Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучение форм и методов реализации промышленной политики на примере Омской области и разработке мероприятий по ее усовершенствованию.
Задачи:
–изучить содержание региональной промышленной политики и взаимосвязи, возникающие на различных уровнях ее реализации;
– раскрыть специфику и определить приоритеты региональной промышленной политики;
– проанализировать формы и методов промышленной политики в условиях кризиса;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-методологические основы региональной промышленной политики в условиях кризиса.
1.1.Составляющие региональной промышленной политики ………………..7
1.2. Антикризисные механизмы региональной промышленной политики …13
Глава 2 Анализ промышленной политики Омской области в условиях кризиса.
2.1. Промышленная политика Омской области………………………………20
2.2. Анализ антикризисных мер стабилизации промышленности Омской области …………………………………………………………………………22
Глава 3. Направления совершенствования промышленной политики Омской области.
3.1. Пути совершенствования промышленной политики Омской области….27
3.2. Социально- экономическая эффективность путей совершенствования промышленной политики Омской области……………………………………31
Заключение ……………………………………………………………….……33
Список используемых источников …………………………………
Одной из фундаментальных черт промышленной (производственной) организации мировой экономики является тот факт, что схожие или близкие бизнесы все больше географически и территориально группируются друг с другом и становятся все больше взаимозависимыми. Концентрация взаимозависимого бизнеса, который действительно связан общими или взаимодополняемыми факторами производства, инновациями, производственными процессами или товарами и услугами в настоящее время доминирует на каждом экономически развитом рынке.
Кластеры представляют собой географическую концентрацию на определенной территории совокупности взаимосвязанных между собой компаний и институтов, обеспечивающих конкурентоспособность регионального кластера. Они включают в себя поставщиков определенных товаров, производственных услуг, сырья, энергии, а также инфраструктурных услуг.
Региональные кластеры воздействуют на конкурентоспособность по трем направлениям: во-первых, увеличивая производительность компаний, базирующихся в кластерном ареале; во вторых, ускоряя инновационный процесс, который закладывает фундамент будущего роста производительности; и наконец, стимулируя создание новых компаний и новых бизнесов, которые, расширяясь, усиливают сам кластер. Кластер дает возможность входящим в него компаниям, не теряя своей гибкости и независимости, приобретать те же преимущества, которые независимые компании могут получить, только увеличивая масштабы производства или осуществляя формальные альянсы с другими компаниями.
Нахождение в составе кластера позволяет компании повышать производительность и эффективность благодаря общему использованию факторов производства, информации, технологий, необходимых институтов и координации действий с другими родственными компаниями.
Новая кластерная региональная политика должна быть в значительной мере политикой самих региональных властей. Стержнем этой политики должна являться деятельность, направленная на институциональное обеспечение преимуществ каждого конкретного региона в сфере предпринимательского климата (включая инвестиционный климат). В динамике это будет означать быстрое улучшение предпринимательского климата в стране в целом. Роль федерального центра при этом должна заключаться в создании таких общефедеральных институциональных условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области институционального строительства.
Кластерный метод, первоначально использованный в исследованиях проблем конкурентоспособности, теперь стал применяться при решении и более масштабных задач регионального развития, в том числе и при разработке программ регионального развития, развитии новых технологий инвестиционного и инновационного профиля и как основа для решения такой злободневной задачи, как эффективное взаимодействие большого и малого бизнеса. Этот метод, в частности, был успешно использован Л. Вардомским и В. Матвеевым при разработке
Формирование промышленных
кластеров рассматривается
В рамках кластерной промышленной политики создается эффективная информационная среда, инновационная инфраструктура, особенно для развития малого и среднего инновационного бизнеса, включая доступ к новейшим технологиям и базе данных возможных партнеров по бизнесу, в том числе и за рубежом.
Лидеры бизнеса, государства и институциональных структур получают возможность принять активное участие в новой экономике конкуренции. Кластерный подход выявляет взаимозависимость и коллективную ответственность всех упомянутых субъектов экономики в деле создания условий для эффективной конкуренции. Вскрывая истинный механизм создания экономического благосостояния, кластерный подход открывает новые пути для конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов хозяйства на региональном уровне.
1.2. Антикризисные механизмы региональной промышленной политики.
Региональная промышленная политика представляет собой взаимосвязанную совокупность целей промышленного развития и способов их достижения. Она основывается на ранжировании полномочий в области управления промышленным развитием между Центром и субъектом Федерации и ориентирована на эффективное использование географических, природных, экономических и других конкурентных преимуществ региона.
Цель промышленной политики состоит в разработке системы гибких подходов и механизмов, направленных на стабилизацию экономического положения промышленного комплекса, достижение на этой основе экономического роста и повышения благосостояния населения региона.
Главными направлениями региональной промышленной политики на современном этапе должны стать:
реформирование предприятий;
ликвидация причин, приводящих к сокращению объемов производства или потере конкурентоспособности выпускаемой продукции;
оказание всесторонней поддержки объектам подъема экономики, ориентированным на ускорение научно-технического прогресса, разработку и освоение новых технологий, развитие средств информатики, выпуск конкурентоспособной продукции.
На региональном
уровне приоритетные направления промышленной
и структурной политики определяются
хозяйственной специализацией экономики,
характером сложившихся структурных
сдвигов и пропорций (диспропорций)
производственно-территориально
Приоритетами промышленного развития являются также:
1) наращивание
производства в отраслях с
быстрым оборотом капитала и
высокой бюджетной
2) поддержка
наукоемких отраслей и высоких
технологий, отраслей с высокой
степенью обработки, в том
3) производство
конкурентоспособной
4) поддержка
отраслей, характеризующихся техническим
отставанием на данном этапе,
функционирование которых
Формирование финансовой составляющей промышленного комплекса, разработка механизмов привлечения денежных средств в промышленность региона - задача первой степени сложности. За годы реформ ухудшилось финансовое положение значительного числа промышленных предприятий: сократились оборотные средства, возросла просроченная задолженность, снизились прибыль и рентабельность производств, некоторые предприятия оказались на грани банкротства.
Несмотря на предлагаемые специалистами источники внешнего финансирования - прямое и косвенное государственное финансирование (в виде инвестиций, дотаций, налоговых льгот и т.д.), привлечение кредитов коммерческих банков и иностранного капитала, - реально наиболее надежным и стабильным источником финансирования производства является чистая прибыль от реализации продукции. В дальнейшем этот источник явится важнейшим для развития средних предприятий, работающих на заказы внутрирегионального масштаба.
Представляется важным использование альтернативных источников финансирования, что отвечает потребностям современного производства и является способом сокращения предпринимательских рисков.
Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо:
-разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики;
-выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственными и региональными политиками.
На рис.1 представлена иерархия возможных уровней формирования промышленной политики в России.
Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной промышленной политики).
В общем случае промышленная политика кроме инвестиционной содержит несколько структурных составляющих (экспортно-импортную, налоговую, кредитную и т.п.), позволяющих целенаправленно воздействовать на достижение поставленных целей. Отмечу, что наиболее часто используются налоговые возможности регулирования (в частности, для смягчения цикличных кризисов производства и увеличения устойчивости развития экономики). В максимальной степени потенциал налогов должен быть задействован в инвестиционной сфере посредством косвенного государственного регулирования.
Структурно-инвестиционная
политика не является чисто рыночным
инструментом и потому должна осуществляться
государством как рыночными, так
и административными методами. При
определении направлений
-обеспечение платежеспособного спроса (и его роста) на продукцию инвестируемого производства;
-минимизацию капиталоемкости инвестиционных проектов;
-минимально возможные инвестиционные и производственные циклы проектов;
-максимально возможную прибыль на вложенный капитал;
-максимальную величину технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного проекта.
Естественно, что инвестиции будут наиболее эффективны, если каждое решение в данной области будет отвечать всем критериям без исключения. Предполагается, что это возможно, если соответствующие решения будут приниматься в отношении конкретных предприятий или их групп, но не отраслей и подотраслей.
Практика показывает, что определяющим элементом региональной промышленной политики является инвестиционная составляющая. Она формируется на базе своих аналогов субъектов хозяйствования данного территориального образования, включая государственные организации и учреждения (рис.4). Последние в свою очередь подвержены влиянию внешних факторов, одним из которых является промышленная политика региона.
При разработке инвестиционной политики принято выделять помимо традиционных прямых и портфельных инвестиций также:
-нефинансовые (неденежные) – в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в инвестиционный проект, предприятие, бизнес;
-инновационные – осуществляемая с целью внедрения на предприятии уже созданных технологических новшеств3.
Данные виды инвестиций являются важнейшими для реализации промышленной политики в регионе и на хозяйствующем субъекте, однако именно для них система поддержки на различных уровнях недостаточна.
Инвестиционная
стратегия предприятия
В настоящее время разделение полномочий по объектам между федеральной и региональной политикой в инвестиционно-финансовой сфере крайне сложно и противоречиво. Помощь хозяйствующим субъектам в развитии их производств и продвижении продукции на рынках осуществляется прежде всего за счет проведения региональной протекционистской политики. Можно предположить, что в условиях неэффективного выполнения федеральных законов именно местные власти должны принимать соответствующие экономические решения.
Теоретически предполагается, что в конкурентной рыночной системе обеспечивается оптимальное распределение ресурсов для производства каждого из множества товаров и услуг. Однако этот вывод не учитывает связанных с производством и потреблением товара (услуги) побочных эффектов. Последние возникают, когда в процессе производства часть издержек переходит к третьей стороне (т.е. не потребителям и не производителям данной продукции). Наиболее очевидные эффекты такого рода – экологические проблемы.
Здесь нередко
имеет место следующая цепочка явлений. В ряду
хозяйствующих объектов той или иной направленности
появляется предприятие, которое за счет
минимизации издержек становится наиболее
конкурентоспособным. Однако данные минимальные
издержки достигаются в значительной
степени за счет порождения побочных экологических
эффектов. В этой ситуации для нормализации
положения региональные органы управления
могут использовать налоговое или административно-