Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, реферат
Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или не¬состоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Неплатежеспособность предприятия – есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой (хронической) неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере исполнить федеральный и местные бюджеты.
Плюсы и минусы закона о банкротстве
Законодательная база деятельности
арбитражных управляющих
В заседании Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности приняли участие представители Минэкономразвития, налоговой службы и саморегулируемых организаций.
Представители профильных ведомств проинформировали сенаторов о положении дел в секторе саморегулируемых организаций и высказали свои предложения по корректировке законодательства в сфере деятельности арбитражных управляющих. Прошедшие два года с момента принятия нового закона о банкротстве показали на практике все плюсы и
минусы закона и позволяют сделать вывод о необходимости корректировки этой законодательной базы.
Заместитель директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов, в частности, предложил установить законодательно порядок выбора саморегулируемой организации, сделать зависимым от проведенной работы размер вознаграждения арбитражного управляющего, а также устранить имеющее место несоответствие между степенью нарушения и наказания за него. В законе
предлагается прописать
основания для лишения
Участники заседания подчеркнули
работоспособность
адвокатов, консультантов и т.д. Информация о реализации на практике закона о банкротстве и деятельности саморегулируемых
организаций была принята к сведению. Сенаторы примут участие в процессе подготовки предложений по внесению изменений в законодательство в данной сфере. Глава комитета Оганес Оганян предложил провести парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию деятельности специалистов частной практики.
Цифры и факты
По официальной статистике, из всех случаев банкротств в России платежеспособность была восстановлена в 5 процентах случаев. Остальные 95 процентов должников прекратили своё существование. В среднем по стране в 22 процентах случаев инициаторами банкротств выступили кредиторы предприятий, предприятия-должники - в 35 процентах случаев, органы налоговой службы возбудили 43 процента дел о банкротстве.
Кардинальные изменения в |
Реформирование законодательной базы нашего государства, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, не могло не задеть такой важный аспект жизни как несостоятельность (банкротство). Начиная с 01 января 2011 года в Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» постепенно вносится ряд изменений, часть из которых будут приведены в настоящей статье. Так, Федеральным
законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные Этим
же Законом № 227-ФЗ внесено дополнение
в пункт 3 статьи 149 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)»
а именно: «В случае, если арбитражным
судом принята к производству жалоба на
определение арбитражного суда о завершении
конкурсного производства, арбитражный
суд направляет определение о принятии
жалобы в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц, заказным
письмом с уведомлением о вручении, а также
в электронной форме с использованием
информационно- Названные
выше существенные изменения вступили
в силу с 01 января 2011 года и уже
активно применяются Также новеллой
явились изменения, внесенные в
пятнадцать статьей Закона о банкротстве,
Федеральным законом от 28.12.2010 №
429-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)" и признании утратившими
силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального
закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)". В частности хочется
отметить, что изменения коснулись
порядка продажи имущества Например, ранее арбитражным управляющим мог стать гражданин, обязательно зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Теперь же в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» приоритет отдан обязанности являться членом саморегулируемой организации. В Законе о банкротстве сделана оговорка, что управляющий может заниматься иной деятельностью (включая предпринимательскую), если она не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Внесены
дополнения и в пункт 5 статьи 20.4
Закона о банкротстве, которые теперь
предусматривают возможность Выше были приведены далеко не все изменения, внесенные в Законн о банкротстве Законом № 429-ФЗ. Их изучение и анализ может явиться предметом отдельного теоретического исследования. Федеральный
закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» является достаточно
сложным для понимания и |
Перечень процедур финансового оздоровления
Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.
Процедура финансового оздоровления при банкротстве
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.
Инициаторами введения в отношении
предприятия-должника процедуры
Ходатайство о введении финансового оздоровления
адресуется первому собранию кредиторов.
К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график
погашения задолженности, протокол общего
собрания учредителей (участников) предприятия-должника
или решение органа, уполномоченного собственником
имущества должника — унитарного предприятия.
Аналогичные требования установлены и
в отношении ходатайства третьего лица
о введении финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится
определением арбитражного суда на основании
решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения
о введении процедуры арбитражный суд
утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового
оздоровления и внешнего управления) –
не более 2 лет.
Без согласия собрания кредиторов и
лиц, предоставивших обеспечение для
исполнения должником обязательств
перед кредиторами, должник не вправе
принимать решение о своей
реорганизации. Ряд действий органы
управления предприятия-должника должны
согласовывать с
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.
Эти мероприятия могут носить следующий характер:
- экономический (ликвидация
- организационно-управленческий (выбор
наиболее оптимальной модели управления,
привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
- финансовый (определение источников
финансирования, форм инвестиций, направлений
использования полученных средств);
- информационный (дополнительная реклама
о выпускаемой продукции; определение
преимуществ, которые получают потребители
этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)
Содержание плана финансового
оздоровления должно соответствовать
графику погашения
Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
1. определение о прекращении
производства по делу о
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить
платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства в
случае отсутствия оснований для введения
внешнего управления и при наличии признаков
банкротства.
Финансовое оздоровление на сегодняшний день в практике практически не применяется, хотя готовится очередное изменение закона о банкротстве, которое должно сметить акцент как раз на санацию предприятий.
Критерии
выбора методов финансового
Каждое неплатежеспособное
предприятие имеет
Степень несостоятельности
предприятия определяется на основе
показателей оценки финансово-экономического
состояния. Группы показателей - индикаторов
финансово-экономического состояния -
образуют критерии применения к предприятию
методов финансового
Критериями выбора
методов финансового
1 группа. Показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности и вытекающие из законодательства о банкротстве:
• показатели оценки структуры баланса - коэффициент текущей ликвидности (Ктп) и коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс);
• коэффициент тяжести просроченных обязательств.
К предприятию-должнику, имеющему внешние признаки несостоятельности, применяются общие методы финансового оздоровления и оперативные мероприятия по восстановлению платежеспособности.
2 группа. Показатели, характеризующие эффективность управления предприятием:
- рентабельность продукции;
- рентабельность активов;
- рентабельность собственного капитала;
- наличие убытков.
Для неплатежеспособного
предприятия будем считать
К предприятию-должнику, имеющему неудовлетворительные значения показателей второй группы, применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.
3 группа. Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал.
- показатели состояния
производства и реализации
- показатели состояния
и использования
Неудовлетворительные значения показателей производственного и рыночного потенциала свидетельствуют о глубоком финансовом и производственном кризисе и требуют, в случае сохранения предприятия, последовательного применения всего комплекса методов финансового оздоровления.