Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и методологических основ управления сложными социально-экономическими объектами, к которым относится фирма в априори не предсказуемых условиях нестабильного рынка.
Задачи курсовой работы:
- разработать и обосновать теоретические основы управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности;
- разработать теорию принятия управленческих и хозяйственных решений в условиях неопределенности;
- разработать и обосновать методологию управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности рынка;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Принципы построения будущего образа фирмы в условиях неопределенности………………………………………………………………………5
1.1 Содержание и обоснование наличия фактора неопределенности в управлении фирмой в нестабильных условиях рынка……………………………..5
1.2 Теория принятия решений в условиях неопределенности ……...8
1.3 Организация управления фирмой в условиях неопределенности……………………………………………………………………..10
1.4 Метод проведения целенаправленных маркетинговых исследований в изменяющихся условиях рынка……………………………………12
1.5 Метод управления развитием производственного потенциала фирмы в нестабильных условиях рынка…………………………………………….14
1.6 Ситуационная система управления инвестиционной деятельностью фирмы в условиях неопределенности……………………………...16
1.7 Методика оценки эффективности ситуационной системы управления фирмой…………………………………………………………………...17
2 Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)…..….......................................................................................22 2.1 Общая краткая характеристика ОАО «Шоколадная долина» и анализ его структуры управления…………………………………………………....22
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Шоколадная долина»….......................................................................................................................26
2.3 Оценка вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина».33
3 Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Шоколадная долина»…………………………………………………………….…………………..44
Заключение……………………………………………………………...……..51
Список используемых источников…………………………

Файлы: 1 файл

курсовик Попов готовый.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Принципы построения будущего образа фирмы в условиях неопределенности………………………………………………………………………5

1.1  Содержание и обоснование наличия фактора неопределенности в управлении фирмой в нестабильных условиях рынка……………………………..5

1.2  Теория принятия решений в условиях неопределенности ……...8

1.3  Организация   управления  фирмой  в условиях неопределенности……………………………………………………………………..10

1.4 Метод  проведения целенаправленных маркетинговых исследований в изменяющихся условиях рынка……………………………………12

1.5  Метод управления развитием производственного потенциала фирмы в нестабильных условиях рынка…………………………………………….14

1.6 Ситуационная система управления инвестиционной деятельностью фирмы в условиях неопределенности……………………………...16

1.7 Методика оценки эффективности ситуационной системы управления фирмой…………………………………………………………………...17

2 Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)…..….......................................................................................22   2.1  Общая краткая характеристика ОАО «Шоколадная долина» и анализ его структуры управления…………………………………………………....22

2.2  Анализ финансового состояния ОАО «Шоколадная долина»….......................................................................................................................26

2.3  Оценка вероятности банкротства ОАО «Шоколадная долина».33

3 Мероприятия по снижению риска банкротства ОАО «Шоколадная долина»…………………………………………………………….…………………..44

         Заключение……………………………………………………………...……..51

Список используемых источников…………………………………………..……..56

Приложение

Введение

 

Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования потребовал   от отечественной  экономической науки коренного пересмотра основных положений концепции управления строительными  предприятиями. Это обусловлено тем, что  появились и с нарастающей силой  стали усиливаться элементы непредсказуемости изменений экономической среды предприятий, происходящих быстрыми темпами,   как на микроэкономическом, так и на  макроэкономическом уровне  развивающегося рынка.  Таким образом, возникла  объективная  необходимость   разработки эффективных  методов управления фирмой в условиях нестабильности и  неопределенности, вызванных слабо предсказуемыми изменениями современного  рынка[3].

Сложность и нерешенность  отмеченной проблемы  привела к многоплановости  исследований, связанных с формированием методов управления сложными социально - экономическими объектами в условиях неопределенности  в мировой  экономической науке.

Анализ проведенных исследований в области управления экономическими объектами в условиях неопределенности показывает, что все они базируются на применении теории игр. Однако  методология  принятия решений в условиях неопределенности,  основанная  на теории игр, не решает  основных проблем управления экономическими объектами в условиях неопределенности и практически не затрагивает проблемы нестабильности. Это обусловлено тем, что принципы, методы и технологии  принятия решений,  основанные на применении теории игр,  фактически  не используют семантической (содержательной) составляющей перерабатываемой с их помощью информации,  и задача практически решается на синтаксическом  уровне. Однако семантическая составляющая несет основную смысловую нагрузку в информации, используемой для принятия решений, и является основным фактором,  обеспечивающим эффективное управление фирмой[7].

Целью курсовой работы является разработка теоретических и методологических основ   управления сложными социально-экономическими объектами, к которым относится  фирма  в априори не предсказуемых  условиях  нестабильного рынка.

Задачи курсовой работы:

- разработать и обосновать   теоретические основы управления фирмой  в условиях неопределенности и нестабильности;

- разработать теорию   принятия управленческих и хозяйственных  решений   в условиях неопределенности;

- разработать и обосновать  методологию  управления фирмой в условиях неопределенности и нестабильности рынка;

- исследовать особенности  организации стратегического  управления фирмой в условиях неопределенности.

- исследовать проблемы  и сформировать организационно-экономические  основы  развития   внутрифирменного предпринимательства  производственных  подразделений фирмы в условиях неопределенности.

Объектом исследования является   управление поведением   фирмы в нестабильных условиях  рынка.

Предметом исследования являются способы, методы и технологии управления  фирмой   в слабоструктурированных, априори неописанных  условиях  экономической среды.

Во второй части работы был проведен анализ и диагностика вероятности банкротства предприятия, с применением нескольких методик, с целью получения наиболее объективных результатов.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Шоколадная долина».

 

 

 

 

1 Принципы построения  будущего образа фирмы в условиях  неопределенности

 

1.1 Содержание и обоснование  наличия фактора неопределенности  в управлении фирмой в нестабильных  условиях рынка

 

В общем случае фирма представляет собой сложный социально-экономический объект,  тесно взаимодействующий в процессе функционирования с динамичной рыночной средой. Различные факторы рыночной среды,  изменяясь,   существенным образом  влияют на эффективность работы  фирмы,  воздействуя на ее  внутреннюю экономическую среду. Следовательно, для эффективного управления производственной и хозяйственной деятельностью   фирмы требуется знать причины возникновения возмущающих факторов, природу их проявления и характер влияния на производственные  процессы[23].

Схематически взаимодействие фирмы   с рыночной средой можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Архитектура системы управления фирмы

 

 

 

На приведенном рисунке использованы следующие обозначения:  Х – определяет состояние рыночной среды, т.е. факторы внешней среды, действующие на объект управления (внутренняя среда СФ); У - факторы, определяющие состояние объекта управления и характер его взаимодействия с внешней средой; U –управляющие воздействия на объект управления.

Таким образом, в основе управления фирмы  лежит информация (I) о сложившейся ситуации:  (I) = (X, У), которая,  на практике всегда является неполной. Эта неполнота, прежде всего,  связана  с ограниченными возможностями всякой системы сбора информации I  и необходимостью платы за эту информацию. При ограниченных же ресурсах, обычно выделяемых  на управление, указанное обстоятельство приводит к постоянному дефициту информации о поведении рыночной среды и объекта управления.

Второй причиной,  по которой система управления вынуждена функционировать в условиях неопределенности  является динамичность и априорная непредсказуемость изменений, происходящих на рынке.  Современный российский рынок,  определяющий характер  функционирования и развития фирмы можно охарактеризовать нестабильностью, высокими  рисками, связанными с априори   непредсказуемыми изменениями рыночной  среды, например, по причине  недобросовестной  конкуренции в сфере производства[23].

Сказанное заставляет определить еще один вход объекта управления  - ненаблюдаемые воздействия рыночной и внутренней среды Е (рисунок 1), под которым подразумеваются все ненаблюдаемые внешние и внутренние факторы экономической среды фирмы, влияющие на ее состояние У.   Относительно входа Е могут выдвигаться лишь определенные гипотезы, но непосредственно этот вход не измеряется, т.е. его образуют  непредсказуемые факторы рыночной среды.

Для целенаправленного функционирования управляющей системе кроме информации I необходимо сообщить цель управления Z, т.е. состояние объекта управления, к которому следует стремиться в процессе управления, а также указать с помощью каких средств, технологий  и методов следует  добиваться заданной цели.

Следовательно, неопределенность в силу перечисленных выше  причин является объективной формой существования условий хозяйственной деятельности сложных социально-экономических объектов,   к которым относится фирма и лежит в основе всех экономических явлений. Это  показывает  объективную необходимость организации  принятия решений в условиях неопределенности и риска, а также  требует  адаптации системы управления фирмой  к изменяющимся  условиям рынка. Для решения возникающих при этом проблем управления  эффективной работой и   развитием в условиях неопределенности требуется разработка соответствующих способов, инструментов и методов управления.

При этом  управление сложным социально-экономическим объектом в условиях неопределенности может быть обеспечено  следующими  способами:

-  на основе  экстраполяции поведения объекта управления и его экономической  среды и формирования  управления с учетом     трендов  их развития. В этом случае управление  U может  осуществляться с упреждением  с учетом замеченного изменения внешней среды и объекта управления. Для реализации данного принципа управления требуется установить закономерности изменения состояний внешней экономической  среды и самого объекта управления;

- путем  определения цикла управления таким образом, чтобы за время формирования управления объект сильно не изменился. Для реализации данного способа необходимо сформировать систему показателей, позволяющую определять  состояние объекта управления  не только по итогам за отчетный период, но и  охарактеризовать его  текущие состояние  в требуемые  моменты времени. Это позволяет организовать локально-оптимальное управление фирмой на различных этапах ее производственной деятельности;

-  на основе  ситуационного  управления, когда  управленческие воздействия определяются  по принципу «класс ситуаций – действие», т.е. на основе решающих правил, позволяющих выявлять  управление, требуемое для достижения заданной цели. При этом  целенаправленное поведение формируется как функция состояний ее внешней  и внутренней экономической  среды при нечетком их описании[21].  

При этом одним из основных факторов,  влияющих на эффективность  процесса управления и принятия решений,  является выбор критерия оценки оптимальности получаемых результатов. Обычно использование того или иного критерия оптимальности определяется классом решаемых задач, а   различные   критерии принятия  решений целесообразно  разделить на: строгие и мягкие.  Строгие критерии, как правило, формируются на основе количественно выражаемых показателей, а мягкие - из качественных показателей, отражающих состояние исследуемого  объекта с субъективных позиций[3].

 

1.2 Теория принятия решений в условиях неопределенности

 

Высокая динамичность и непредсказуемость рыночных условий функционирования, объективная необходимость  использования в управлении  мягких критериев, а также наличие функциональных ограничений в виде неравенств, приводит к задаче  принятия решений при неполной информации, которую можно отнести к  проблемам условной оптимизации, решаемым при наличии случайных и неопределенных факторов.

При этом  независимо  от используемого способа управления фирмой,    для  принятия эффективных управленческих   решений при неполной информации   требуется количественная оценка уровня неопределенности условий ее  функционирования. В общем случае уровень  неопределенности, при котором осуществляется  принятие решений,   может быть взвешен следующими двумя способами:

- объективным образом,  путем обработки статистических и  экспериментальных  данных с помощью математического аппарата теории вероятности и математической статистики. Такой способ  в условиях неопределенности применяется в случае  организации   управления на основе методов   экстраполяции поведения объекта и его внешней среды и при   сокращении цикла управления;

- субъективным образом, путем  опроса экспертов и обработки  полученных данных с помощью  математического аппарата нечетких  множеств, что характерно для  систем адаптивного управления и принятия решений на основе экспертных данных[14].

При использовании субъективного способа формализации данных в процессе   принятия решений в условиях неопределенности  для  взвешивания эффективности различных альтернатив  используется  математический  аппарат нечетких множеств и лингвистических переменных (ЛП). Однако,  отдельные ЛП не позволяют описывать и  взвешивать  в нечетком виде  сложные формы влияния рыночной среды на деятельность фирмы, например, при наличии  причинно-следственных связей, между множеством факторов ее экономической среды. Для того чтобы обойти эту  проблему,      в работе  разработана теория построения лингвистических функций  (ЛФ) и обоснована  эффективность их применения для организации принятия решений в условиях неопределенности.

Такой подход к  описанию и  взвешиванию  неопределенности позволяет  сформировать нечеткие решающие правила, когда  производство   характеризуется  с помощью множества взаимосвязанных показателей, а рыночная  среда определяется  множеством возмущающих факторов.

Факторы внешней среды, влияющие   на процесс принятия решений,  можно определить   следующим образом:   темпы роста неудовлетворенного спроса на производимую строительную продукцию с заданной вероятностью;   стоимость всех видов покупаемой техники;  уровень инфляции,  темпы и характер ее изменения в перспективе с заданной вероятностью;   наличие на рынке необходимой техники;  размер процентной ставки по банковским кредитам,  темпы  и характер ее изменения   в будущем[4].

Информация о работе Диагностика вероятности банкротства предприятия (на примере ОАО «Шоколадная долина»)