Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 11
1.3 Понятие и виды кредитной политики 19
Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Общая характеристика 23
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 32
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 38
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 42
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Очевидно, что при данном темпе инфляции и действующем периоде погашения дебиторской задолженности для организации более выгодным будет не предлагать никаких скидок.
2) Расчеты с продавцами.
Оборачиваемость кредиторской задолженности определяется по формуле:
,где ОКЗ - средний остаток кредиторской задолженности, тыс. руб.;
ЗПР - затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.;
DПЗ - изменение производственных запасов за период, тыс. руб.
Средний остаток кредиторской задолженности определяется по формуле:
, (тыс.руб.),где ОКЗНП и ОКЗКП соответственно остатки кредиторской задолженности на начало и конец рассматриваемого периода.
Для анализируемой организации средний остаток кредиторской задолженности за период:
(тыс. руб.).
Оборачиваемость кредиторской задолженности:
Средний период кредита определяется по формуле:
, (дней),где ТП - максимальная длительность отсрочки платежа в днях.
Средний период кредита для анализируемой организации:
, дней.
Таким образом, организация расплачивается с продавцами в срок и даже досрочно. Но, учитывая, что средний период погашения дебиторской задолженности у организации составляет 18 дней, руководству целесообразно подумать об увеличении сроков оплаты по счетам продавцов (среднего периода кредита) в пределах максимальной длительности отсрочки платежа.
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм»
Кредитная политика в организации принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.
В ОАО «Байкалфарм» кредитная политика может пересматриваться раз в квартал. Приведем типичную структуру этого документа:
Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов).
Необходимо внедрить систему, при которой работа на условиях товарного кредита с новыми покупателями, у которых нет кредитной истории, невозможна. И прежде чем предоставлять кредит и судить о том, на какую сумму и срок он будет предоставлен, ОАО «Байкалфарм» должен потребовать у дилера полный пакет финансовой документации.
Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа.
Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, но при этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.
Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.
1. Отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т. д.).
2. Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение: цены реализации; времени отсрочки платежа; максимального размера коммерческого кредита; системы скидок и штрафов.
В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя руководство ОАО «Байкалфарм» может выделить платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды (Таблица 12).
Сначала клиенты ранжируются по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «E» к ранжированию по объему продаж не допускаются.
Таблица 12 Значения кредитных рейтингов
Платежная дисциплина |
Объем поставок | ||
Просрочка оплаты, дни |
Рейтинг |
Сумма реализации за год, млн. руб. |
Рейтинг |
Больше 60 |
Е |
Больше 1 |
Е |
Меньше 60 |
D |
Больше 7 |
D |
Меньше 30 |
С |
Больше 10 |
С |
Меньше 7 |
В |
Больше 50 |
В |
0 |
А |
Больше 100 |
А |
Для компаний, получивших рейтинги «А», «В» и «С», рекомендованы следующие условия работы:
- рейтинг «С»: работа с такой компанией только при условии наличия залога;
- рейтинг «B»: обязательное описание в договорах системы штрафов и пеней и их строгое исполнение;
- рейтинг «А»: предоставление отсрочки платежа без использования санкций со стороны компании.
На основании рейтинга объема поставок определяется максимально допустимый объем товарного кредита и цены на реализуемую продукцию. К примеру, для компании с рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 млн. руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит не больше 100 млн. руб. в год, а цена - на 10% ниже базовой. Подобное ранжирование удобно в повседневной деятельности для принятия оперативных решений.
Можно порекомендовать предоставлять клиентам компании информацию о принципах присвоения рейтингов и кредитных условиях по каждому из рейтингов. Это позволит дополнительно мотивировать своих покупателей на своевременное исполнение обязательств.
Разделы 4-6 кредитной политики призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи.
Оправданна схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Так всю работу в компании с дебитором ведет коммерсант, если же платеж не поступает за два-три дня до истечения срока оплаты, то дебитор передается в ведение ассистента финансового директора по дебиторской задолженности. В его обязанности входит составление предупредительных писем, телефонные переговоры и другая предупредительная работа. Все это позволяет избежать необходимости решать вопрос о взыскании дебиторской задолженности в арбитражном суде.
Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников. Ответственность сотрудников организации ОАО «Байкалфарм» можно сформулировать в регламенте управления дебиторской задолженностью (Таблица 13).
Таблица 13 Регламент управления задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
Этап управления дебиторской задолженностью |
Процедура |
Ответственное лицо (подразделение) |
1 |
2 |
3 |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки |
Коммерческий директор | |
Выставление счета |
Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес) |
||
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности |
||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм |
||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба | |
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами |
||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |
На основании отчетов по критическому сроку погашения дебиторской задолженности торговые менеджеры ежедневно контролируют ситуацию по расчетам. Финансовая служба формирует основные принципы управления дебиторской задолженностью - лимиты, сроки, условия предоставления кредита, контроль погашения. Если просрочка составляет больше 30 дней, то информация об этом передается руководителю службы продаж для контроля.
Используя данные о среднем времени просрочки платежа по контрагентам и в целом по компании по уже погашенным счетам можно значительно повысить точность планирования поступления денежных средств от дебиторов. Это упрощает процедуру построения бюджета движения денежных средств в части прогнозирования поступлений денежных средств.
Понедельный план поступления денежных средств (могут использоваться и другие интервалы времени - декады, месяцы) строится в результате умножения полученных коэффициентов инкассации на запланированный объем продаж. На основании информации о поступлении денежных средств можно достаточно точно прогнозировать кассовые разрывы и планировать привлечение дополнительного финансирования.
ОАО «Байкалфарм» реализует продукцию через дилерскую сеть, распределенную по Сибири. Одна из форм работы с дилерами - предоставление товарного кредита. Для каждого дилера установлены лимит дебиторской задолженности и сроки предоставления товарного кредита. Для планирования поступления денежных средств от компаний-дебиторов учитывается время погашения дебиторской задолженности, а также по каждому дебитору ведется статистика нарушения сроков, указанных в договоре. Как правило, просрочки платежа не превышают нескольких дней. Поэтому время поступления денежных средств от дебитора определяется как срок погашения задолженности по договору плюс среднее время просрочки.
Рассмотрим процесс планирования на первое полугодие 2012 года, который начинается с расчетов коэффициентов инкассации.
Под инкассацией понимают процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Коэффициенты инкассации выражают процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем интервале времени от момента реализации и позволяют определить, когда и в какой сумме ожидается поступление средств от продаж соответствующего периода (Таблица 14).
Таблица 14 Расчет коэффициентов инкассации
Наименование статьи расчета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ср. знач., % |
Оплачено от 0 до 30 дней, тыс. руб. |
2 284,0 |
4 367,0 |
2 783,0 |
2 861,0 |
3 820,0 |
4 445,0 |
3 426,7 |
Коэфф. инкассации от 0 до 30 дней, % |
33,9 |
47,4 |
35,3 |
36,8 |
41,4 |
45,1 |
40,0 |
Оплачено от 30 до 60 дней, тыс. руб. |
3 273,0 |
2 994,0 |
3 384,0 |
3 441,0 |
3 474,0 |
3 313,2 | |
Коэфф. инкассации от 30 до 60 дней, % |
48,6 |
32,5 |
42,9 |
44,3 |
37,7 |
41,2 | |
Оплачено от 60 до 90 дней, тыс. руб. |
630,0 |
1 467,0 |
1 509,0 |
1 104,0 |
1 177,5 | ||
Коэфф. инкассации от 60 до 90 дней, % |
9,3 |
15,9 |
19,1 |
14,2 |
14,7 | ||
Оплачено свыше 90 дней, тыс. руб. |
552,0 |
384,0 |
204,0 |
363,0 |
375,8 | ||
Коэфф. инкассации свыше 90 дней, % |
8,2 |
4,2 |
2,6 |
4,7 |
4,2 |