Анализ конкурентоспособности предприятия "Мега Мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая посвящена анализу конкурентоспособности туристского предприятия. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит актуальный характер в современных условиях, так как конкурентоспособность турфирмы - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие:
· качество выполняемых туристским предприятием услуг;
· политику сбыта и качественного сервиса по предоставлению туристических услуг (предпочтения потребителя);
· предпочтения потребителя (выход фирмы на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке ).

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Данная курсовая посвящена анализу конкурентоспособности туристского предприятия. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит актуальный характер в современных условиях, так как конкурентоспособность турфирмы - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие:

· качество выполняемых туристским предприятием услуг;

· политику сбыта и качественного  сервиса по предоставлению туристических  услуг (предпочтения потребителя);

· предпочтения потребителя (выход фирмы на целевой рынок  потребителя, определение своей  ниши на рынке ).

Актуальность  темы.  В современной экономике главным направлением финансово-экономической и сбытовой стратегии каждого турпредприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Объектом исследования является анализ конкурентоспособности предприятий в сфере туризма.

Предметом -  анализ конкурентоспособности турфирмы «Мега Мир».

Цель данной курсовой работы – дать рекомендации по повышению конкурентоспособности туристской фирмы «мега Мир».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятия  «конкурентоспособность предприятия»;

- определить сущность  конкурентоспособности;

- рассмотреть факторы,  обеспечивающие конкурентоспособность  предприятия;

- перечислить методы оценки  конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ конкурентоспособности  турфирмы "Мега Мир";

- выделить условия формирования  конкурентоспособности фирмы «Мега  Мир»;

- дать рекомендации на  перспективу данной туристской  фирме. 

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. В первой части работы дается основная информация о конкурентоспособности  предприятий, о методах ее оценки. Во второй части работы проведен анализ конкурентоспособности на примере  конкретной фирмы.

Практическая  значимость курсовой работы определяется возможностью использования ее результатов с целью повышения конкурентоспособности предприятия в сфере туризма.  Так же курсовая работа позволит разработать  комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристской организации, направленной на совершенствование, ее устойчивое развитие и функционирование в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы конкурентоспособности предприятия

1.1.Понятие и сущность  конкурентоспособности предприятия

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в  экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства.

В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция — это  борьба.

Существует множество  определений понятия «конкурентоспособность».

 «Конкурентоспособность  — состязательная способность  осуществлять свою деятельность  в условиях рыночных отношений  и получать при этом прибыль,  достаточную для научно-технического  совершенствования производства, стимулирования  работников и поддержания работников (их работы) на высоком качественном  уровне» .[2]

Конкурентоспособность предприятия  — это способность предприятия  разрабатывать, производить и продавать  свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово-экономических  обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала. (Самодуров Д.О.)

Реальная и потенциальная  способность компании, а также  имеющихся у них для этого  возможностей проектировать, изготовлять  и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. (Рубин Ю.Б.)[15]

Конкурентоспособность —  это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое  характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. (Селезнев А.)[9]

Различные определения конкуренции, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время  каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это  выражается в том, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкуренции, они обходят вниманием общетеоретический  аспект проблемы — суть присущих ей экономических отношений.

Следует особо отметить, что в экономической литературе, в том числе и в зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера  объекта, к которому это понятие  относится.

Наиболее полно понятие  конкурентоспособности изучено  и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее  поддается восприятию понятие конкурентоспособности  на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики  и ее способность их укреплять  — наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости  населения и увеличивать реальные доходы граждан.

Исследуя сущность конкурентоспособности  организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.[14]

 По степени реализации  конкурентоспособность организации  можно разделить на:

- потенциальную конкурентоспособность;

- реальную конкурентоспособность.

 В зависимости от  рынка, на котором работает  организация можно выделить:

-  внутреннюю конкурентоспособность  организации;

-  внешнюю конкурентоспособность  организации.

 Потенциальная конкурентоспособность  организации характеризуется наличием  конкурентных преимуществ во  внешней и внутренней среде  и представляет собой количественную  оценку конкурентного потенциала  организации. Конкурентный потенциал  организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение  на рынке.[7]

Оценка конкурентоспособности  организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся  к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность  организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции  на рынке. В отличие от конкурентоспособности  товара конкурентоспособность организации  не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность  организации достигается при  длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет  большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами  конкурентоспособность организации  определяют ее конкурентные преимущества.

 

1.2 Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.[21]

Классификация факторов конкурентоспособности  организации довольно обширна, в  данной курсовой работе будут рассмотрены  наиболее известные классификации.

Деятельность любой организации  находится под воздействием как  факторов, которые возникают при  замкнутом контакте субъекта экономики  и управленческой задачи, так и  факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней  средой при решении той же задачи.

( А.Н. Панов)[23]

Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации  возможно подразделить на внешние и  внутренние.

 Факторы влияния во внешней среде:

- уровень конкурентоспособности  страны;

- уровень конкурентоспособности  отрасли;

- уровень конкурентоспособности  региона;

- меры государственного  воздействия: экономического (и административного  характера.

 Факторы влияния во внутренней среде:

- эффективность маркетинга;

-конкурентоспособность  товара;

- качество менеджмента;

- финансовое состояние;

-уровень организации  производства;

- активность инновационной;

- уровень квалификации  кадров;

Факторы состояния  рынка:

-привлекательность рынка;

-положение предприятия  на рынке;

- конкуренция на рынке.

 Внешние факторы –  социально-экономические и организационные  отношения, позволяющие организации  создать продукцию, которая по  ценовым и неценовым характеристикам  более привлекательна.

 Внутренние факторы  – это объективные критерии, которые  определяют возможности организации  по обеспечению собственной конкурентоспособности.

По мнению французских  экономистов А. Олливье, А. Дайана и  Р. Урсе, [7] уровень компетентности (конкурентоспособности) можно представить по восьми векторам (факторам):

- по концепции услуги, на которой базируется деятельность  предприятия;

- по качеству, выражающемуся  в соответствии услуги высокому  уровню услуг рыночных лидеров  и выявляемому путем опросов  и сравнительных тестов;

- по цене услуги с  возможной наценкой;

- по финансам — как  собственным, так и заемным;

- по торговле - с точки  зрения коммерческих методов  и средств деятельности;

-по внешней торговле  предприятия, позволяющей ему  позитивно управлять отношениями  с властями, прессой и общественным  мнением;

-по предпродажной подготовке, которая свидетельствует о его  способности не только предвидеть  запросы будущих потребителей, но  и убедить их в исключительных  возможностях предприятия удовлетворить  эти потребности.

Оценка возможностей предприятия  по этим восьми векторам (или критериям) позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности».

Если подойти одинаково  к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, можно увидеть слабые и  сильные стороны одного предприятия  по отношению к другому.

Другие авторы к «ключевым  факторам рыночного успеха» [23]  относят следующие:

-финансовое положение  предприятия;

-развитость баз для  собственных НИОКР и уровень  расходов на них;

-наличие передовой технологии;

- обеспеченность высококвалифицированными  кадрами;

-способность ценовому  маневрированию;

-наличие сбытовой сети;

-состояние технического  обслуживания;

- действенность рекламы  и системы связей с общественностью;

-обеспеченность информацией;

-кредитоспособность основных  покупателей.

Анализ же отобранных факторов, заключается в выявлении сильных  и слабых сторон как в своей  деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить с одной  стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Но наиболее фундаментальное  исследование факторов конкурентоспособности  предприятия было проведено в  работах М. Портера  [17]. При этом факторы конкурентоспособности  им понимаются как одна из четырех  детерминант конкурентного преимущества, наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных и смешанных  отраслей и предприятий, конкурентоспособных  на мировом рынке.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия "Мега Мир"