Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести исследования минимального размера оплаты труда как инструмент регулирования экономики на примере Ханты-Мансийского административного Округа.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты минимального размера оплаты труда;
-проанализировать регулирование экономики при установлении МРОТ;
- анализ соотношение минимального размера оплаты труда и минимального прожиточного минимума ХМАО.
Введение 10
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости осмысления двойственного содержания минимального размера заработной платы, так как минимальный размер оплаты труда регулируется с помощью прожиточного минимума, который необходимо связывать с минимальным размером оплаты труда, для повышения уровня жизни населения. 10
1.2 Нормативно правовая база регулирования минимального размера оплаты труда 17
1.3 Влияние МРОТ на рынок труда 21
Минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (или должен) платить работнику. МРОТ устанавливается законодательно или неформально - подписанием соглашения между профсоюзами, консолидированным работодателем и местными властями. 21
МРОТ оказывает влияние на труд наиболее низко оплачиваемых сотрудников, посчитали когда-то специалисты и предложили этот способ регулирования как средство борьбы с потогонными производствами. Авторы идеи считали, что рынок не способен самостоятельно устанавливать цену на труд работников. МРОТ рассматривается в таком случае как один из рычагов борьбы с бедностью, так как влияет на перераспределение доходов. Сторонники МРОТ считают: его наличие увеличивает стандарты уровня жизни для бедных, социально уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни. К тому же МРОТ способствует мотивации работника трудиться усердней. Наличие пусть и невысокой, но все же стабильной заработной платы способствует и увеличению денежной массы в руках бедняков и тем самым стимулирует потребление. 21
Оппоненты такой позиции видят в МРОТ больше вреда, чем пользы. Они считают: как и протекционизм, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат предприятиями и организациями во время экономических спадов, приводит к безработице, неэффективности экономики, росту цен и т. д.(10, с 65) 21
Есть и такие специалисты, которые пытаются предложить альтернативные минимальному размеру оплаты труда варианты. Это, например, гарантированный минимум, когда каждый житель страны при наличии гражданства получает определенные средства, позволяющие сводить концы с концами. Хотя у такого решения тоже есть свои слабые стороны: подобное обеспечение порождает иждивенческие настроения в обществе, когда самые бедные граждане не имеют мотивации для трудоустройства. 21
Чтобы рассмотреть влияние ставок минимальной оплаты труда, мы должны обратиться к анализу рынка труда), который, как и другие рынки, подвержен влияниям сил спроса и предложения. Рабочие определяют предложение труда, а фирмы - спрос на труд. На свободном конкурентном рынке изменения размера заработной платы уравновешивают спрос на труд и его предложение. 22
Существует так же рынок труда с установленным минимальным размером оплаты, который находится выше равновесного уровня. Объем предложения труда превышает объем спроса. Результат - безработица. Таким образом, установление минимального уровня оплаты труда увеличивает заработки занятого населения, но снижает доходы тех, кто не может найти работу. 22
В экономике - множество рынков труда работников различных профессий и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с большим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Для таких работников минимальный размер оплаты труда несвязан. 22
Установление минимального размера оплаты труда оказывает огромное влияние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифицированных, не имеющих опыта работников. 22
Установление минимального уровня оплаты труда воздействует не только на объем спроса, но и на объем предложения. Так как минимальный размер оплаты труда ведет к повышению заработной платы, которую могут получить подростки, следствием его становится увеличение числа подростков, ищущих работу. Исследования показали, что повышение уровня минимальной оплаты труда ведет к изменению структуры работающих подростков: некоторые подростки, которые учились в школе, оставляют ее и начинают искать работу, вливаясь в ряды безработных. 23
Минимальный размер оплаты труда - популярная тема для политических дискуссий. Сторонники минимального уровня оплаты труда рассматривают эту политику как один из способов повышения уровня доходов работающих представителей беднейших слоев населения. Они указывают на то, что работникам, получающим минимальную заработную плату, ее едва-едва хватает на жизнь. В 1994 г., например, когда минимальный размер оплаты труда составлял $ 4,25 в час, годовой доход получающих ее двоих взрослых людей, работающих 40 часов в неделю, составлял $ 7680 - менее половины дохода средней семьи. Многие сторонники минимального размера оплаты труда признают наличие отрицательных эффектов, включая безработицу, но полагают это воздействие незначительным; они считают, что высокая ставка минимальной оплаты труда Противники минимального размера оплаты труда утверждают, что установление его - не лучший способ борьбы с бедностью. Они отмечают, что высокий минимальный размер оплаты труда приводит к безработице, побуждает подростков бросать школу и не позволяет неквалифицированным работникам получить необходимый им опыт. Противники минимального размера оплаты труда указывают, ч
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
* организациями,
финансируемыми из
* организациями,
финансируемыми из бюджетов
* организациями,
финансируемыми из местных
* другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы МРОТ в субъекте РФ
В субъекте РФ региональным
соглашением о минимальной
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Региональный МРОТ 2010, 2011 установлен и действует в 27 из 83 субъектов РФ.
МРОТ 2011 Москва с 01 июля 2011 г. равен 11 100 руб.
С 1 января 2011 года минимальный размер оплаты труда в городе Москве составлял 10 400 рублей
С 1 июля 2011 года минимальный размер оплаты труда в городе Москве составляет 11 100 рублей
Повышение минимального
размера оплаты труда (МРОТ) в городе
Москве установлено трехсторонним
соглашением между
Выплата заработной платы ниже МРОТ ст.5.27 КоАП РФ может повлечь административную ответственность:
* для руководителя организации - штраф от 1 000 до 5 000 рублей;
* для индивидуального предпринимателя - штраф от 1 000 до 5 000 рублей или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;
* для организации - штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток.
Какой штраф ждет компанию, если выплатит зарплату ниже МРОТ?
Ниже МРОТ не может опускаться именно сумма начисленной заработной платы.
Если работник проработал
1) полный месяц и
2) выполнил все свои трудовые обязанности, то его заработная плата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 Трудового кодекса РФ). Но заработная плата работника - это его доход, который благается НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ). По законодательству не требуется, чтобы ниже МРОТ не опускалась сумма, которую работник получает на руки.
Штрафы за нарушение Трудового Кодекса РФ
Если организация выплатит зарплату ниже МРОТ, то ей грозят санкции, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ:
* Административный штраф на должностных лиц: от 1000 до 5000 руб.,
* На юридических лиц штраф: от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Величина МРОТ
устанавливается федеральным
1. МРОТ для оплаты труда
Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
2. МРОТ для налогов и штрафов
Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, если их исчисление определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда. Также применяется по гражданско-правовым обязательствам.
3. МРОТ для стипендий и пособий
Базовая сумма, применяемая для исчисления стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых определялся в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности(13, с 30)
Таблица 2.1
Динамика минимального размера оплаты труда
Дата введения |
Сумма ( в рублях в месяц) |
Нормативный акт, устанавливающий минимальный размер оплаты труда |
01.06.2011 |
4611 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ) |
01.01.2009 |
4330 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ) |
01.09.2007 |
2300 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ |
01.05.2006 |
1100 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ) |
01.09.2005 |
800 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ) |
01.01.2005 |
720 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ) |
01.10.2003 |
600 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ) |
01.05.2002 |
450 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.04.2002 N 42-ФЗ) |
01.01.2001 |
300 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
01.07.2000 |
200 |
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ |
Существующий до 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 4330 рублей в месяц был установлен с 1 января 2009 года, при этом МРОТ увеличился с 2300 до 4330 рублей в месяц, то есть в 1,8 раза.
Учитывая кризисные явления в экономике 2009-2010 годов, в указанный период решений о повышении МРОТ не принималось.
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году характеризуются положительной динамикой по большинству показателей, отражающих восстановительные тенденции развития экономики.
В связи с этим по инициативе Правительства РФ и при поддержке всех сторон социального партнерства в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен законопроект об установлении МРОТ с 1 июня 2011 года в сумме 4611 рублей в месяц. Законопроект принят Государственной Думой 20 мая и одобрен Советом Федерации 25 мая.
Указанное увеличение является одним из этапов работы по приближению величины МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
Осенью предполагается рассмотреть вопрос о дополнительном увеличении МРОТ в текущем году.
Отметим, что в 26 регионах России определен МРОТ выше установленного федеральным законодательством.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 2 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 2 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12 Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При выплате зарплаты необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, МРОТ = 4611 руб.
В тоже время, статьей 133.1 ТК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий указанный выше. При этом установление более высокого размера МРОТ допускается путем принятия субъектом РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате.
Информация о работе МРОТ как элемент регулирования рынка труда