Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или не¬состоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.
Неплатежеспособность предприятия – есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической до устойчивой (хронической) неплатежеспособности.
Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:
• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;
• формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере исполнить федеральный и местные бюджеты.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Судья отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в случае: 
нарушения условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона (требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее чем 10 тыс. руб., и указанные требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Законом); 
подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства (ст. 43 Закона). 
Заявление о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным ст. 37-41 Закона (т.е. не соответствующее форме и содержанию), и приложенные к нему документы возвращаются арбитражным судом. О возвращении заявления суд выносит определение (ст. 44 Закона).

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя  к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя  обоснованными и введении наблюдения; 
об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; 
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. 
Указанные определения могут быть обжалованы (ст. 48 Закона). 
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК, с особенностями, установленными настоящим Законом. При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные предусмотренные настоящим Законом полномочия. 
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона).

Согласно ст. 52 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по результатам рассмотрения дела о  банкротстве арбитражный суд  принимает один из следующих судебных актов:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства; 
решение об отказе в признании должника банкротом; 
определение о введении финансового оздоровления; 
определение о введении внешнего управления; 
определение о прекращении производства по делу о банкротстве; 
определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; 
определение об утверждении мирового соглашения.

Данные судебные акты, а  также иные предусмотренные настоящим  Законом судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено данным Законом.

Арбитражный суд может  прекратить производство по делу о  банкротстве в случае (ст. 57 Закона):

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления; 
восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления; 
заключения мирового соглашения; 
признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Законом, иных соответствующих положениям ст. 6 Закона требований кредиторов; 
отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; 
удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства; 
завершения конкурсного производства; 
в иных предусмотренных настоящим Законом случаях.

Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в  деле о банкротстве рассматриваются  в порядке ст. 60 Закона, согласно которой заявления и ходатайства  арбитражного управляющего, в том  числе о разногласиях, возникших  между ним и кредиторами, а  в случаях, предусмотренных настоящим  Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются  в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Законом.

Указанные заявления, ходатайства  и жалобы рассматриваются судьей единолично. По результатам рассмотрения этих заявлений, ходатайств и жалоб  арбитражным судом выносится  определение, которое может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные настоящим Законом.

Функции арбитражного управляющего при  проведении конкурсного производства

Внешнее управление может  стать эффективной мерой лишь в отношении предприятий, кризис на которых еще не носит всеобщего характера, Страгивает только отдельные направления деятельности. Когда же производство практически остановлено, оборотных средств нет, задолженность во много раз превышает объем реализации, ничто, кроме конкурсного производства, спасти предприятие уже не может.

Конкурсное производство открывается принятием арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом. При принятии решения  о признании должника банкротом  арбитражный суд назначает конкурсного  управляющего. Срок конкурсного производства не может превышать одного года. Но арбитражный суд вправе продлить его еще на 6 месяцев, а в некоторых  случаях и более. Все требования к должнику могут быть представлены только в течение этого времени  в рамках конкурсного производства. Они удовлетворяются в пределах конкурсной массы, имеющейся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе его проведения. Для этого конкурсному управляющему необходимо сформировать конкурсную массу, под которой понимается имущество должника предназначенное для удовлетворения требований кредиторов заявивших свои претензии. Статья 104 Закона о несостоятельности определяет имущество, не подлежащее включению в конкурсную массу.

К мероприятиям подлежащим осуществлению конкурсным управляющим, помимо формирования конкурсной массы относятся, составление пассива (обязательств) должника, а также погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица. Очередность удовлетворения требований кредиторов в российском законодательстве установлена п.1 ст.64 ГК РФ и развита в положениях ст. 106-111 Закона о несостоятельности.

Закон о несостоятельности (п.5 ст.112) допускает, а в п. 1 ст. 138 прямо обязывает конкурсного  управляющего выставить на продажу  предприятие как единый имущественный комплекс, принадлежащий юридическому лицу - банкроту. То есть, постараться найти покупателя и продать предприятие (бизнес) должника, имея в виду, что после продажи сохраняются рабочие места, организация будет работать, меняется только ее собственник. Задачи антикризисного управления при проведении процедуры конкурсного производства ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если это не было сделано ранее). Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

Контроль за деятельностью управляющего осуществляет комитет или собрание кредиторов, которому конкурсный управляющий предоставляет отчет о своей деятельности не реже одного раза в месяц. По ходатайству комитета или собрания кредиторов, если управляющий не исполняет своих обязанностей или исполняет их ненадлежащим образом, арбитражный суд может отстранить его и назначить нового конкурсного управляющего.

Права и  обязанности конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий  — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления  иных функций и полномочий, установленных  Законом; под последними понимаются полномочия, связанные с управлением  юридическим лицом-должником, осуществлением им хозяйственной деятельности, так  как на данном этапе (как и на этапе  внешнего управления) органы управления должника отстраняются от исполнения их обязанностей, которые переходят  к конкурсному управляющему. Осуществление конкурсным управляющим иных полномочий (не связанных с проведением конкурсного производства) менее актуально, чем для внешнего управляющего, поскольку на этапе конкурсного производства, как правило, речь идет о прекращении хозяйственной деятельности юридического лица (хотя продажа функционирующего бизнеса тоже возможна).

Конкурсный управляющий  обязан: 
принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Конкурсный управляющий  вправе: 
распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом; заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника; передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника и т. д.


Информация о работе Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия