Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

 

26 июня 2009 г. Банк России  принял Указание № 2254-У о  внесении изменений в Инструкцию № ПО «Об обязательных нормативах банков». Изменений несколько, основной их смысл сводится к тому, что весьма незначительно, на наш взгляд, меняется методика расчета значений нормативов H1, Н2, НЗ и Н6.

 

Риски в банковской практике – это опасность потери ликвидности и доходов банка при наступлении определенных событий.

В деятельности коммерческих банков существует значительное количество рисков. Достаточно назвать процентный риск, кредитный риск, риск рыночной конъюнктуры, портфельный риск, операционный риск, риск потери ликвидности.

Риск  ликвидности является основным банковским риском. Этот риск связан с невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов. Он может привести к оттоку размещенных в банке денежных средств и вызвать тем самым банкротство кредитной организации. В настоящее время различают три вида риска ликвидности:

• риск срочной ликвидности;

• риск недостатка кредитных  ресурсов;

• риск мгновенной ликвидности.

Под риском срочной ликвидности понимается риск реализации активов ниже рыночных цен, вызванный несбалансированностью активов и пассивов банка по срокам и суммам их востребования и погашения.

Под риском недостатка кредитных ресурсов понимается риск непредоставления банком общепринятого набора услуг по кредитованию из-за отсутствия средств, свободных для размещения в кредиты.

Под риском мгновенной ликвидности понимается риск возникновения задержки исполнения банком денежных обязательств на срок более одного рабочего дня, связанный с недостатком наличных денежных средств в кассе и (или) безналичных денежных средств на счетах банка в Банке России или в банках-корреспондентах.

В июле 2000 года Банк России Письмом от 27.07.2000 №139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций» обратил внимание своих территориальных учреждений и кредитных организаций на первостепенное значение эффективного управления ликвидностью. В письме содержатся рекомендации по организации эффективного управления и контроля над ликвидностью в кредитных организациях и по оценке влияния ликвидности на финансовое состояние кредитных организаций. В рекомендациях отмечается, что условием эффективного управления ликвидностью является наличие в кредитной организации документа о политике в сфере управления и контроля над состоянием ликвидности.

Данный документ должен содержать цели, основные принципы и систему требований к организации работы банка и отдельных его подразделений в сфере оценки, управления и контроля ликвидности, в частности:

• формализованное описание процедур определения рациональной потребности кредитной организации  в ликвидных средствах;

• порядок проведения анализа состояния мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, причин невыполнения обязательных нормативов и определения мер по доведению показателей как минимум до нормативных значений;

• процедуры принятия решений при возникновении конфликта интересов между ликвидностью и прибыльностью кредитной организации, возникающего в том числе из-за низкой доходности ликвидных активов либо высокой стоимости ресурсов;

• порядок составления  краткосрочного прогноза ликвидности;

• порядок проведения анализа состояния ликвидности с использованием сценариев негативного для кредитной организации развития событий, связанных с состоянием рынка, положением должников, кредиторов, иными обстоятельствами, влияющими на состояние ликвидности кредитной организации, и план мер по поддержанию ликвидности в указанных условиях;

• процедуры восстановления ликвидности кредитной организации, в том числе процедуры принятия решений по мобилизации ликвидных активов, привлечения дополнительных ресурсов на случай возникновения дефицита ликвидности.

Целью оценки ликвидности является оперативное определение занимаемой банком текущей позиции в разрезе риска мгновенной ликвидности, риска недостаточности кредитных средств и риска срочной ликвидности, а также формирование прогноза изменения ликвидности.

3. Организация управления ликвидностью

Целью управления ликвидностью является определение и занятие банком целевой позиции в разрезе каждого риска ликвидности, не нарушающей установленные ограничения по этим рискам и позволяющей наиболее эффективно использовать ресурсы банка.

Наиболее ответственной  стадией управления ликвидностью является принятие конкретных решений по регулированию ликвидности, то есть устранению дефицита или избытка ликвидности.

Как правило, полномочия и обязанности в сфере оценки, управления и контроля ликвидности в многофилиальном банке распределяются следующим образом.

Наблюдательный  совет – утверждает политику, заслушивает отчет Правления банка и службы внутреннего контроля о состоянии ликвидности (не реже одного раза в год).

Правление банка  – устанавливает порядок оценки управления и контроля ликвидности, принимает решения о восстановлении ликвидности.

Комитет по управлению активами и пассивами – рассматривает и вносит изменения во внутрибанковские методики и нормативы: предельные нормативы ликвидности, лимиты на объемы активных и пассивных операций по подразделениям, видам требований и обязательств, контрольные значения сроков, сумм крупных операций.

Казначейство  Дирекции по управлению активными и  пассивными операциями – осуществляет оценку, управление и оперативный контроль ликвидности и платежеспособности банка.

Отдел трансфертных операций Казначейства – осуществляет текущий мониторинг срочной ликвидности, согласовывает предоставление денежных средств на определенные сроки для совершения новых активных операций, исходя из установленных ограничений по риску ликвидности, вносит предложения по изменению политики перераспределения ресурсов между подразделениями банка, процентной политики, предельных значений по суммам крупных операций, ограничений по резервам ликвидности на рассмотрение Комитету по управлению активами и пассивами.

Отдел управления денежными и валютными позициями  Казначейства – обеспечивает достаточность средств на корсчетах в Банке России, кредитных учреждениях и кассе для гарантированного проведения расчетов и предоставления в размерах согласованных с отделом трансфертных операций Казначейства денежных средств для проведения новых активных операций. Осуществляет оценку риска мгновенной ликвидности и несет ответственность за управление риском мгновенной ликвидности. Управляет резервами 1-го уровня и контролирует резервы 2-го уровня.

Управление портфельных  инвестиций Дирекции по управлению активными и пассивными операциями – управляет портфелем ценных бумаг, являющихся резервом 2-го уровня, поддерживает его ликвидность, осуществляет реализацию этих резервов для своевременного пополнения резервов 1-го уровня.

Отдел анализа  и прогнозирования баланса Дирекции по управлению активными и пассивными операциями – анализирует текущее и прогнозирует будущее состояние ликвидности банка, осуществляет контроль над выполнением установленных банком России нормативов текущей, общей и долгосрочной ликвидности.

Отдел исследования рынков – оценивает ликвидность рынка ценных бумаг, входящих в резерв 2-го уровня.

Коммерческая  дирекция – осуществляет сбор у филиалов и других подразделений банка заявок на предоставление крупных кредитов, формирует сводную заявку и представляет ее в отдел трансфертных операций Казначейства. Информирует отдел трансфертных операций Казначейства о возможном возникновении просроченной задолженности по уже совершенным активным операциям в целях определения лимита кредитования. Согласует проведение крупных активных операций филиалами.

Управление  налично-денежного обращения Объединенной региональной дирекции – осуществляет организацию вывоза кассы в соответствующие РКЦ ТУ ЦБ РФ в целях пополнения безналичных денежных средств в соответствии с поручениями отдела управления денежными и валютными позициями Казначейства.

Банк применяет следующие инструменты управления ликвидностью:

1. Оперативное  управление резервами первого  и второго уровней.

• Реструктуризация активов, входящих в состав резервов ликвидности  первого и второго уровней;

• Перевод доходоприносящих активов, входящих в резервы ликвидности первого и второго уровней, в форму ликвидных средств.

2. Централизованная  политика по перераспределению  ресурсов

между подразделениями банка и процентная политика. Политика направлена на поддержание сбалансированности предложения ресурсов со стороны клиентов банка и спроса клиентов на ресурсы банка.

3. Лимитирование  активных операций. Проведение срочных активных операций, не связанных с формированием резервов ликвидности, производится только за счет устойчивых источников.

4. Осуществление  крупных (долгосрочных) активных  и пассивных операций только  по согласованию с Казначейством  или Комитетом по управлению  активами и пассивами банка. Под крупной активной (пассивной) операцией понимается операция, в результате совершения которой будут сформированы активы (пассивы), отражающиеся в балансе банка в сумме, равной или превышающей контрольное значение суммы крупной активной (пассивной) операции в рублях или в иностранной валюте, установленное решением Комитета по управлению активами и пассивами банка.

Под крупным предоставлением  денежных средств понимается предоставление денежных средств по вновь совершаемой  активной операции или пролонгации задолженности по уже совершенной активной операции, в сумме равной или превышающей контрольное значение крупного предоставления денежных средств, установленное решением Комитета по управлению активами и пассивами банка.

5. Целевое  привлечение пассивов. Целевое привлечение пассивов осуществляется: на финансовых рынках, как правило, в форме краткосрочных межбанковских кредитов для пополнения корреспондентских счетов банка; в форме долгосрочных межбанковских кредитов и депозитов юридических лиц – для стабилизации срочной ликвидности.

6. Введение режима восстановления ликвидности. Режим восстановления ликвидности вводится в следующих случаях:

• появление угрозы нарушения  установленных Банком России нормативов ликвидности и (или) установленных Комитетом по управлению активами и пассивами банка ограничений на риски ликвидности;

• нарушения установленных Банком России нормативов ликвидности и (или) установленных Комитетом по управлению активами и пассивами банка ограничений на риски ликвидности;

• появления угрозы нарушения  платежеспособности банка;

• задержки исполнения банком своих денежных обязательств на срок более одного дня из-за недостатка наличных денежных средств в кассе и (или) безналичных денежных средств на счетах банка.

7. Раскрытие  информации о состоянии ликвидности  банка. Раскрытие информации о состоянии ликвидности банка способствует поддержанию ликвидности, так как информирует контрагентов банка о состоянии ликвидности и позволяет уменьшить вероятность изъятия средств клиентами банка в условиях ухудшения общей экономической ситуации.

 

4. Мероприятия по управлению ликвидностью

Мероприятия по управлению ликвидностью включают мероприятия по управлению:

- мгновенной ликвидностью;

- срочной ликвидностью;

- ликвидностью в режиме восстановления ликвидности.

1. Мероприятия  по управлению мгновенной ликвидностью:

• управление остатками  на корреспондентских счетах в РКЦ ТУ ЦБ РФ;

• поддержание функционирования системы выделения денежных средств  Казначейством для совершения активных операций;

• ведение Казначейством  платежного календаря банка, управление потоками платежей, обеспечение резервов ликвидности;

• перераспределение  и формирование остатков на корреспондентских  счетах в кассе банка в целях  обеспечения проведения всех платежей банка в безналичной и наличной форме;

• управление резервами  ликвидности первого и второго  уровней;

• расчет Дирекции по управлению активами и пассивами и утверждение Комитетом по управлению активами и пассивами предельных значений по нормативам мгновенной ликвидности и иным ограничениям по риску мгновенной ликвидности; оперативный мониторинг соблюдения предельных значений норматива мгновенной ликвидности, установленных Банком России и Комитетом по управлению активами и пассивами;

• обеспечение управления ликвидностью в иностранной валюте.

2. Мероприятия  по управлению срочной ликвидностью:

• выполнение отделом  трансфертных операций Казначейства функций центра оперативного управления срочной ликвидностью банка;

• непрерывное функционирование системы управления срочной ликвидностью, обеспечивающей проведение активных и  пассивных операций в рамках установленных  ограничений;

• поддержание системы  уведомления подразделений банка  о величине лимита предоставления денежных средств на определенный срок, при соблюдении которого будут выполняться установленные Комитетом по управлению активами и пассивами ограничения по рискам ликвидности. Заявки на выделение денежных средств должны предоставляться в отдел трансфертных операций Казначейства;

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"