восприятие покупателем товара фирмы. Например, для многих потребителей единственная информация о качестве товара заключена в цене, и она  служит показателем качества. Назначаемая  цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политике. Необходимо также учитывать реакцию  конкурентов на предполагаемую цену.

Процесс ценообразования  на продукцию фирмы не заканчивается  установлением окончательной цены. На рынок и уровень сбыта товаров  воздействует большое количество постоянно  меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение  природных ресурсов, изменение экологической  обстановки, демографическая ситуация и т.д.). Поэтому возникает необходимость  управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы и способы воздействия государства на цены

 

 Государственное регулирование  чаще всего проявляется в установлении  максимального уровня цен, что  вызывает увеличение спроса (потребители  хотят покупать больше по установленной  низкой цене), что приводит к  появлению дефицита. Те потребители,  которые могут приобрести товар,  станут богаче, так как теперь  они будут платить меньше. Но  производители при подобных методах  государственного регулирования  терпят потери от недополучения  прибыли.

 Для потерь, вызванных  воздействием государственного  регулирования , используются понятия  излишков потребителя, то есть  совокупная чистая выгода, которую  получают все потребители (производители)  от приобретения (производства) товара.

 Так же потребительский  излишек и излишек производителя  используются для того, чтобы  продемонстрировать эффективность  конкурентного рынка (ситуация, при  которой ресурсы размещаются  оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и  равновесное количество продукции  на конкурентном рынке максимизируют  совокупное экономическое благосостояние  производителей и потребителей.

 Вопросы регулирования  ценообразования в условиях рыночной  экономики постоянно являются  предметом научных дискуссий  и острых политических споров. Всеми признано, что государство  должно регулировать процесс  ценообразования и естественно  тем самым и сами цены. В  соответствии со сложившейся  терминологией те, кто считает  допустимым лишь минимальное  вмешательство в этот процесс  государства, называются “либералами”. Те же, кто настаивает на необходимости  более широкого участия государства  в формировании цен, обычно  называются “консерваторами”.

 Либералы рассматривают  рыночную экономику в основном  как самостоятельную систему,  которая может эффективно функционировать  при минимальном вмешательстве  государства. Консерваторы со  времён Кейнса видят возможности  решения экономических проблем  (таких, как нарушение стабильности  экономического роста, повышение  уровня безработицы, рост цен  (инфляция), нарушение равновесия  платёжного баланса) в применении  соответствующих мер со стороны  государства. Либералы, наоборот, часто  связывают негативные явления  в функционировании рыночной  экономики с чрезмерным вмешательством  государства в экономические  процессы и ограничением возможностей  саморегулирования рыночной экономики.  В различных странах с развитой  рыночной экономикой преобладает  то одно, то другое научное  течение, то одна, то другая  государственная политика. Из этого  можно сделать вывод, что мир  движется в направлении усиления  государственного регулирования  экономики. К этому общество  подталкивает тот факт, что рыночная  экономика не в состоянии эффективно  решать целый ряд жизненно  важных социальных вопросов на  основе присущих ей стихийно  действующих законов.

 Одной из важнейших  форм государственного регулирования  экономической жизни стало воздействие  государства на процессы ценообразования.  Роль и значение именно этой  формы государственного регулирования  экономической жизни общества  в странах с развитой рыночной  экономикой в течение последних  десятилетий возрастают. Практика  выработала целый ряд методов  регулирования цен.

 К прямым методам  регулирования цен относится:

- административное установление  уровня цены;

-запретительные меры, направленные  на недопущение роста цен сверх  определённого уровня (“замораживание”  цен);

-установление предельного  уровня цен, выше которого цены  не должны подниматься;

-регламентирование уровня  рентабельности, торговой надбавки.

 К косвенным методам  регулирования цен можно отнести:

- систему налогообложения;

- регламентирование состава  затрат, включаемых в себестоимость;

- запретительные меры, направленные  против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной  конкуренции;

- установление правил, по  которым устанавливаются цены.

 Соотношение использования  методов регулирования характеризует  степень воздействия государства  на ценообразование.

 Каждая рыночная экономика  развивается циклически. Экономический  цикл (цикл деловой активности) складывается  из колебаний общего объёма  производства или ВНП, сопровождаемых  колебаниями в уровне безработицы  и темпах инфляции.

 Конкурентные рынки  в целом работают хорошо. Чего  нельзя сказать о рынках, на  которых или покупатели или  продавцы могут манипулировать  ценами. В частности, на том  рынке где один - единственный  продавец контролирует предложение,  выпуск продукции будет очень  малым, а цены - очень высокими.

 Так определяются монополисты.  Монополист - единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты  могут поучать прибыли, ограничивая  объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен  со стороны конкурентов, и потребители  в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии  практически неизбежны. Большинство  предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом - путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.

 В большинстве промышленно  развития стран рынки редко  являются независимыми от вмешательства  государства. Помимо введения  налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует  рынки различными способами - через финансовую, налоговую, таможенную  и бюджетную политику.

 Административное регулирование  цен производится на основе  следующих методов:

- установление фиксированных  цен и тарифов;

- установление предельных  цен и тарифов;

- установление предельных  коэффициентов изменения цен;

- установление уровня  рентабельности.

 Декларирование цен  осуществляется путем сообщения  в органы ценообразования, местные  органы о повышении цен с  соответствующей мотивацией и  калькуляцией.

 Со 2 января 1992 года административное  регулирование цен на базе  повышающегося коэффициента было  введено на основные продукты  питания (хлеб, молоко, соль, сахар,  масло растительное), спирт, водку,  спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.

 Местным органам разрешалось  менять эти коэффициенты.

 Регулирование цен  в 1992 и 1993 гг. осуществлялось на  основе предельной рентабельности. В розничной торговле он был  определён в размере 8% к розничному  товарообороту, в оптовой 3% к  оптовому товарообороту, а в  отдельных отраслях промышленности - в пределах 25 - 50% к затратам.

 Структура свободной  оптовой и свободной отпускной  цены состоит из следующих  элементов: себестоимость, прибыль  предприятия - изготовителя товара, акциз и НДС. Структура свободной  цены при поставке товара от  производителя непосредственно  в розничную торговлю состоит  из следующих элементов: отпускная  (оптовая) цена, торговая надбавка  плюс НДС на торговую надбавку.

7 марта 1995 года Правительство  Российской Федерации приняло  Постановление за номером 239 “О  мерах по упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)”,  в котором отмечается: ”…не применять  государственное регулирование  цен (тарифов), надбавок для всех  хозяйственных субъектов независимо  от их организационно - правовых  форм и ведомственной подчиненности,  осуществляемое путём установления  фиксированных цен, предельных  цен, надбавок, предельных коэффициентов  изменения предельного уровня  рентабельности, декларирования повышения  цен на все виды продукции  производственно - технического  назначения и товары народного  потребления, кроме указанных  в этом постановлении.”

 В перечень продукции  производственно - технического  назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) осуществляется  Правительством РФ и Федеральными  органами исполнительной власти  входят:

- газ природный (кроме  реализуемого населению и жилищно-  строительным кооперативам), другие  виды газа (кроме реализуемого  населению)

- продукция ядерно - топливного  назначения

- электроэнергия и теплоэнергия.

Тарифы, которые регулируются Федеральной энергетической комиссией:

- перекачка, перевалка  и налив нефти;

- продукция оборонного  значения;

- драгоценные металлы  и драгоценные камни;

- протезно - ортопедические  изделия;

- перевозки грузов, погрузочно- разгрузочные работы на железнодорожном  транспорте (кроме перевозок в  пригородном сообщении);

- обслуживание воздушных  судов, пассажиров и грузов  в аэропортах;

- отдельные услуги почтовой  и электронной связи, услуги  связи по трансляции программ  Российских государственных телерадиоорганизаций  по перечню утверждённому Правительством  РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

- газ населению и жилищно-  строительным кооперативам;

- электроэнергия и теплоэнергия;

- топливо твердое, топливо  печное бытовое и керосин, реализуемые  населению;

- перевозки пассажиров  и багажа всеми видами транспорта  в городском (включая метро)  и пригородном сообщении (кроме  железнодорожного транспорта);

- оплата население жилья  и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги;

- услуги водоснабжения  и канализации;

- торговые надбавки к  ценам на лекарственные средства  и изделия медицинского значения;

- услуги почтовой и  электронной связи по перечню,  утверждённому Правительством РФ;

- перечень услуг транспортных  снабженческо-сбытовых и торговых  организаций, по которым органам  исполнительной власти субъектов  РФ предоставляется право вводить  государственное регулирование  тарифов и надбавок;

Информация о работе Влияние государства в процессе рыночного ценообразования