МРОТ как элемент регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести исследования минимального размера оплаты труда как инструмент регулирования экономики на примере Ханты-Мансийского административного Округа.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты минимального размера оплаты труда;
-проанализировать регулирование экономики при установлении МРОТ;
- анализ соотношение минимального размера оплаты труда и минимального прожиточного минимума ХМАО.

Содержание работы

Введение 10
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости осмысления двойственного содержания минимального размера заработной платы, так как минимальный размер оплаты труда регулируется с помощью прожиточного минимума, который необходимо связывать с минимальным размером оплаты труда, для повышения уровня жизни населения. 10
1.2 Нормативно правовая база регулирования минимального размера оплаты труда 17
1.3 Влияние МРОТ на рынок труда 21
Минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (или должен) платить работнику. МРОТ устанавливается законодательно или неформально - подписанием соглашения между профсоюзами, консолидированным работодателем и местными властями. 21
МРОТ оказывает влияние на труд наиболее низко оплачиваемых сотрудников, посчитали когда-то специалисты и предложили этот способ регулирования как средство борьбы с потогонными производствами. Авторы идеи считали, что рынок не способен самостоятельно устанавливать цену на труд работников. МРОТ рассматривается в таком случае как один из рычагов борьбы с бедностью, так как влияет на перераспределение доходов. Сторонники МРОТ считают: его наличие увеличивает стандарты уровня жизни для бедных, социально уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни. К тому же МРОТ способствует мотивации работника трудиться усердней. Наличие пусть и невысокой, но все же стабильной заработной платы способствует и увеличению денежной массы в руках бедняков и тем самым стимулирует потребление. 21
Оппоненты такой позиции видят в МРОТ больше вреда, чем пользы. Они считают: как и протекционизм, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат предприятиями и организациями во время экономических спадов, приводит к безработице, неэффективности экономики, росту цен и т. д.(10, с 65) 21
Есть и такие специалисты, которые пытаются предложить альтернативные минимальному размеру оплаты труда варианты. Это, например, гарантированный минимум, когда каждый житель страны при наличии гражданства получает определенные средства, позволяющие сводить концы с концами. Хотя у такого решения тоже есть свои слабые стороны: подобное обеспечение порождает иждивенческие настроения в обществе, когда самые бедные граждане не имеют мотивации для трудоустройства. 21
Чтобы рассмотреть влияние ставок минимальной оплаты труда, мы должны обратиться к анализу рынка труда), который, как и другие рынки, подвержен влияниям сил спроса и предложения. Рабочие определяют предложение труда, а фирмы - спрос на труд. На свободном конкурентном рынке изменения размера заработной платы уравновешивают спрос на труд и его предложение. 22
Существует так же рынок труда с установленным минимальным размером оплаты, который находится выше равновесного уровня. Объем предложения труда превышает объем спроса. Результат - безработица. Таким образом, установление минимального уровня оплаты труда увеличивает заработки занятого населения, но снижает доходы тех, кто не может найти работу. 22
В экономике - множество рынков труда работников различных профессий и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с боль­шим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Для таких работников минимальный размер оплаты труда несвязан. 22
Установление минимального размера оплаты труда оказывает огромное вли­яние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифи­цированных, не имеющих опыта работников. 22
Установление минимального уровня оплаты труда воздействует не только на объем спроса, но и на объем предложения. Так как минимальный размер оплаты труда ведет к повышению заработной платы, которую могут получить подростки, следствием его становится увеличение числа подростков, ищущих работу. Исследования показали, что повышение уровня минимальной оплаты труда ведет к изменению структуры работающих подростков: некоторые под­ростки, которые учились в школе, оставляют ее и начинают искать работу, вливаясь в ряды безработных. 23
Минимальный размер оплаты труда - популярная тема для политических дискуссий. Сторонники минимального уровня оплаты труда рассматривают эту политику как один из способов повышения уровня доходов работающих представителей беднейших слоев населения. Они указывают на то, что работникам, получающим минимальную заработную плату, ее едва-едва хватает на жизнь. В 1994 г., например, когда минимальный размер оплаты труда составлял $ 4,25 в час, годовой доход получающих ее двоих взрослых людей, работающих 40 часов в неделю, составлял $ 7680 - менее половины дохода средней семьи. Многие сторонники минимального размера оплаты труда признают наличие от­рицательных эффектов, включая безработицу, но полагают это воздействие незначительным; они считают, что высокая ставка минимальной оплаты труда Противники минимального размера оплаты труда утверждают, что установление его - не лучший способ борьбы с бедностью. Они отмечают, что высокий минимальный размер оплаты труда приводит к безработице, побуждает подростков бросать школу и не позволяет неквалифицированным работникам получить необходимый им опыт. Противники минимального размера оплаты труда указывают, ч

Файлы: 1 файл

мрот макроэкономика.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Такая тактика  позволяе постепенно повысить МРОТ до прожиточного минимума, но только не абстрактного – среднего по стране, а конкретного для определенной территории РФ. Это дает возможность подготовить бюджеты регионов к повышению МРОТ, поскольку заранее известны все соотношения на очередной финансовый год, а также, что особенно важно, определяет справедливый уровень бюджетной обеспеченности по данному показателю.

Опыт стран  с развитой рыночной экономикой показывает связь уровня минимальной заработной платы с уровнем занятости  и, следовательно, численностью бедных слоев населения. Так, низкий уровень минимальной заработной платы влечет за собой увеличение численности бедного населения, в свою очередь, высокий уровень влияет на увеличение количества безработных, что повышает количество бедных за счет неработающего населения. Поэтому государственная политика на каждом этапе экономического развития требует выработки такого механизма установления МРОТ, который позволил бы определить оптимальные размеры оплаты труда. Таким образом, по достижении МРОТ экономически и социально значимой величины, обеспечивающей прожиточный минимум, возможна переориентация методов определения этого норматива. В качестве основы для установления оптимального уровня минимальной заработной платы может быть использовано ее соотношение со средней заработной платой. Использование этого показателя позволит применять МРОТ в двух направлениях: с одной стороны, как минимальную социальную гарантию для работающего населения, а с другой – как один из важных элементов регулирования рынка труда. При этом возможны различные варианты регионального регулирования минимальной заработной платы в зависимости от сложившихся на определенном этапе развития экономических условий.

Такой метод  регулирования минимальной заработной платы применяется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что приближение МРОТ к уровню прожиточного минимума обеспечит решение следующих задач:

* Обеспечение  полноценных минимальных социальных  гарантий оплаты труда наемным работникам;

* Сокращение  доли работников с заработной  платой ниже прожиточного минимума (в настоящее время она составляет около 30% от общей численности работающих);

* Легализация  части заработной платы, которая  в настоящее время скрывается  от налогообложения;

* Увеличение  налоговых поступлений.

Дополнительные  поступления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды снизят, в свою очередь, потребность в финансовых ресурсах на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и проведение социальных реформ.

Успешная реализация мер по повышению МРОТ может осуществляться только одновременно с увеличением экономических возможностей государства. Главными факторами, влияющими на МРОТ, являются: эффективность реализуемых экономических программ, снижение темпов инфляции, подъем производства, позитивные изменения в сфере государственных финансов, рост инвестиций, улучшение финансового положения предприятий.

Таблица 3.1

Динамика  величины прожиточного минимума для  различных социально-демографических групп населения на душу населения в месяц, рублей

 

Все население

В том числе по основным социально-демографическим группам

трудоспособное

Пенсионеры

Дети

2010 г

       

I квартал

8498

9092

6900

7881

II квартал

8597

9229

7004

7951

III квартал

8602

9232

9232

7965

IV квартал

8807

9472

9472

8220

2011 г

       

I квартал 

9349

10050

10050

8732

II квартал 

9381

10089

10089

8743

III квартал 

9115

9813

9813

8456

IV квартал 

9126

9824

9824

8470


 

Величина  прожиточного минимума по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре рассчитывается департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании потребительской корзины, установленной законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 20.06.2001г. № 42-оз (с изменениями на 10.07.2010г.). На IV квартал 2011г. утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2012г. № 34-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за IV квартал 2011г.».

Рисунок 3.1 – Прожиточный минимум населения ХМАО за 2010 год

Рисунок 3.2 – Прожиточный минимум населения ХМАО за 2011год

Таблица 3.2

Минимальная заработная плата, установленная Трехсторонним  соглашением (МЗП), и величина прожиточного минимума (ПМ) в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре  в 2008 -2011 годах

Период

МЗП, установленная

Трехсторонним соглашением  на очередной год

(в % к устан.  ПМ)

ПМ

на момент установления

МЗП

ПМ

в I

квартале

ПМ

во II

квартале

ПМ

в III

квартале

ПМ

в IV

квартале

2008

6 300 (100%)

6 331

7 441

7 676

7 705

7 916

2009

8 000 (104%)

7 676

8 281

8 606

8 696

8 757

2010

9 150 (105%)

8 696

9 092

9 229

9 232

9 472

2011

с 01.01.11

9 415 (102%)

 

С 01.10.11

10 250 (102%)

9 232

 

9 232

10 050

 

10 050

 

 

10 089

 

 

9 813

 

 

9 824


 

С 1 января 2011 года минимальная заработная плата  в автономном округе установлена  в размере 9 415 рублей (Трехстороннее соглашение "О минимальной заработной плате в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре"  от 22.12.2010), что на 2 % превышал прожиточный минимум, действовавший на дату заключения соглашения – 9 232 рубля. Установленный позже прожиточный минимум за I квартал в размере 10 050 рублей (постановление Правительства автономного округа от 29.04.2011  № 138-п) превышал минимальную заработную плату почти на 9 %. К концу года этот разрыв увеличивается.

Рисунок  3.3 – Соотношение минимального размера оплаты труда  и прожиточного минимума  как  инструмент регулирования экономики

Аналогичная ситуация была и в предыдущие годы. Превышение величины прожиточного минимума, сложившегося к концу года (в IV квартале), над размером минимальной заработной платы, установленном единовременно на год, составило: в 2008 году – 25,6 %; в 2009 году –   9,5 %; в 2010 году –   3,5 %.

Однако, с 1 октября 2011 года согласно Трехстороннему соглашению "О минимальной заработной плате  в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре" от 16.09.2011 минимальная заработная плата в автономном округе увеличена до  10 250 рублей или по отношению к прожиточному минимуму, действовавшему на дату заключения соглашения – 10 089 рублей (постановление Правительства автономного округа от 05.08.2011  № 282-п), составляет около      102 %.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает  для субъектов Российской Федерации  нормативов по подходам, срокам и периодичности установления размера минимальной заработной платы (за исключением соответствия на момент её установления прожиточному минимуму, утвержденному в субъекте). Например, в Тюменской области установлены различные размеры минимальной зарплаты для работников бюджетной сферы и работников внебюджетного сектора; в ЯНАО минимальная заработная плата установлена еще с 1 марта 2010 года; в г. Москве повышение минимальной заработной платы в текущем году предусмотрено в два этапа: с 1 января и   с 1 сентября (в 2010 году – с 1 января и с 1 мая). В ХМАО минимальная заработная плата установлена с 1 января и пересмотрена с 1 октября 2011 года.

 

Заключение

 

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным  законом, обеспечивается:

- организациями,  финансируемыми из федерального  бюджета, - за счет средств федерального  бюджета;

- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- организациями,  финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов; другими работодателями - за счет  собственных средств.

Месячная заработная плата работника, отработавшего  за этот период норму рабочего времени  и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Определение государством или участниками социально-партнерских процедур минимальных размеров заработной платы преследует сразу несколько социально-экономических целей. Во-первых, гарантирует минимально необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, социального развития личности работников и членов их семей. Во-вторых, способствует действию принципа социальной справедливости, а следовательно, и социальной стабильности в обществе. В-третьих, обеспечивает, хотя и косвенное, но весьма эффективное регулирование уровня занятости (в частности, чрезмерно низкие ставки заработной платы снижают предложение труда, а чрезмерно высокие - спрос на него). В-четвертых, улучшает функционирование первичных (товарных) рынков и повышает эффективность общественного производства.

В смысле Основного  закона Российской Федерации МРОТ представляет собой социальную гарантию в сфере оплаты труда. Вместе с тем этот первоначальный конституционный смысл нормативного закрепления минимального размера оплаты труда был в значительной сфере деформирован текущим законодательством. Практически во всех отраслях права МРОТ стал выполнять совершенно не свойственные ему функции средства измерения, расчетного эталона самых разноплановых величин: стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат, штрафов и т. п. По некоторым подсчетам минимальный размер оплаты труда служил расчетным показателем в более чем 150 нормативных документах на уровне только федерального законодательства. Причины, побудившие законодателя принять МРОТ в качестве расчетного норматива вполне понятны: установление тех или иных величин в конкретной денежной сумме было нецелесообразно вследствие высоких темпов инфляции. Однако и сам МРОТ в этом качестве оказался подверженным инфляции в неменьшей степени.

Увеличение  минимального размера оплаты труда  автоматически приводило к пропорциональному возрастанию всех величин к нему "привязанных" (в первую очередь различного рода социальных выплат). Это, в свою очередь, привело к тому, что около трех лет (с 1997 по 2000 гг.) минимальный размер оплаты труда не изменялся. Такая девальвация МРОТ чревата возможностью серьезного кризиса всей системы оплаты труда и прежде всего в бюджетной сфере, где размер тарифных ставок напрямую зависит от нормативно установленной минимальной оплаты труда.

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Агабова О.Д. Серегина Р.Д. Экономическая теория: учебник для ВУЗов. – М.: Дело, 2009. – 319 с.

2. Аврашков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2004.- 351 с.

3. Аганбегян А.Р. О реформе заработной платы // Человек и труд. - 2008.- № 9.- с. 48-49.

4. Антосенков Е., Кокин Ю.. Реформа заработной платы - ожидание и реальность//Экономист. 2009. - № 4.

5. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). – М.: Экзамен, 2008. – С. 66 – 70.

6. Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разра¬ботки)//Экономист. 2004. - № 3. с. 34-47.

7. Гиляровский Л.Т. Экономический анализ : Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005- 615с.

8. Грузинова В.П. Экономика предприятия. Учебник .М.-ЮНИТИ,2008.-454с.

9. Гофинкеля  В.Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник для средних профессиональных учебных заведений\ под.ред. проф, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431с.

10. Дубинская Г. Заработная плата в период реформ // Экономист. - 2001. - № 7. - с.64-69.

11. Золоторчук  В.В. Семенов К.Р. Микроэкономика: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2003. – 523 с.

12. Иохин В.Я.  Экономическая теория: Учебник. –  М.: Юристъ, 2000. –  861 с.

13. Еремеева В. Как реформировать оплату труда // Человек и труд. - 2009. - № 11. - с. 27-30.

14. Жуков А.Г. Что собой представляет заработная плата в рыночной экономике // Труд и право. - 2005. - № 6. С. 3-6.

15. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики. - 2009. - № 2. - с. 76-91.

16. Качанов В.А. Заработная плата - категория экономическая // Профессиональное образование. - 2008. - № 6. - с. 22-23.

17. Крашенникова М.С. Оплата труда. - М.: Приор. - 2008. - 336с.

18. Кейлер В.А. Экономика предприятия. Курс лекций. – М: - Новосибирск, ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2009. – 358 c.

19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2010. – с. 65.

20. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник – М.: Новое знание, 2009 – 544с.

21. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и про-блемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 774 с.

22. Морозова Л.Л. Организация заработной платы. - М.: СПб. - 2008.

Информация о работе МРОТ как элемент регулирования рынка труда