Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций
Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций
Лекция 1 Введение в антикризисное управление
1 Понятие, природа
и причины возникновения
2 Финансовые и социальные функции антикризисного управления
3. Альтернативные концепции антикризисного управления
4. Концепция антикризисного управления на основе инноваций. Виды антикризисных инноваций
5. Отношение антикризисного управляющего с кредиторами предприятия - банкрота и местной властью
6. Цели финансового оздоровления предприятия
1 Понятие, природа
и причины возникновения
В курсе «Антикризисного управления» особое внимание уделено сущности, структуре и причинам возникновения кризисов, реорганизационным процедурам коммерческих организаций, санации неплатежеспособных товаропроизводителей, совершенству механизма правового регулирования в формировании и развитии антикризисного управления производством.
Наступление кризиса определяется не только ошибками в стратегии управления, поражением в конкурентной борьбе, но и объективными факторами: колебаниями рыночной конъюнктуры, потребностями в инновациях, периодической модернизации технологии, изменениями организации производства, обновлениями персонала или внешними экономическими причинами, иногда сменой политических приоритетов. Остроту надвигающегося кризиса можно сгладить, если учитывать его особенности, вовремя предвидеть его наступление.
Кризисы являются одним из этапов жизненного цикла систем.
Существуют различные мнения о причинах и продолжительности экономических циклов на макро- и микроуровне. Среди наиболее известных в экономической литературе выделяют следующие системы цикличности:
Для классического цикла кризиса характерны четыре фазы.
1. Кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и количества банкротств. При этом степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Реакция на кризис монополий и немонополизированных секторов экономики также различна. Если в отраслях с высоким уровнем концентрации производства в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией производства происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, используя свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.
Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, после чего снова начинается спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Что же касается факторов, вызывающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредитный процентов, нарушение закона денежного обращения, различные политические события, непредвиденные ситуации и т.д. Все это может нарушить сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.
Под кризисом понимается обострение противоречий в социально-экономическом механизме жизнедеятельности системы, угрожающее ее жизнестойкости.
Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов и менеджеров организации:
Существуют три стадии развития кризиса:
Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью необходимо разработать механизмы предотвращения (профилактики) кризиса, рекомендуемые к применению в конкретных обстоятельствах.
Для распознавания возникающих кризисных ситуаций большое значение имеет их структура (рисунок 1)
Рисунок 1
Кризисы бывают регулярные (циклические) и нерегулярные.
Циклические кризисы отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Предсказуемые кризисы проявляются как этап развития, они прогнозируются, а неожиданные являются результатом грубых ошибок в управлении или природных катаклизмов.
К нерегулярным относят четыре типа кризисов.
Промежуточный кризис прерывает на определенное время течение какого-либо из этапов. Он менее глубок и продолжителен по сравнению регулярным кризисом и носит локальный характер.
Отличительной особенностью частного кризиса является то, что он охватывает не всю экономику, а отдельные ее сферы (например, банковский кризис).
Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства (кризис в АПК).
Структурный кризис - это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и в товарном дисбалансе - с другой (например, энергетический, продовольственный, сырьевой).
Организационные кризисы включают в себя три типа кризисов коммерческой организации:
В классификации кризисов при угрозе банкротства важно обратить особое внимание на три основных вида кризиса ликвидности:
Кризисы вызываются субъективными и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Их подразделяют на объективные, связанные с модернизацией производства, и субъективные, связанные с ошибками в управлении; внешние, связанные с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, развитием мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; внутренние - вызванные конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, рискованной стратегией маркетинга.
Особенностью кризисов является то, что, будучи даже локальными или микрокризисами, они могут распространяться на всю систему, т.к. в любой системе существует органическое взаимодействие всех элементов. Это возникает лишь тогда, когда кризисные ситуации становятся неуправляемыми или осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Любой социально-экономической системе соответствует определенная технология управления. Поскольку кризис это периодическая закономерность, можно утверждать, что в закономерных и периодических переменах есть много полезного, несмотря на то, что кризисы весьма разнообразны. Из этого следует, что менеджеры в процессе антикризисного управления решают три взаимосвязанные задачи: распознавание «болезни»; устранение причин, препятствующих оздоровлению производства; применение в решаемых задачах нестандартных управленческих антикризисных мер.
Коммерческие организации учреждаются, развиваются, добиваются в своем развитии пика успеха, ослабевают, и в конечном итоге, могут прекратить свое существование. Для каждого хозяйствующего субъекта существует предел объемов деятельности, задаваемый платежеспособным спросом, долей рынка фирмы. При этом одни и те же управленческие решения могут быть и стимуляторами развития, и факторами, сдерживающими рост. В процессе изучения факторов определяется их влияние на характер кризисного развития организации.
2. Финансовые и социальные функции антикризисного управления
Понятие антикризисное управление относится к предприятиям – банкротам независимо от того, объявлены они таковыми в судебном порядке или нет.
Антикризисное управление в любых условиях без преувеличения можно рассматривать как способ повышения эффективности экономики, т.к. позволяет:
1) вовремя выявить
финансовый кризис и
2) при объявлении предприятий банкротами в рамках их финансового оздоровления попытались сохранить их как действующие или хотя бы предотвратить распад имущественного комплекса путем продажи его более эффективным хозяевам.
Антикризисное управление исходит из нескольких важнейших предпосылок: (критерии эффективности антикризисного управления)
1) предприятие – банкрот,
подвергаемое процедуре антикри
2) от антикризисного управления следует ожидать не просто финансового оздоровления, а действительно преодоления кризиса, как в его текущих операциях, так и в развитии предприятия;
3) предприятие – банкрот в результате антикризисного управления должно опять стать местом выгодного приложения труда и капитала;
4) результатом эффективного антикризисного управления должно стать возникновение на базе и с участием рассматриваемого предприятия сети новых, финансово здоровых предприятий малого и среднего бизнеса (включая инфраструктурных подразделений).
В содержание антикризисного менеджмента входят два аспекта превентивный и антиципативный. Необходимо не только быстро реагировать на возникающие проблемы и осуществлять деятельность по преодолению кризисного состояния, но и прогнозировать наступление кризисных моментов.
Среди задач антикризисного управления можно выделить: