Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 20:40, курсовая работа
Основной задачей данной курсовой работы является анализ методов стандартизации, вопросов в области применения этих методов и раскрытии их сущности.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных методов стандартизации на примере молочной продукции, и определить, как данные методы влияют на экономическую эффективность, как для потребителя, так и для производства.
Введение 4
1 Деятельность по стандартизации 5
1.1 Сущность методов стандартизации 5
2 Применение методов стандартизации на примере молочной продукции 7
2.1 Систематизация 7
2.1.1 Классификация 10
2.1.2 Кодирование 13
2.1.3 Идентификация 17
2.2 Оптимизация молока и молочной продукции 21
3 Определение экономической эффективности молочной продукции как объекта исследования 23
3.1 Принципы и методы оценки экономической эффективности 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам. Если первый показатель выше по сравнению со второй составляющей, значит, целей достигнуто, все потребности удовлетворены. Если ситуация наоборот, значит, экономического эффекта не наблюдается и предприятие несет убытки.
Суть экономической эффективности состоит в том, чтобы из доступных предприятию ресурсов получать больше результатов производства, окупив затраты на приобретение ресурсов.
Определение экономической эффективности стандартизации основывается на ряде общих положений, которые являются едиными как для мероприятий по повышению качества продукции, так и для стандартизации. Их единство базируется на том, что они составляют конкретную форму выражения и реализации научно- технического прогресса, поэтому экономическая эффективность стандартизации это часть экономической эффективности научно-технического прогресса или эффективность научной техники.
При этом новая техника должна рассматриваться достаточно широко. К ней относятся впервые реализуемые в народном хозяйстве результаты научных исследований и прикладных разработок, содержащие изобретения и другие научно - технические достижения, а также иные новые и более совершенные технологические процессы производства, орудия и предметы труда, способы организации производства и труда. Стандартизация активно влияет на все элементы производственного процесса и способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда.
Определение ожидаемой экономической эффективности стандартизации производится при экономическом обосновании годовых и перспективных планов и программ комплексной стандартизации; выборе оптимального варианта решения задач стандартизации, унификации, типизации, агрегатирования; обосновании целесообразности разработки и утверждения стандартов, выявления влияния мероприятий по стандартизации на показатели работы предприятий и отраслей; проведении расчетов во время согласованной разработки стандартов и определения цен на продукцию.
В необходимых случаях могут быть разработаны отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие конкретные особенности определения эффективности стандартизации в определенной отрасли народного хозяйства. Определение экономической эффективности стандартизации, т. е. выявление ее влияния на экономику народного хозяйства, должно осуществляться комплексно на основе системного подхода, предусматривающего анализ и изучение результатов всех мероприятий по стандартизации на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации (потребления).
Показатели экономической эффективности следует определять комплексно с учетом изменений в экономике всех отраслей народного хозяйства, связанных с внедрением стандарта, т. е. на основе народнохозяйственной оценки. Под экономическим эффектом стандартизации понимают экономию живого и овеществленного труда в общественном производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых для этого затрат.
Он может быть выражен в денежной или в натуральной форме (снижение трудоемкости, экономия материалов, уменьшение потребности в оборудовании и площадях, сокращение длительности циклов проектирования и изготовления и т. п.), если затраты измерены в тех же единицах, что и экономия. При расчетах экономического эффекта стандартизации на стадии проектирования следует учитывать сокращение объема работ, трудоемкости, стоимости и сроков проектирования.
При этом следует учитывать изменение как текущих затрат проектных организаций и подразделений, так и капитальных. Расчеты экономического эффекта на стадии производства следует проводить с учетом повышения серийности (массовости) и определять уменьшение материалоемкости; снижение трудоемкости процессов производства; эффект от унификации, агрегатирования и увеличения применения составных частей, приобретаемых на предприятиях специализированного производства; увеличение коэффициента взаимозаменяемости; уменьшение фондоемкости; снижение удельных затрат электроэнергии и топлива и др.
При расчетах экономического эффекта на стадии эксплуатации (применения) следует учитывать снижение затрат потребителя в результате повышения технического уровня и качества стандартизуемой продукции; замены одним стандартным изделием (единицей продукции) нескольких; увеличения срока службы изделия; повышения надежности изделия; уменьшения удельной энергоемкости, потребления топлива и вспомогательных материалов; уменьшения численности обслуживающего персонала; повышения качества продукции [1].
3.2 Систематизация и оптимизация
расположения брендов на
Проведем эксперимент для определения более эффективной и оптимальной расстановки брендов на стеллажах.
Для начала, что бы определить оптимальное расположение брендов на полках супермаркетов консультанты систематизируют товар от более востребованного, к менее востребованному.
Итак, на данный момент лидером продаж является молоко марки «Домик в деревне» - 50% , далее идет молоко марки «Простоквашино» - 25% , «Веселый молочник» - 10%, «М» - 10%, «Оренбуржье» - 5%.
1 – Домик в деревне; 2 – Простоквашино; 3 – Веселый молочник; 4 – М;
5 – Оренбуржье.
Рисунок 3 – Лидеры продаж
С целью определения оптимального расположения товаров на стеллажах в торговом зале был проведен эксперимент по изменению выкладки категории «Молоко». До эксперимента средневзвешенная рентабельность по группе составляла 25%. В размещении продукции на стеллажах принимали участие производители брендов Домик в деревне, Простоквашино, Веселый молочник, М и Оренбуржье, являющиеся лидерами продаж. Все вышеперечисленные бренды марок молока располагались на двух стеллажах. Стеллаж с вышеназванными брендами, характеризующимися низкой рентабельностью для магазина, благодаря усилиям производителя занимал преимущественное положение по отношению к стеллажу с менее известными марками, но обладающими более высокой рентабельностью. В результате выгодные для магазина марки практически не продавались.
На первом этапе эксперимента все марки молока поместили на одном стеллаже в порядке убывания объемов продаж по ходу движения основного потока покупателей. Средневзвешенная рентабельность за две недели выросла на 15% за счет перераспределения продаж в сторону менее известных, но рентабельных марок.
На втором этапе марки молока расположили на стеллаже в соответствии с правилом «стены крепости». Традиционно это правило применяют для выкладки корпоративного блока. В соответствии с концепцией «стены крепости» сильные марки должны располагаться на обоих концах блока. В результате этого слабые марки, находясь между популярными, чаще попадают в поле зрения и «подтягиваются» до их уровня.
В нашем случае правило было удачно применено для всей категории «Молоко». Лидеры продаж были помещены с левой и правой стороны стеллажа, в середине стеллажа расположили порошки с невысокими объемами продаж, но с высокой рентабельностью. Средневзвешенная рентабельность за две недели выросла еще на 3,5% за счет увеличения продаж более рентабельных марок.
Справедливости ради следует отметить некоторое снижение объемов продаж марок-лидеров. Но общая выгода магазина от мероприятий по оптимизации выкладки всей товарной категории, а не только отдельных марок в этом случае очевидна.
Итак, проанализировав методы стандартизации, а именно такие методы, как систематизация и оптимизация, мы определили, что они играют достаточно важную роль в повышении экономической эффективности продукции, так как при их использовании можно достигнуть нормализации и сокращения всего многообразия объектов, явлений, что позволяет значительно сократить время обработки и анализа молочной продукции.
Согласно теоретической части курсовой был сделан, вывод о том, что метод систематизации позволяет упорядочить и образовать в определенную систему удобную для использования различные объекты стандартизации. Так для начала, согласно, Федерального закона “Технический регламент на молоко и молочную продукцию” была проведена систематизация основных терминов, в результате чего данная система позволяет ускорить поиск нужного термина, и способствует изрядно сократить время обработки и анализа данных, что значительно может повысить экономическую эффективность на производстве. Но так как на рынке представлен достаточно большой ассортимент молочной продукции одной систематизации не достаточно для достижения более высокого экономического эффекта, поэтому проводят различные виды классификаций молочной продукции, такие как:
- классификация, в зависимости от способа обработки;
- классификация, в зависимости от степени и типа обработки;
- классификация, в зависимости от массовой доли жира;
- классификация, по виду термической обработки;
- классификация, по виду тепловой обработки и т.д..
Для наиболее удобной обработки, анализа и для увеличения экономической эффективности используют различные виды кодирования, что позволяет значительно облегчить процесс технической подготовки продукции.
Далее проводят идентификацию продукции, которая позволяет отличить один вид молочной продукции от другого. Идентификацию продукции проводят в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца); обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и в целях подтверждения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям. Также идентификацию проводит в тех случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание продукции, либо необходимо подтверждение его достоверности. Так в данной курсовой работе были приведены примеры идентификации молочной продукции.
В заключении, была осуществлена оптимизация на примере упаковок молока. Был проведен опрос среди потребителей и выявлен наиболее популярный вид упаковки. Также проанализировав свойства каждой упаковки был найдет наиболее оптимальный вариант – картонная упаковка. Она занимает первое место среди потребителей молочной продукции, так как данная упаковка имеет легкий вес, позволяет надолго сберечь качество молока, а также молоко можно хранить долгое время без холодильника, если паркет не еще не вскрыли, что очень удобно для потребителей.