Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или не¬состоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Неплатежеспособность предприятия – есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой (хронической) неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере исполнить федеральный и местные бюджеты.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Плюсы и минусы закона о  банкротстве

Законодательная база деятельности арбитражных управляющих нуждается  в корректировке. Такой вывод был сделан в ходе обсуждения в Совете Федерации вопроса о роли и месте саморегулируемых организаций, объединяющих арбитражных управляющих, уполномоченных осуществлять процедуру банкротства в целях оздоровления предприятия.

В заседании Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству  и собственности приняли участие представители Минэкономразвития, налоговой службы и саморегулируемых организаций.

Представители профильных ведомств проинформировали сенаторов о положении дел в секторе саморегулируемых организаций и высказали свои предложения по корректировке законодательства в сфере деятельности арбитражных управляющих. Прошедшие два года с момента принятия нового закона о банкротстве показали на практике все плюсы и

минусы закона и позволяют  сделать вывод о необходимости  корректировки этой законодательной  базы.

Заместитель директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов, в частности, предложил установить законодательно порядок выбора саморегулируемой организации, сделать зависимым от проведенной работы размер вознаграждения арбитражного управляющего, а также устранить имеющее место несоответствие между степенью нарушения и наказания за него. В законе

предлагается прописать  основания для лишения саморегулируемой организации ее статуса и возможность создания союза саморегулируемых организаций, который сможет самостоятельно принимать решения по арбитражному управляющему.

Участники заседания подчеркнули  работоспособность саморегулируемых организаций. Были отмечены трудности во взаимодействии арбитражных управляющих с налоговыми службами, кредиторами и другими организациями. В то же время назрел вопрос о разработке отдельного закона, регулирующего деятельность профессионалов, занимающихся частной практикой, - арбитражных управляющих, врачей и

адвокатов, консультантов  и т.д. Информация о реализации на практике закона о банкротстве и деятельности саморегулируемых

организаций была принята  к сведению. Сенаторы примут участие  в процессе подготовки предложений  по внесению изменений в законодательство в данной сфере. Глава комитета Оганес Оганян предложил провести парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию деятельности специалистов частной практики.

Цифры и факты

По официальной статистике, из всех случаев банкротств в России платежеспособность была восстановлена в 5 процентах случаев. Остальные 95 процентов должников прекратили своё существование. В среднем по стране в 22 процентах случаев инициаторами банкротств выступили кредиторы предприятий, предприятия-должники - в 35 процентах случаев, органы налоговой службы возбудили 43 процента дел о банкротстве.

Кардинальные изменения в законодательстве о банкротстве


Реформирование  законодательной базы нашего государства, происходящие в настоящее время  в Российской Федерации, не могло  не задеть такой важный аспект жизни  как несостоятельность (банкротство).

Начиная с 01 января 2011 года в Федеральный  закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» постепенно вносится ряд изменений, часть из которых  будут приведены в настоящей  статье.

Так, Федеральным  законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг" в пункт 2 статьи 149 Закона о банкротстве внесено следующее  существенное новшество: «Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении». Ранее обязанность по направлению судебного акта в регистрирующий орган лежала на арбитражном управляющем. Теперь же орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц после получения соответствующего письма только от Арбитражного суда.

Этим  же Законом № 227-ФЗ внесено дополнение в пункт 3 статьи 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  а именно: «В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта». Таким образом, законодателем приняты меры к соблюдению главного принципа арбитражного процесса – принципу равноправия и состязательности сторон. Теперь у лица участвующего в деле о банкротстве, в случае не согласия с завершением процедуры банкротства, есть возможность обжаловать судебный акт, не опасаясь того, что организация–должника уже будет исключена и Единого государственного реестра юридических лиц, а, следовательно, и производство по жалобе будет прекращено.

Названные выше существенные изменения вступили в силу с 01 января 2011 года и уже  активно применяются Арбитражными судами Российской Федерации.

Также новеллой явились изменения, внесенные в  пятнадцать статьей Закона о банкротстве, Федеральным законом от 28.12.2010 № 429-ФЗ "О внесении изменений в  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими  силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В частности хочется  отметить, что изменения коснулись  порядка продажи имущества предприятия-должника, а также статуса арбитражного управляющего и его персональной ответственности.

Например, ранее арбитражным управляющим  мог стать гражданин, обязательно  зарегистрированный в качестве индивидуального  предпринимателя. Теперь же в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  приоритет отдан обязанности  являться членом саморегулируемой организации. В Законе о банкротстве сделана оговорка, что управляющий может заниматься иной деятельностью (включая предпринимательскую), если она не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Внесены дополнения и в пункт 5 статьи 20.4 Закона о банкротстве, которые теперь предусматривают возможность установления федеральными стандартами, стандартами  и правилами профессиональной деятельности дополнительных требований к обеспечению  имущественной ответственности  арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей в деле о банкротстве.

Выше  были приведены далеко не все изменения, внесенные в Законн о банкротстве Законом № 429-ФЗ. Их изучение и анализ может явиться предметом отдельного теоретического исследования.

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является достаточно сложным для понимания и применения. Ни один законодательный акт не подвергается столь частому и обширному  изменению как Закон о банкротстве. Законодатель, внося своего рода правки, пытается приблизить Закон к тем  жизненным реалиям, которые сейчас происходят в Российской Федерации, а потому его изучение является важным и актуальным в современной России.


 

Перечень процедур финансового оздоровления

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении  предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица). 
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании  решения собрания кредиторов. 
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего. 
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и  лиц, предоставивших обеспечение для  исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей  реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий  в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять  на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о  ходе выполнения плана финансового  оздоровления и графика погашения  задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его  хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

- экономический (ликвидация убыточных  производств, перепрофилирование  производства, продажа части имущества); 
- организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев); 
- финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств); 
- информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового  оздоровления должно соответствовать  графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и  лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может  быть окончено досрочно в случае погашения  должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения  задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении  производства по делу о банкротстве  в случае, если непогашенная задолженность  отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; 
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; 
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление на сегодняшний  день в практике практически не применяется, хотя готовится очередное изменение  закона о банкротстве, которое должно сметить акцент как раз на санацию  предприятий.

Критерии  выбора методов финансового оздоровления.

Каждое неплатежеспособное предприятие имеет индивидуальные причины попадания в кризисное  финансовое состояние, которые связаны  с неправильным выбором рыночной ниши, организацией маркетинговой и  сбытовой политики, неправильной организацией арендных отношений.

Степень несостоятельности  предприятия определяется на основе показателей оценки финансово-экономического состояния. Группы показателей - индикаторов  финансово-экономического состояния - образуют критерии применения к предприятию  методов финансового оздоровления.

Критериями выбора методов финансового оздоровления являются следующие группы показателей:

1 группа. Показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности и вытекающие из законодательства о банкротстве:

• показатели оценки структуры баланса - коэффициент текущей ликвидности (Ктп) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс);

• коэффициент тяжести  просроченных обязательств.

К предприятию-должнику, имеющему внешние признаки несостоятельности, применяются общие методы финансового  оздоровления и оперативные мероприятия  по восстановлению платежеспособности.

2 группа. Показатели, характеризующие эффективность управления предприятием:

- рентабельность  продукции;

- рентабельность  активов;

- рентабельность  собственного капитала;

- наличие убытков.

Для неплатежеспособного  предприятия будем считать удовлетворительными  положительные значения показателей  рентабельности и отсутствие убытков.

К предприятию-должнику, имеющему неудовлетворительные значения показателей второй группы, применяются  локальные мероприятия по улучшению  финансового состояния.

3 группа. Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал.

- показатели состояния  производства и реализации продукции;

- показатели состояния  и использования производственных  ресурсов: численность персонала,  производительность труда, коэффициент  износа основных фондов, фондоотдача,  структура оборотных активов,  оборачиваемость оборотных активов.  В результате диагностики финансово-экономического  состояния определяется возможность  сохранения и использования производственного  и рыночного потенциала предприятия.  На основе оценки показателей  третьей группы принимается решение  о сохранении предприятия должника  или о применении ликвидационных  процедур.

Неудовлетворительные  значения показателей производственного  и рыночного потенциала свидетельствуют  о глубоком финансовом и производственном кризисе и требуют, в случае сохранения предприятия, последовательного применения всего комплекса методов финансового оздоровления.

Информация о работе Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия