Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методики построения мотивации персонала предприятия.
Объектом исследования работы является предприятие «Торговый дом Эталон» (далее сокращенное наименование ТдЭ) филиал СУПЭ «Серовэнерго».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
– Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и динамики основных технико-экономических показателей за 2007–2009 годы.
– Оценка действующей системы мотивации персонала на предприятии.
– На основании проведенных исследований выдвинуть основные направления совершенствования системы мотивации персонала.
Введение ……………………………..……..……………………………..….......3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала
Понятие, сущность и типы мотивации…………….……………………….5
Мотивационные теории управления персоналом……………………..….11
1.3. Оценка эффективности управления мотивацией, ее формы и методы ….27
1.4. Управленческие мотивационные стратегии……………………………….32
2. Анализ технико-экономических показателей и системы мотивации персонала предприятия «Торговый дом Эталон»
2.1. Общая характеристика предприятия и организационная структура управления……………………………………………………………………...39
2.2. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия……………………………………...…………….….…..……........41
2.3 Анализ эффективности материальной мотивации …………… …………47
3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала предприятия «Торговый дом Эталон»
3.1 Совершенствование системы оплаты труда…………….…………………58
3.2. Внедрение системы страхование жизни персонала ………...……………64
3.3. Совершенствование корпоративной культуры предприятия…………….68
Заключение……………………..…………………………..…….…………..…..72
Список литературы ………………………………………..…….……….……...75
Можно выделить три основных типа мотивации работников:
1) работники,
ориентированные
2) работники,
ориентированные по большей
3) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Из этого следует, что, например, создание рабочих мест с более сложными задачами и большой ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Правила, соблюдение которых позволит повысить эффективность мотивационных мероприятий в организации:
1. Похвала
эффективнее порицания и
2. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и поощрением).
3. Непредсказуемые
и нерегулярные поощрения
мотивируют лучше,
чем ожидаемые и
4. Проявление
постоянного внимания со
5. Нужно предоставлять работникам возможность чувствовать себя победителями.
6. Следует поощрять работников за достижение промежуточных целей.
7. Желательно предоставлять работникам возможности ощущения своей самостоятельности и контроля над ситуацией.
8. Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями наибольшее количество работников.
Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затрачивавшего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных, но производительных работников.
1.2. Мотивационные теории управления персоналом
В основу мотивационных действий руководителя может быть положено достаточно много поведенческих (бихевиористических) теорий, которые можно разделить на три группы показанные на рисунке 1.2
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей, их учетом и влиянием на них в процессе мотивации его деятельности. Потребность невозможно непосредственно наблюдать, но о ее существовании можно судить по тому, что делает человек, поскольку именно потребности во многом определяют поведение людей.
Рисунок 1.2 – Классификация мотивационных теорий [2, с. 46, рис. 5.1]
Согласно процессуальным теориям мотивации, поведение человека – это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможными последствиями его поступков. В основе этих теорий лежит исследование трудового поведения работников, механизма распределения их усилий в процессе достижения различных целей. Сторонники теории отношений считают, что механизм стимулирования персонала определяется в основном отношением руководителя к природе человека, к его потребностям и устремлениям.
Теория потребностей Абрхама Маслоу.
В настоящее время можно говорить о том, что классической мотивационной теорией является теория потребностей Абрхама Маслоу, предложенная им в 1943 г. в работе «Теория человеческой мотивации».
Все человеческие потребности Маслоу разделил на 5 категорий:
Согласно Маслоу, эти потребности имеют иерархическую зависимость, которая представлена на рисунке 1.3
Рисунок 1.3 – Иерархия потребностей по А. Маслоу [3, с. 73, рис. 4.2]
Суть теории Маслоу может быть изложена в двух основных положениях:
Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда.
Иной подход к классификации потребностей высших уровней предположил Дэвид Мак-Клелланд в работе «Два лица власти» в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат – конкретным и ощутимым [2, с. 48].
Теория ERG.
Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено К. Аль-дерфером в 1972 г. в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации».
Альдерфер выделил три уровня потребностей:
– Е (existence) – потребности существования, т.е. потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;
– R (relatedness) – потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;
– G (growth) – потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении [2, с. 49].
В отличие от Маслоу Альдерфер считал, что не имеет смысла говорить об иерархии потребностей, т.е. потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. Верно и обратное: человек может соглашаться с относительно небольшим материальным вознаграждением, если выполняемая работа позволяет ему иметь широкие социальные контакты или способствует удовлетворению потребности роста.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.
Двухфакторная теория мотивации была предложена Фредериком Герц-бергом в 1959 г. в работе «Мотивация на работе». Эта теория по своей сути является эмпирической, т.е. результатом обработки большого количества экспериментальных данных.
Согласно Герцбергу, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
К факторам – мотиваторам относятся:
Значение этих факторов оценивается людьми только положительно и в наихудшем случае может быть равно 0. К гигиеническим факторам относятся:
Значение этих факторов оценивается людьми только отрицательно и в наилучшем случае может быть равно 0.
Можно отметить, что факторы – мотиваторы Герцберга по сути своей совпадают с потребностями высоких уровней Маслоу, а гигиенические факторы – с потребностями низких уровней. Существенная разница между этими теориями заключается в том, что, согласно Маслоу, предоставление работнику возможности удовлетворить свои первичные потребности стимулирует его к повышению производительности. А согласно Герцбергу, работник вообще начинает обращать внимание на гигиенические факторы только в том случае, если считает их реализацию несправедливой.
Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора.
Теория человеческого фактора, предложенная Дугласом Мак-Грегором в работе «Человеческая сторона предприятия» в 1960 г., исходит из того, что руководитель может в той или иной степени контролировать следующие факторы, определяющие деятельность исполнителей:
Исходя из своих представлений о человеческой природе, руководитель может по-разному использовать эти факторы. На основании этого Мак-Грегор выделил два типа отношений руководителя к подчиненному:
а) тип властного руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией X;
б) тип либерального руководителя, который относится к подчиненному в соответствии с теорией У.
Сущность теории X может быть выражена в следующих положениях:
Сущность теории Y может быть выражена в следующих положениях:
Информация о работе Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений