Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций
Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций
7 Инструкцию № 109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (прежде всего главы 2—5);
8 Указание № 1656-У от 6 февраля 2006 г. «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования ... собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов».
9 Положению ЦБ № 302-П от 26 марта 2007 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в КО, расположенных на территории РФ»;
10 Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. «Обоценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»;
11 Положение № 248-П от от 16 января 2004 г. «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении ... заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов», принятые в развитие Федерального закона № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;
12 Указание № 2005-У от 30 апреля 2008 г. «Об оценке экономического положения банков».
В соответствии с данным Указанием Банк России относит все банки к одной из следующих классификационных групп:
Для этого экономическое положение банка определяется по результатам оценок следующих параметров его деятельности:
В трактовке Центрального банка в соответствии с данным Указанием «нормальные» банки — это только банки, отнесенные к 1-й или 2-й классификационным группам, все же остальные банки, попадающие в 3—5-ю классификационные группы, - это банки «нездоровые» в разной степени.
13 Инструкция ЦБ № 126-И от 11 ноября 2005 г. «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»;
14 Инструкция № 59 от 31 марта 1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия», которая предполагает применение надзорными органами к провинившимся банкам мер воздействия двух типов: предупредительных и/или принудительных (вплоть до отзыва лицензии).
4 Механизм предотвращения банковского кризиса
Механизм предотвращения банковского кризиса включает два этапа.
На первом этапе проводится ревизия состава и содержания полномочий ЦБ в области регулирования и контроля, банковского надзора, аудита, инспектирования, санирования, включая делегирование некоторой их части другим ведомствам или специализированным институтам государства, созданным для выполнения дополнительно возникших функций.
Второй этап характеризуется созданием в составе банковской системы специализированных гарантийных и страховых фондов, наделенных необходимыми полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе.
Формой реализации механизма предотвращения банковского кризиса служит система пруденциального управления.
Пруденциальный надзор – это надзор, основанный на проверке форм отчетности, предоставляемых коммерческими банками в ЦБ РФ.
В настоящее время объектом пруденциального управления является банковский менеджмент с уклоном на снижение и контроль над рисками. Система пруденциального управления банками включает следующие инструменты:
1. Ограничение
на определенный вид
2. Разграничение банковских (кредитных) и иных финансовых инструментов, таких как ценные бумаги, недвижимость, страхование.
3. Ограничение конкуренции.
Формы
ограничения конкуренции в
• разделение кредитной системы на банковский и небанковский сектор;
• ограничение на вход иностранных банков;
• ограничение на развертывание филиальной сети;
• установление верхних пределов процентных ставок по депозитам и кредитам.
4. Требование наличия у банков достаточного капитала (с целью снижения рискованных операций).
Формы предъявления требований к банковскому капиталу:
• ограничения по уровню левериджа;
• определение минимального размера капитала, который включает в себя забалансовые операции;
• наличие капитала для покрытия торговых рисков крупных банков.
5. Система
страхования депозитов. Устанав
6. Условия
закрытия кредитного института
7. Выдача банковской лицензии (отбор и определение потенциальных владельцев кредитной организации).
8. Банковский мониторинг (цель – определение выполнения банками требований по активным операциям, капиталу и закрытию).
Механизм преодоления банковской нестабильности состоит из двух этапов.
Первый этап включает перестройку деятельности неплатежеспособных кредитных организаций на основе изменения структуры их капитала и передачи контроля над ними другим стратегическим инвесторам. При отсутствии инвесторов контроль над капиталом реструктурируемых кредитных организаций (право распоряжаться имуществом) передается специальным страховым фондам или органам, осуществляющим лицензирование, надзор и санирование кредитной организации.
На втором этапе определяются механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных кредитных организациях, включая введение временного управления их деятельностью.
Какими проявлениями начала кризисных явлений банк может себе позволить пренебрегать и до какого времени? Кто и как должен решать этот вопрос? Какой должна быть процедура признания того, что дальнейшее пренебрежение подобного рода явлениями стало недопустимым?
Кризисная ситуация в банке и возможные сценарии ее развития
Кризисное состояние КО и ход развития кризиса могут иметь разные варианты (сценарии):
Первый вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий попавший в тяжелое положение банк к скорому «выводу» с рынка.
Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этом случае оно скорее всего окажется запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.
Для этого должны профессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Последнее включает в себя следующие методы:
Антикризисный мониторинг внешней и внутренней среды объекта. Он проводится на постоянной основе с целью раннего обнаружения формирующихся угроз кризиса.
Анализ внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможности соответствующих индикаторов.
Обычно в качестве
последних применительно к
• готовность нарушать правила ради краткосрочных выгод.
Разработка антикризисных организационных стратегий. Эти стратегии и должны быть направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:
4) развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;
5) делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;
6) обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;
9) использование узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.
Реализация данных стратегий
поможет максимально повысить осознание
служащими банка проблем
Внутренний анализ и контроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банка — обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые бы занимались анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование, во-вторых, отдел внутреннего аудита, призванный выполнять контрольно-аналитические функции.
При проведении внутреннего анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условий стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечение банка в незаконные операции, в частности, в «отмывание» незаконно или преступно нажитых денег1.
Антикризисное планирование. Открытая фаза развития кризиса в банке, как правило, протекает очень быстро, и в это время происходят существенные изменения почти по всем направлениям деятельности банка. Одни мероприятия не влияют друг на друга, но другие, напротив, очень тесно связаны между собой, хотя и имеют различные последствия для деятельности банка. Если условия, последствия, механизм и последовательность реализации антикризисных мер не будут определены заранее, то результативность работы будет сильно зависеть от случайного стечения обстоятельств, при этом резко возрастает вероятность появления серьезных просчетов в управлении.
Чтобы избежать подобного развития событий, в рамках подготовительных антикризисных мер должен быть составлен документ или пакет документов, содержащих план (планы) антикризисного управления. План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию.
В плане действий, рассчитанном на чрезвычайные ситуации, должно содержаться описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств и излагаться все необходимые аспекты работы банка с целью преодоления кризисной ситуации, а также регламентироваться деятельность всех его подразделений по части предупредительных и профилактических мероприятий.
1. Разработайте
план действий банка при возник