Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести исследования минимального размера оплаты труда как инструмент регулирования экономики на примере Ханты-Мансийского административного Округа.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты минимального размера оплаты труда;
-проанализировать регулирование экономики при установлении МРОТ;
- анализ соотношение минимального размера оплаты труда и минимального прожиточного минимума ХМАО.
Введение 10
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости осмысления двойственного содержания минимального размера заработной платы, так как минимальный размер оплаты труда регулируется с помощью прожиточного минимума, который необходимо связывать с минимальным размером оплаты труда, для повышения уровня жизни населения. 10
1.2 Нормативно правовая база регулирования минимального размера оплаты труда 17
1.3 Влияние МРОТ на рынок труда 21
Минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (или должен) платить работнику. МРОТ устанавливается законодательно или неформально - подписанием соглашения между профсоюзами, консолидированным работодателем и местными властями. 21
МРОТ оказывает влияние на труд наиболее низко оплачиваемых сотрудников, посчитали когда-то специалисты и предложили этот способ регулирования как средство борьбы с потогонными производствами. Авторы идеи считали, что рынок не способен самостоятельно устанавливать цену на труд работников. МРОТ рассматривается в таком случае как один из рычагов борьбы с бедностью, так как влияет на перераспределение доходов. Сторонники МРОТ считают: его наличие увеличивает стандарты уровня жизни для бедных, социально уязвимых слоев населения и повышает средний уровень жизни. К тому же МРОТ способствует мотивации работника трудиться усердней. Наличие пусть и невысокой, но все же стабильной заработной платы способствует и увеличению денежной массы в руках бедняков и тем самым стимулирует потребление. 21
Оппоненты такой позиции видят в МРОТ больше вреда, чем пользы. Они считают: как и протекционизм, МРОТ снижает конкуренцию на рынке труда, препятствует сокращению затрат предприятиями и организациями во время экономических спадов, приводит к безработице, неэффективности экономики, росту цен и т. д.(10, с 65) 21
Есть и такие специалисты, которые пытаются предложить альтернативные минимальному размеру оплаты труда варианты. Это, например, гарантированный минимум, когда каждый житель страны при наличии гражданства получает определенные средства, позволяющие сводить концы с концами. Хотя у такого решения тоже есть свои слабые стороны: подобное обеспечение порождает иждивенческие настроения в обществе, когда самые бедные граждане не имеют мотивации для трудоустройства. 21
Чтобы рассмотреть влияние ставок минимальной оплаты труда, мы должны обратиться к анализу рынка труда), который, как и другие рынки, подвержен влияниям сил спроса и предложения. Рабочие определяют предложение труда, а фирмы - спрос на труд. На свободном конкурентном рынке изменения размера заработной платы уравновешивают спрос на труд и его предложение. 22
Существует так же рынок труда с установленным минимальным размером оплаты, который находится выше равновесного уровня. Объем предложения труда превышает объем спроса. Результат - безработица. Таким образом, установление минимального уровня оплаты труда увеличивает заработки занятого населения, но снижает доходы тех, кто не может найти работу. 22
В экономике - множество рынков труда работников различных профессий и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с большим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Для таких работников минимальный размер оплаты труда несвязан. 22
Установление минимального размера оплаты труда оказывает огромное влияние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифицированных, не имеющих опыта работников. 22
Установление минимального уровня оплаты труда воздействует не только на объем спроса, но и на объем предложения. Так как минимальный размер оплаты труда ведет к повышению заработной платы, которую могут получить подростки, следствием его становится увеличение числа подростков, ищущих работу. Исследования показали, что повышение уровня минимальной оплаты труда ведет к изменению структуры работающих подростков: некоторые подростки, которые учились в школе, оставляют ее и начинают искать работу, вливаясь в ряды безработных. 23
Минимальный размер оплаты труда - популярная тема для политических дискуссий. Сторонники минимального уровня оплаты труда рассматривают эту политику как один из способов повышения уровня доходов работающих представителей беднейших слоев населения. Они указывают на то, что работникам, получающим минимальную заработную плату, ее едва-едва хватает на жизнь. В 1994 г., например, когда минимальный размер оплаты труда составлял $ 4,25 в час, годовой доход получающих ее двоих взрослых людей, работающих 40 часов в неделю, составлял $ 7680 - менее половины дохода средней семьи. Многие сторонники минимального размера оплаты труда признают наличие отрицательных эффектов, включая безработицу, но полагают это воздействие незначительным; они считают, что высокая ставка минимальной оплаты труда Противники минимального размера оплаты труда утверждают, что установление его - не лучший способ борьбы с бедностью. Они отмечают, что высокий минимальный размер оплаты труда приводит к безработице, побуждает подростков бросать школу и не позволяет неквалифицированным работникам получить необходимый им опыт. Противники минимального размера оплаты труда указывают, ч
Если указанный нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели, осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ.
Правительство
не будет индексировать
«Российская газета» сообщает, что в ходе «круглого стола», посвященного проблемам соотношения минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина заявила, что около 80 процентов россиян получают зарплату, не обеспечивающую их минимальные жизненные потребности. «Себестоимость рабочей силы выражается в минимальном потребительском бюджете. Методика его расчета должна учитывать потребности человека в еде, вещах, услугах, отдыхе, саморазвитии. Его реальный размер - 16-17 тысяч рублей в месяц», - подсчитала Нина Кузьмина. И такого же размера должна быть минимальная зарплата.
Последний раз МРОТ повышался в июне 2011 года на 6,5%, до 4611 руб. В то же время, по данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во втором квартале 2011 года составляла 7023 руб., таким образом, нынешний МРОТ соответствует 65,6% прожиточного минимума. При этом его последнее повышение никак нельзя назвать «догоняющим» ни прожиточный минимум, ни даже накопленную инфляцию: с 2009 года по июнь 2011 года она составила 24,3%. Среди аргументов правительства против повышения МРОТ — отсутствие интереса у регионов. Согласно Трудовому кодексу, субъекты РФ вправе устанавливать свой региональный МРОТ выше федерального. Однако в настоящее время только треть субъектов подписали соглашение о более высоком региональном МРОТ — остальным сделать это не позволило «экономическое положение» («Минимальной зарплате отказали в индексации»).
В субъекте РФ региональным
соглашением о минимальной
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Региональный МРОТ 2010, 2011 установлен и действует в 27 из 83 субъектов РФ.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:
* оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);
* компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки
компенсационного характера, в
том числе за работу в
* стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 2 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 2 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» постановлением Совета Министров СССР от 03.01.83 № 12 Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При выплате зарплаты необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, МРОТ = 4611 руб.
В тоже время, статьей 133.1 ТК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий указанный выше. При этом установление более высокого размера МРОТ допускается путем принятия субъектом РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате.
Если указанный нормативный акт субъектом РФ принят, работодатели, осуществляющие свою деятельность на его территории, должны выплачивать работникам заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ, установленного законом субъекта РФ.
1. Пунктом 1 ст.
2 Закона ХМАО от 09.12.2004 № 76-оз
«О гарантиях и компенсациях
для лиц, проживающих в Ханты-
2. Согласно приказу Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надбавка к заработной плате составляет 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка. Данная надбавка является компенсационной выплатой.
МРОТ - это ограничитель минимума оплаты труда. Районные коэффициенты и процентные надбавки идут на оклад.
Поскольку заработная плата уже содержит вышеперечисленные надбавки, МРОТ не увеличивается на надбавки и районные коэффициенты.
Зарплата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий) или только из оклада (тарифной ставки). Месячная зарплата не должна быть меньше МРОТ. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ - федерального или регионального.
Согласно ст. 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. При переходе от выплаты зарплаты к выплате МРОТ нужно учитывать нормы этой статьи. Поэтому, нельзя перевести всех сотрудников на одинаковую минимальную оплату труда. Нужна дифференциация вознаграждения, хотя бы условная. Например, если заработная плата уборщицы равна МРОТ, зарплата инженера должна быть хотя бы немного, но больше.
Согласно требованиям статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом величины прожиточного минимума его трудоспособного населения (далее также – прожиточный минимум).
Согласно статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-фз "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации определяется ежеквартально в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам установления минимальной заработной платы, либо превышал его.
В соответствии с нормами статьи 2 указанного Федерального Закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня
жизни населения субъекта
- оказания необходимой
государственной социальной
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Новое Трехсторонне
соглашение «О минимальной заработной
плате в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре» подписали
Напомним, что предыдущее повышение состоялось 1 января этого года, тогда размер минимальной оплаты труда составил 9415 рублей. Если вспомнить 2008 год, тогда уровень МРОТ не превышал 6300 рублей. В 2009-ом, несмотря на экономический кризис, минимальный размер оплаты труда подняли до 8 тысяч рублей. Регулярное увеличение МРОТ, а значит и повышение реального уровня доходов населения свидетельствует о высокой степени социальной ответственности работодателей округа. Отметим, величина минимального размера оплаты труда, одобренная Правительством РФ, составляет 4611 рублей.
Согласно новому документу, с 1 октября этого года минимальный размер заработной платы в регионе вырастет до 10250 рублей. Увеличение МРОТ составляет почти 9%. И он по-прежнему остается выше прожиточного минимума (размер прожиточного минимума во 2 квартале 2011 года составил 9381 рубль).
Со стороны органов власти автономного округа документ подписали Губернатор Югры Н. В. Комарова и Председатель Думы ХМАО – Югры Б. С. Хохряков, со стороны работодателей – Координатор Объединения работодателей Югры, генеральный директор ООО «Северавтотранс» Л. В. Скворковский, со стороны профсоюзов – председатель Объединения организаций профсоюзов Югры Ф. Г. Сиваш.
Решение об увеличении размера МРОТ поддержало большинство руководителей предприятий региона. Среди них Торгово-промышленная палата ХМАО – Югры, ООО «Северавтотранс», ООО «Газпром переработка», ОАО «Северречфлот», ЗАО «Строительная компания «ВНСС», ОАО «Ханты-Мансийский банк», Государственная страховая компания «Югория», филиал ТНК – ВР «Менеджмент» в г. Нижневартовск, ОАО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь».
«Повышение
минимального размера оплаты
труда, на которое пошли
Если работодатель не может повысить минимальный размер оплаты труда до окружного уровня, он должен обратиться в Трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений с письменным заявлением, в котором необходимо обосновать причины невыполнения Соглашения.
Во исполнение требований федерального законодательства в Югре реализуется Закон автономного округа от 20.06.2001 года № 42–оз "О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре", согласно которому величина прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и применяется в текущем квартале до утверждения нового постановления Правительства автономного округа (статьи 4 и 5). Т.е. величина прожиточного минимума утверждается не на текущий, а за предыдущий квартал (аналогично - г. Москва, г. Санкт-Петербург, Адыгея, Чечня, Мурманская область и др.). В отдельных субъектах Российской Федерации прожиточный минимум утверждается на текущий квартал (например: Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ).
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти, объединением работодателей и объединением организаций профсоюзов автономного округа, одним из приоритетных направлений в области оплаты труда является установление минимальной заработной платы.
Размер минимальной заработной платы, которой был установлен в Югре в период с 2008 по 2011 годы, соответствовал размеру прожиточного минимума, действовавшего на момент
Трехсторонним соглашением "О минимальной заработной плате в Ханты-мансийском автономном округе - Югре" от 22 декабря 2010 года с 1 января 2011 г. минимальная заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре установлена в размере 9415 руб (Приложение 1).
Таким образом, учитывая, что должностной оклад является лишь частью заработной платы, работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальную сумму оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ.
В основу определения МРОТ положили региональные прожиточные минимумы, рассчитанные по единой методике, в таком случае конкретные размеры МРОТ устанавливаются и обеспечиваться субъектами РФ на основе региональных прожиточных минимумов. На федеральном уровне перешли к законодательному установлению соотношений МРОТ в долях или процентах от прожиточного минимума трудоспособного населения, ежегодно сближая эти показатели.
Информация о работе МРОТ как элемент регулирования рынка труда