Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 11
1.3 Понятие и виды кредитной политики 19
Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Общая характеристика 23
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 32
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 38
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 42
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсоваая Кидаева.rtf

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику [16, с. 180].

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание долгов[17, с. 19].

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также организации необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих организаций терпят крах в течение первых двух лет). Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете).

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

 

1.3 Понятие и виды кредитной политики

 

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции - консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель осуществления его кредитной деятельности.

         Механизмом реализации политики такого типа является существенное

сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости; использование жестких процедур погашения дебиторской задолженности.

        Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

        Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.д.) и риском возможной неуплаты.

         Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и

не формальных критериях:

 1. Покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;

 2. Платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей предприятия;

 3. Текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.

         Осторожность при выборе кредитной политики предприятия обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками. Именно в такой обстановке предприятия должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.

          Основной хозяйственной единицей в экономике любого государства является предприятие, которое выступает в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются организациями под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем. Отсюда вытекает один из важных методологических выводов: экономические показатели деятельности организаций являются неполными, получить их достаточно затруднительно. Только акционерные общества предоставляют довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению к нему кредитная политика со стороны продавца.

Открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать более точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы организации, которая выступает в роли покупателя.

Помимо этого, в процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Предприятиям, определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема их операционной деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей. В то же время мягкий вариант кредитной политики предприятия может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала.

 

 

Глава 2  Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»

2.1 Общая характеристика ОАО «Байкалфарм»

 

ОАО «Байкалфарм» - динамично развивающаяся компания по производству ликероводочной продукции.

«Байкалфарм» является одним из крупнейших предприятий-производителей ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. В рейтинге Национальной алкогольной ассоциации компания заняла 17 место в России по итогам деятельности за 2012 год.

На долю компании приходится около 50% рынка Бурятии, 17% рынка Иркутской области и 13% рынка Забайкальского края.  В 2012 году появляется дистрибьютор в Красноярском крае. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70% - 90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия - 95%, Иркутская область - 70%, Забайкальский край - 85%). В Красноярском крае с момента организации прямых продаж начало 2009 г. охват торговых точек достиг 20%. Планируется расширить канал продаж в другие регионы России.

Таких успехов компании удалось добиться благодаря ставке на качество продукции, выпуск которой является стратегическим и необходимым условием продвижения продукции на всех рынках присутствия компании. Гарантией качества являются высокие технологии и культура производства, современное оборудование, профессионализм и ответственность персонала. Основой политики качества компании «Байкалфарм» является удовлетворение  требований и ожиданий потребителей, соответствие продукции требованиям законодательных и нормативных документов, безопасность продукции. Подтверждением высокого качества продукции компании являются многочисленные награды различных конкурсов и выставок.

Бухгалтерия на данном предприятии ОАО «Байкалфарм» представлена следующим образом:

  1. Главный бухгалтер
  2. Заместитель главного бухгалтера
  3. Бухгалтер материальной группы
  4. Бухгалтер расчетной группы
  5. Бухгалтер по производству
  6. Кассир

Прибыль в целом по ОАО «Байкалфарм» составила в 2010 году 2381 тыс. руб., в 2011 - 1046 тыс. руб., 2012 году - 3435 тыс. руб.. Средняя численность работников за 2012 год составила 61 человек.

Проанализируем структуру активов при помощи таблицы 1, которая основывается на форме № 1 - бухгалтерский баланс организации (Приложение 2) и форме № 2 - отчет о прибылях и убытках (Приложение 3).

 

Таблица 1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса за 2010-2012 год

Показатель

Значение показателя

Изменение 2011 по сравнению с 2010

Изменение 2012 по сравнению с 2011

на конец 2010 г.

на конец 2011 г

на конец

2012 г

в тыс. руб.

в %

В тыс. руб.

в %

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

В тыс. руб.

В % к

валюте баланс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Актив

Иммобилизован-ные средства

5778

88,2

6252

79,2

8285

61,4

+474

+8,2

+2033

+32,5

Оборотные активы, всего

772

11,8

1640

20,8

5212

38,6

+868

+112,4

+3572

+3,2 раза

в том числе:

запасы (кроме товаров отгруженных)

389

5,9

1298

16,4

3144

23,3

+909

+3,3 раза

+1846

+142,2

в том числе:

-сырье и материалы;

195

3

916

11,6

1123

8,3

+721

+4,7 раза

+22012

+22,6

- готовая продукция (товары).

170

2,6

349

4,4

1874

13,9

+179

+105,3

+1525

+5,4 раза

затраты в незавершенном производстве и расходы будущих периодов;

24

0,4

33

0,4

147

1,1

+9

+37,5

+114

+4,5

раза

НДС по приобретенным ценностям

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ликвидные активы, всего

383

5,8

334

4,2

2060

15,3

-49

-12,8

+1726

+6,2 раза

из них:

- денежные средства и краткосрочные вложения;

11

0,2

11

0,1

273

2

-

-

+262

+24,8 раза

- ДЗ (срок платежа по оторой не более года);

372

5,7

323

4,1

1787

13,2

-49

-13,2

+1464

+5,5 раза

товары отгруженные.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Пассив

Собственный капитал

5128

78,3

6173

78,2

9611

71,2

+1045

+20,4

+3438

+55,7

Заемный капитал, всего

1196

18,3

1200

15,2

1083

8

+4

+100,3

-117

-90,3

из них:

долгосрочные кредиты и займы;

1127

17,2

200

2,5

179

1,3

-927

-82,3

-21

-10,5

краткосрочные кредиты и займы.

69

1,1

1000

12,7

904

6,7

+931

+14,5 раза

-96

-9,6

Привлеченный капитал*

226

3,5

519

6,6

2803

20,8

+293

+129,6

+2284

+5,4 раза

Валюта баланса

6550

100

7892

100

13497

100

+1342

+20,5

+5605

+71

Информация о работе Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»