Определение экономической эффективности молочной продукции как объекта исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей данной курсовой работы является анализ методов стандартизации, вопросов в области применения этих методов и раскрытии их сущности.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных методов стандартизации на примере молочной продукции, и определить, как данные методы влияют на экономическую эффективность, как для потребителя, так и для производства.

Содержание работы

Введение 4
1 Деятельность по стандартизации 5
1.1 Сущность методов стандартизации 5
2 Применение методов стандартизации на примере молочной продукции 7
2.1 Систематизация 7
2.1.1 Классификация 10
2.1.2 Кодирование 13
2.1.3 Идентификация 17
2.2 Оптимизация молока и молочной продукции 21
3 Определение экономической эффективности молочной продукции как объекта исследования 23
3.1 Принципы и методы оценки экономической эффективности 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.20 Кб (Скачать файл)

Идентификация молока и молочной продукции проводится при оценке и подтверждении соответствия молока и молочной продукции требованиям технического регламента, а также в случае, если в информации о молоке и молочной продукции содержится его неполное описание. 

Идентификацию молока и продуктов его переработки проводят:

1) органы по сертификации при  подтверждении соответствия этих  продуктов требованиям настоящего  Федерального закона;

2) федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий функции  по контролю и надзору в  сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты  прав потребителей, федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий  функции по контролю и надзору  в сфере ветеринарии, органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, уполномоченные на проведение  государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты  прав потребителей;

3) юридические или физические  лица в инициативном порядке  при необходимости установления  соответствия этих продуктов  предоставленной о них информации, а также при возникновении  сомнений в достоверности такой  информации или в целях предварительной оценки этих продуктов.

При необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания) в части следующих установленных настоящим Федеральным законом показателей идентификации и других показателей:

1) содержание в готовом молочном  продукте, молочном составном продукте  или молокосодержащем продукте сухих веществ молока (сухого молочного остатка), их массовая доля в таком готовом продукте в процентах (за исключением продуктов переработки молока, содержащих сливочное масло);

2) наличие и содержание жиров  немолочного происхождения, их массовая  доля в молоке и продуктах  его переработки в процентах;

3) жирнокислотный состав жировой фазы продуктов переработки молока (за исключением продуктов переработки молока, массовая доля жира в которых составляет менее чем 1,5 процента, и мороженого, массовая доля жира в котором составляет не более чем 8 процентов);

4) содержание белка в сухом  обезжиренном молочном остатке  в молочных консервах и молокосодержащих консервах, его массовая доля в таких продуктах в процентах;

5) соотношение сывороточных белков  и казеина в молочных консервах и молокосодержащих консервах.

Результаты проведения идентификации конкретного продукта переработки молока анализируются и оформляются в виде протокола проведения идентификации, содержание которого должно включать в себя:

1) сведения об организации, проводившей  идентификацию молока или продуктов  его переработки;

2) информацию об изготовителе  молока или продуктов его переработки  с указанием места нахождения (адреса) и реквизитов юридического лица, адреса и фамилии, имени, отчества физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

3) наименование этого продукта, наименование классификационных  признаков этого продукта;

4) сведения о молоке или продукте  переработки молока, необходимые  для проведения их идентификации;

5) дату производства, срок годности, срок хранения (при наличии срока  хранения), срок реализации (при наличии срока реализации) молока или продукта переработки молока, условия их хранения, указание на конкретную маркировку, специальную маркировку (при наличии специальной маркировки);

6) результаты исследований (испытаний) этого продукта в аккредитованной  испытательной лаборатории (центре) (при необходимости их проведения), в том числе исследований (испытаний) органолептических показателей;

7) сведения об упаковке, в том  числе о виде упаковки, о массе  нетто или об объеме этого  продукта в потребительской упаковке или транспортной таре;

8) размер партии этого продукта;

9) сведения о соответствии маркировки  требованиям настоящего Федерального  закона;

10) наименование стандартов, нормативных  и (или) технических документов, в  соответствии с которыми произведен этот продукт (при их наличии), или других документов, содержащих описание этого продукта, в том числе ввезенного на территорию Российской Федерации (контракт на его поставки, гигиенический сертификат, сертификат происхождения этого продукта, документ, подтверждающий показатели безопасности этого продукта, сертификат качества этого продукта, спецификация на этот продукт);

11) заключение о проведении дополнительных  исследований (испытаний) (в случае, если требуется);

12) заключение о соответствии  этого продукта заявленному наименованию  и (или) конкретной партии этого продукта и его декларируемым показателям.

Идентификация продукции может проводиться по ее наименованию, визуальным методом, органолептическим методом и аналитическим методом. Идентификация продукции по наименованию является самым доступным из указанных методов. Она проводится путем сравнения наименования конкретного продукта, указанного в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, известным для потребителя или приобретателя, указанным для молочной продукции в техническом регламенте на молоко и молочную продукцию, а также в нормативном и/или техническом документе по которому эта продукция производится.

Наименование продукта состоит из одного слова или сочетания нескольких слов, которые достоверно характеризуют продукт, позволяют отличать данный продукт от других продуктов без дополнительной информации и в определенной степени раскрывают природу его происхождения. При формировании наименования продукции в качестве «основных слов» используются понятия и/или термины, установленные в нормативных правовых актах (технических регламентах) или стандартах на термины и определения. Наименование продукции может быть дополнено придуманным название пищевой продукции или зарегистрированным товарным (ассортиментным) знаком.

Придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительские свойства и не должно заменять собой наименование пищевой продукции. В соответствии с этим производителям продукции необходимо давать наименование изготовляемой продукции, которое достоверно ее характеризует и позволяет отличать от другой аналогичной продукции [4].

Рассмотрим выявленные продукты и их основные идентификационные признаки.

  1. Продукты:

- традиционные: молоко и сливки;

 - кисломолочные продукты, имеющие исторически сложившееся наименование на территории России: айран, варенец, кефир, кумыс, простокваша, ряженка, сметана и творог;

- твороженные продукты: твороженная  масса, глазированные сырки;

 - продукты, изготавливаемые  на предприятиях молочной промышленности в широком ассортименте: коктейли, молочные напитки, кисели, кремы, муссы, пасты и т.д..

  Основные идентификационные  признаки продукции:

 - сырьевое происхождение: молочный, сливочный, сывороточный, молочно-растительный, и другие варианты сложного сырьевого состава, нормализованный, восстановленный, рекомбинированный;

- процесса ферментации и применяемой  закваски: кисломолочный, йогуртный, кефирный, кумысный и т. д.;

- термообработки и специальной  обработки: натуральный, замороженный, стерилизованный, пастеризованный, сухой, сгущенный и др.;

- диапазона массовой доли жира: обезжиренный, нежирный, маложирный, жирный и др.;

- применение пищевых продуктов  и пищевых добавок: с фруктами, с ароматом и др.

В соответствии с «классификационными» терминами вся молочная продукция в зависимости от используемого при ее производстве сырья подразделяется на: молочные продукты, молочные составные продукты и молокосодержащие продукты.

В наименованиях молока (сырого и питьевого)  наряду с основным термином «молоко» указывается вид животных, от которых получено молоко (кроме молока коровьего), например, «молоко козье сырое», «молоко буйволиное питьевое пастеризованное», «молоко питьевое ультрапастеризованное».

В наименовании молока питьевого  наряду с терминами «питьевое молоко»  используются термины, характеризующие способы термической и/или специальной обработки продукта, если такая обработка проводилась, например, «молоко питьевое топленое». Дополнительно, по решению производителя, в наименовании могут быть использованы термины, характеризующие сырьевой состав продукта, например:

использование цельного молока - «топленое питьевое цельное молоко»; обогащение витаминами и микроэлементами - «молоко питьевое обогащенное витамином С пастеризованное», «молоко питьевое стерилизованное обогащенное кальцием»;

использование нормализации сырья : «молоко питьевое пастеризованное обезжиренное».

Дополнительно, по решению производителя, в наименовании молочного продукта могут быть использованы термины, характеризующие его сырьевой состав, например использование цельного молока - «молоко цельное концентрированное стерилизованное»; молока других видов животных, кроме коровьего - «творожный продукт из козьего молока пастеризованный»; проведение нормализации - «творог обезжиренный со сливками» и т.д.

Пастеризованное молоко вырабатывают следующих наименований:

-пастеризованное жирностью 1,5; 2,5; 3,2 и 6%;

-белковое 1,0 и 2,5%;

-витаминизированное (с витамином С) - нежирное и жирностью 2,5 и 3,2%;

-молоко с какао или кофе  жирностью 1,0 и 3,2%;

-нежирное;

-топленое молоко жирностью 4 и 6% [7].

Проанализировав данные следует, сделать вывод о том что, метод кодирования и идентификации тесно взаимосвязаны друг с другом, т.е идентификация также позволяет в малом объеме предоставить полную информацию продукте, что значительно сокращает время на переработку информации.

 

 

    1. Оптимизация молока и молочной продукции

 

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров, а так же значений всех других показателе качества и экономичности. Оптимизацию осуществляют путем применения специальных экономико- математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию[3].

 Так, например, в советское время  молоко продавали прямо из  бочки или в стеклянных полулитровых  бутылках, реже – в картонных  коробках. Сегодня упаковки стали  более разнообразными по форме и качеству, такие как:

- плотные коробки, они сделаны из многослойного картона, который изнутри выстлан полиэтиленом и фольгой. Герметичная упаковка хорошо защищает продукт от порчи, а благодаря ее непрозрачности молоко не подвергается так называемому фотоокислению от солнечного света.

- непрозрачные пластиковые бутылки и мешки. Упаковка герметична, но в отличие от картона легко повреждается. Степень защиты от фотоокисления неплохая, но чуть хуже, чем у коробок.

- полиэтиленовые мешки, они созданы из многослойной пленки с черным слоем внутри. Это дешевая и самая ранимая упаковка. Обычно она используется для пастеризованного молока, которое можно хранить не более 5 суток.

- бутылки (стеклянные и прозрачные пластиковые), они герметичны, но от фотоокисления продукт не защищают. Этот недостаток прозрачной тары нивелируется тем, что ее обычно используют для пастеризованного молока, которое нельзя долго хранить. При этом бутылку надо держать в темном месте. 
          Наибольшей популярностью у потребителей пользуется молоко в картонном пакете. 71% потребителей обычно покупают молоко именно в такой упаковке. Четверть покупателей (25%) кладут в свою продуктовую корзину молоко в пластиковой бутылке. Каждый седьмой (15%) приобретают молоко в полиэтиленовом пакете. Структура потребления различных видов упаковки представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Структура потребления различных видов упаковки

 

Вид упаковки

Количество потребителей (%)

твердая упаковка

71%

пластиковая бутылка

25%

мягкая упаковка

15%

в розлив

5%

стеклянная бутылка

1%

другое

1%


 

 

Отсюда следует вывод,  что молоко в тетрапаках компактное, имеет легкий вес, внутри отсутствует воздух, что позволяет сберечь полезность качества молока. И после вскрытия молоко храниться несколько дольше, чем молоко из полиэтилена. Невысокая стоимость -  всего лишь на 2-3 рубля дороже, чем продукт в пленке. Пакет герметичен, т.е молоко можно хранить даже без холодильника, если пакет не вскрыли, что очень удобно для закупки оптом. Недостатков у такой упаковки нет, следовательно, эта упаковка  является оптимальным вариантом для потребителей.

Информация о работе Определение экономической эффективности молочной продукции как объекта исследования