Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 10:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и методологических основ управления сложными социально-экономическими объектами, к которым относится фирма в априори не предсказуемых условиях нестабильного рынка.
Задачи курсовой работы:
- разработать и обосновать теоретические основы управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности;
- разработать теорию принятия управленческих и хозяйственных решений в условиях неопределенности;
- разработать и обосновать методологию управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности рынка;
Введение………………………………………………………………………….3
1 Принципы построения будущего образа фирмы в условиях неопределенности………………………………………………………………………5
1.1 Содержание и обоснование наличия фактора неопределенности в управлении фирмой в нестабильных условиях рынка……………………………..5
1.2 Теория принятия решений в условиях неопределенности ……...8
1.3 Организация управления фирмой в условиях неопределенности……………………………………………………………………..10
1.4 Метод проведения целенаправленных маркетинговых исследований в изменяющихся условиях рынка……………………………………12
1.5 Метод управления развитием производственного потенциала фирмы в нестабильных условиях рынка…………………………………………….14
1.6 Ситуационная система управления инвестиционной деятельностью фирмы в условиях неопределенности……………………………...16
1.7 Методика оценки эффективности ситуационной системы управления фирмой…………………………………………………………………...17
2 Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)…..….......................................................................................22 2.1 Общая краткая характеристика ОАО «Шоколадная долина» и анализ его структуры управления…………………………………………………....22
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Шоколадная долина»….......................................................................................................................26
2.3 Оценка вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина».33
3 Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Шоколадная долина»…………………………………………………………….…………………..44
Заключение……………………………………………………………...……..51
Список используемых источников…………………………
Опыт проведения аналитической работы позволяет отметить ряд недостатков диагностики неплатежеспособности на основе двух финансовых коэффициентов.
Прогнозирование банкротства по Z-моделям Альтмана
Первая модель – двухфакторная – отличается простотой и возможностью ее применения в условиях ограниченного объема информации о предприятии, что как раз и имеет место в нашей стране. Двухфакторная Z модель. Данная модель Альтмана является самой простой из методик диагностики банкротства, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах.
Рассчитаем указанные показатели для ОАО «Шоколадная долина» (таблица 14)
Таблица 14 - Оценка вероятности банкротства по двухфакторной Z-модели Альтмана ОАО «Шоколадная долина»
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Оборотные активы, млн. руб. |
19566,4 |
31549,2 |
29593,1 |
10026,7 |
Наиболее срочные обязательства, млн. руб. |
6401,5 |
8368,5 |
7049,9 |
648,4 |
Коэффициент текущей ликвидности (п.1 : п.2) |
3,06 |
3,77 |
4,2 |
1,14 |
Заемный капитал, млн. руб. |
14936,1 |
14352 |
14917,9 |
-18,2 |
Итого пассивов, млн. руб. |
66604,5 |
70732,8 |
74374,2 |
7769,7 |
Удельный вес заемных средств в пассивах (п.4 : п.5) |
0,22 |
0,20 |
0,20 |
-0,02 |
Z по двухфакторной модели -0,3877-1,0736*п.3.+0,579*п.6 |
-3,54 |
-4,32 |
-4,78 |
-1,24 |
Анализируя полученные данные, видно, что Z фактор на протяжении анализируемого периода < 0, вероятно, что ОАО «Шоколадная долина» остается платежеспособным.
Но данная модель имеет недостаток, т.к. не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, потому что учитывает влияние на финансовое состояние предприятия коэффициента покрытия и коэффициента финансовой зависимости и не учитывает влияния других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности предприятия). В связи с этим велика ошибка прогноза. Кроме того, про весовые значения коэффициентов и постоянную величину, фигурирующую в данной модели, известно лишь то, что они найдены эмпирическим путем. Так, двухфакторная модель была разработана Э.Альтманом на основе анализа финансового состояния 19 предприятий США, пятифакторная модель банкротства была построена им на основе изучения данных 66 фирм, половина из которых обанкротилась в 1946-1965 гг., что также несет в себе ошибки экстраполяции процессов, актуальных для 40-60-х гг., на современную действительность. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учета и налогового законодательства и т. д.
В российских условиях, применение Z модели Альтмана было исследовано М.А. Федотовой, которая считает, что для повышения точности прогноза необходимо добавить к ней третий показатель - рентабельность активов.
Однако новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам в России не были определены.
Следующая модель Альтмана - пятифакторная - также не лишена недостатков в плане применимости в России, тем не менее, на ее основе в нашей стране разработана и используется на практике компьютерная модель прогнозирования вероятности банкротства. Здесь по-прежнему ничего не известно о базе расчета весовых значений коэффициентов. Отсутствие в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учетом российских экономических условий. Кроме того, в настоящий момент в Российской Федерации отсутствует информация о рыночной стоимости акций большинства предприятий, да и в условиях неразвитости вторичного рынка российских, ценных бумаг у большинства организаций данный показатель теряет свой смысл.
Воспользуемся для расчетов пятифакторной моделью Альтмана для акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке.
Рассчитаем указанные показатели для ОАО «Шоколадная долина» (таблица 15).
Таблица 15 - Оценка вероятности банкротства по пятифакторной Z-модели Альтмана ОАО «Шоколадная долина»
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Х1 = (стр.290 - 690 ф. №1) / стр. 300 ф. №1 |
0,167 |
0,306 |
0,279 |
0,11 |
Х2 = стр. 190 ф. №1 / стр. 300 ф. №1 |
0,706 |
0,554 |
0,602 |
-0,10 |
Х3 = стр. 140 ф. №2 / стр. 300 ф. №1 |
0,209 |
0,053 |
0,053 |
-0,16 |
Х4 = стр. 490 ф. №1 / (стр. 590 + 690 ф. №1) |
3,46 |
3,93 |
3,99 |
0,53 |
Х5 = стр. 010 ф. №2 / стр. 300 ф. №1 |
0,940 |
0,894 |
0,823 |
-0,12 |
Z по пятифакторной модели 1,2 * Х1 + 1,4 * Х2 + 3,3 * Х3 + 0,6 * Х4 + Х5 |
4,895 |
4,569 |
4,569 |
-0,33 |
Далее в таблице 16 приведена шкала для определения вероятности банкротства.
Таблица 16 - Таблица определения вероятности наступления банкротства по модели Альтмана
Значение Z |
Вероятность наступления банкротства |
Z < 1,81 |
высокая вероятность банкротства от 80 до 100% |
2,77 <= Z < 1,81 |
средняя вероятность от 35 до 50% |
2,99 < Z < 2,77 |
вероятность банкротства не велика от 15 до 20% |
Z >= 2,99 |
вероятность банкротства до 10% |
Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года - 83%, что является ее достоинством. Недостатком же этой модели заключается в том, что ее по существу можно рассматривать лишь в отношении крупных компаний, котирующих свои акции на фондовом рынке.
Оценка вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина» по методике Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова
Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число:
R=2 Ко+0,1 Ктл+0,08 Ки+0,45 Км+ Кпр
где Ко — коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
Ки — коэффициент оборачиваемости активов;
Км — коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
Кпр — рентабельность собственного капитала.
При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице, и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.
Оценим вероятность банкротства ОАО «Шоколадная долина» по данной методике (таблица 17). Коэффициенты, входящие в данную модель были рассчитаны ранее.
Таблица 17 - Оценка вероятности банкротства по методике Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова ОАО «Шоколадная долина»
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Ко |
0,24 |
0,55 |
0,50 |
0,26 |
Коэффициент текущей ликвидности Ктл |
3,06 |
3,77 |
4,20 |
1,14 |
Коэффициент оборачиваемости активов Ки |
0,94 |
0,89 |
0,82 |
-0,12 |
Рентабельность реализации продукции Км |
0,13 |
0,16 |
0,12 |
-0,01 |
Рентабельность собственного капитала Кпр |
0,18 |
0,13 |
0,09 |
-0,10 |
Rпоказатель = 2Ко+0,1Ктл+0,08Ки+0,45Км+Кпр |
1,09 |
1,74 |
1,62 |
0,52 |
Так как рейтинговое число R на протяжении анализируемого периода превышает 1 и увеличивается, что свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии и низкой вероятности банкротства предприятия.
3 Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Шоколадная долина»
Подводя итог оценки вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина», можно сделать вывод, что предприятие находится таком финансовом состоянии, когда вероятность банкротства очень низка и не превышает 10% по разным оценкам.
Таким образом, существует лишь проблема незначительного ослабления финансового состояния в пределах нормативных показателей, в связи с последствиями мирового экономического кризиса, который отразился на многих российских компаниях. Поэтому, для укрепления финансового состояния, предлагается предприятию пересмотреть структуру дебиторской и кредиторской задолженности.
Для повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:
- Вести непрерывный мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;
- Ориентироваться на большое число потребителей услуг для снижения риска неуплаты;
- Непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями по просроченной задолженности;
- Предоставлять больше скидок при предоплате;
- Анализ дебиторской задолженности вести одновременно с анализом кредиторской задолженности;
- Непрерывно следить за дебиторской и кредиторской задолженностью с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;
- Использовать услуги факторинговых компаний для «продажи» части дебиторской задолженности и сокращения за счет этого кредиторской.
В настоящее время в деловой оборот прочно вошло понятие «факторинг». Россия все сильнее ощущает на себе влияние мирового финансового кризиса. Ни один из участников торгового оборота теперь не может с уверенностью сказать, выполнят ли партнеры свои обязательства по оплате, и когда будет проведена соответствующая банковская операция. Факторинг позволяет существенно снизить риски для поставщиков. Рост популярности данной банковской услуги привел к тому, что отечественный рынок факторинга на сегодняшний день является весьма насыщенным. Финансирование под уступку денежного требования предлагают многие банки. Сейчас факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Поэтому при выборе фактора необходимо учитывать опыт его работы на данном рынке, объем оборота капитала, клиентскую базу.
Схема факторинга на практике выглядит следующим образом: