Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучение форм и методов реализации промышленной политики на примере Омской области и разработке мероприятий по ее усовершенствованию.
Задачи:
–изучить содержание региональной промышленной политики и взаимосвязи, возникающие на различных уровнях ее реализации;
– раскрыть специфику и определить приоритеты региональной промышленной политики;
– проанализировать формы и методов промышленной политики в условиях кризиса;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-методологические основы региональной промышленной политики в условиях кризиса.
1.1.Составляющие региональной промышленной политики ………………..7
1.2. Антикризисные механизмы региональной промышленной политики …13
Глава 2 Анализ промышленной политики Омской области в условиях кризиса.
2.1. Промышленная политика Омской области………………………………20
2.2. Анализ антикризисных мер стабилизации промышленности Омской области …………………………………………………………………………22
Глава 3. Направления совершенствования промышленной политики Омской области.
3.1. Пути совершенствования промышленной политики Омской области….27
3.2. Социально- экономическая эффективность путей совершенствования промышленной политики Омской области……………………………………31
Заключение ……………………………………………………………….……33
Список используемых источников …………………………………
Инструментами региональной промышленной политики могут являться также такие классические способы поддержки и развития предприятий, как государственный и муниципальный заказы, трансфертные платежи.
В общем случае региональная промышленная политика должна быть построена индивидуально в зависимости от типа хозяйствующего субъекта (рис. 5).
Предприятия – лидеры рынка вполне самодостаточны и даже расширяют свое влияние. Проблемные предприятия являются зоной интересов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, кредиторов, Комитета по управлению государственным имуществом, монополистов, персонала и т.д. В то же время стабильные предприятия остаются как бы в “мертвой зоне”. Однако, по моему мнению, именно поддержка данных предприятий должна быть стратегическим направлением региональной промышленной политики.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что цели промышленной политики, так же как и инструменты их реализации, должны быть разделены и четко определены по уровням управления. Региональная промышленная политика нацелена на удовлетворение потребностей предприятий региона и является составной частью государственного аналога. Задачей региональной промышленной политики является повышение производительности труда а стратегическим направлением региональной промышленной политики является поддержка местных стабильно работающих предприятий.
Глава 2 Анализ антикризисных мер стабилизации промышленности Омской области.
2.2. Промышленная политика Омской области.
На региональном
уровне приоритетные направления промышленной
и структурной политики определяются
хозяйственной специализацией экономики,
характером сложившихся структурных
сдвигов и пропорций (диспропорций)
производственно-
Омская область занимает часть Юго-Западной Сибири (Сибирский федеральный округ). Административным центром региона является город Омск. Общая площадь территории области составляет 141 тыс. км2. Плотность населения - 14 чел./км2. В городах проживает почти 63% человек. Регион граничит с Тюменской, Новосибирской, Томской областями, а также Казахстаном. По территории области протекает р. Иртыш, а также ее притоки (Ишим, Оша, Омь, Тара). Местность преимущественно равнинная, переходящая в южной части в лесостепь и дальше в лесистую и болотистую низменность. На территории региона расположены такие крупные населенные пункты, как Омск (1,1 млн. чел.), Тара (27 тыс. чел.), Исилькуль (24 тыс. чел.), Таврическое (13 тыс. чел.), Черлак (11 тыс. чел.) и другие.
По объемам валового регионального продукта (ВРП) Омская область занимает пятое место среди субъектов Федерации.
Для развития региона большое значение имеет промышленное производство. Объем ВРП превышает 350 млн. рублей, из которых значительная часть приходится именно на производственную сферу. Омская область является крупнейшим индустриальным центром России. Объем обрабатывающей отрасли составляет более 340 млрд. рублей, а добывающей - свыше 960 млн. рублей. Значение индекса промышленного производства в течение последних лет увеличилось в 2,3 раза.
Промышленность
Омской области представлена такими
крупными машиностроительными
Благодаря высокой
концентрации машиностроительных и
обрабатывающих производств регион
является привлекательным для
В Омской области
проводится системная работа по государственному
регулированию использования
Всего за год практически выполнен двухлетний план по обучению лиц, ответственных за энергосбережение в бюджетных организациях. Обучено более 460 специалистов. Обследованы параметры энергоэффективности муниципальных учреждений. В многоквартирных домах установлено более 1300 приборов учета тепла, электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения.
После проведенного энергоаудита социальных объектов и домов, вошедших в программу капремонта 2011 года, составляются энергетические паспорта. В 2011 году реализованы пилотные проекты «Энергоэффективный дом, школа, больница». Полученная экономия энергоресурсов и результаты повышения уровня энергетической эффективности объектов будут определены по итогам отопительного сезона.
2.2. Анализ
антикризисных мер
В последние
два года определились новые тенденции
в государственном
Разработка единых фундаментальных программ действий администрации по стабилизации и дальнейшему экономическому развитию, отвечающих потребностям экономики и науки. На их базе создаются программы по реструктуризации промышленных предприятий, по государственной поддержке развития малого предпринимательства и т. д. Все программы основаны на тщательном анализе состояния экономики региона. К работе привлекаются специалисты отраслевых комитетов, предприниматели, члены правительства, независимые эксперты. Итог коллективного труда рассматривается законодательными органами и, приобретая силу закона, ложится в основу конкретной деятельности всех участников рынка.
При решении тактических задач стратегия развития региональной промышленности корректируется в соответствии с общегосударственной программой долгосрочного развития отечественной промышленности. В результате создаются эффективные программы вывода из кризиса промышленных предприятий, от работы которых зависит наполняемость областного и местных бюджетов.
Акцент делается
на урегулировании отношений промышленников
с естественными монополистами.
Администрация региона
Кроме того Правительство Омской области разработало проект кластерного подхода к развитию экономики. Новая промышленная платформа региона целиком вписывается в инновационную стратегию развития России, которая поддерживается правительством страны. Данный проект позволяет максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный потенциал. Вокруг головных предприятий будет образована цепочка инновационных производств, способных оперативно реагировать на потребности рынка.
Кластерная модель экономики ПАРК – промышленно-аграрные региональные кластеры – предполагает строительство четырёх промышленных производственных кластеров: кремниевого, нефтехимического, лесопромышленного, агропромышленного.
Помимо линии по производству биоэтанола, на первом этапе проект включает птицефабрику, мясоперерабатывающее предприятие, комбикормовый завод, на втором – всё более широкое использование биотехнологий для получения новых продуктов: органических кислот, аминокислот, глюкозы, ферментов, биополимеров и другой продукции. Это даёт серьёзный импульс для развития малого и среднего бизнеса.
Нефтехимический кластер – второе направление проекта. Стратегия развития этого системообразующего нефтехимического холдинга направлена на модернизацию существующих производств и диверсификацию сырья за счёт применения «зелёных» технологий, а также на введение новых производственных мощностей. Уже завершено строительство завода по производству этил-трет-бутилового эфира с использованием нанопористых полислойных мембран мощностью до 500 тыс. тонн в год, что позволит производить за год до 10 млн. тонн бензинов стандартов «Евро-4», «Евро-5». Ведётся строительство завода по производству полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год.
Создание цепочки производств по полному циклу переделов кремния, включая выпуск поликристаллического кремния, моно- и мультикристаллического кремния, а также кремниевых пластин для солнечной энергетики, микроэлектроники и сверхточной оптики, будет организовано в рамках кремниевого кластера. В него также войдут казахстанское предприятие по добыче и переработке особо чистого кварца и уже построенный завод по производству металлургического кремния. Новые производства будут построены в северном промышленном узле Омска на существующей промышленной площадке. Первую продукцию кремниевого кластера планируется получить уже через два года.
Лесопромышленный кластер даст мощный толчок к развитию северных территорий региона, где имеются богатейшие запасы древесного сырья, с ежегодным переизбытком производства в объёме 4 – 5 млн. кубометров. При планировании размещения и организации производств, входящих в эту часть проекта, используется экосистемный подход, основанный на рациональном, непрерывном и неистощимом лесопользовании.
Промышленное освоение технологий биохимической и бесхлорной переработки древесины позволит организовать производство высококачественной бумаги, упаковки, древесно-полимерных композитов. В перспективе развитие лесопромышленного кластера направлено на производство широкого ассортимента ценных продуктов и сырья для медицины, фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой, химической отраслей и сельского хозяйства.
Реализация проекта развития кластерной экономики требует создания соответствующей инфраструктуры, перекрестных связей научных, производственных, финансовых учреждений и институтов.
Так, создаваемый
технопарк высокоточного
В эту систему
органично вписываются
Наряду с положительными моментами можно выделить Основные проблемы промышленной политики Омской области.
1.Структурную перестройку машиностроительного комплекса Омской области нельзя сводить только к отраслевому подходу. Каждое предприятие, работая в рыночной среде, само вынуждено заботиться о своей выживаемости и финансовой устойчивости. В структурной перестройке машиностроения не придается должного значения преобразованиям производств на неэффективных предприятиях путем их перепрофилирования, а в случае необходимости - их ликвидации. 2.Концептуальные направления промышленной политики Администрации области по развитию предприятий химической и нефтехимической отрасли недостаточно инициируется созданием инвестиционной специализированной компании (с государственной долей собственности) по разработке и реализации инвестиционных проектов предприятий химической и нефтехимической промышленности.
3. Недостаточно эффективно ведется работа по разработке предложений по обновлению ассортимента продукции на среднесрочную и долгосрочную перспективу, имея в виду достижение мировых стандартов качества и конкурентоспособности;
4. Реализация концепции преобразования промышленности невозможна без ее обеспечения финансовыми и другими ресурсами.
В ближайшей перспективе приоритеты необходимо отдать следующим направлениям финансирования: исследованиям рынка промышленной продукции; научно-исследовательским, проектно-технологическим и конструкторским работам по реализации конкурентоспособных технических решений; оснащению промышленного производства самой передовой техникой и оборудованием за счет их импорта из зарубежных стран.
Формирование финансовой составляющей промышленного комплекса, разработка механизмов привлечения денежных средств в промышленность региона - задача первой степени сложности. За годы реформ ухудшилось финансовое положение значительного числа промышленных предприятий: сократились оборотные средства, возросла просроченная задолженность, снизились прибыль и рентабельность производств, некоторые предприятия оказались на грани банкротства.
Несмотря на
предлагаемые специалистами источники
внешнего финансирования - прямое и
косвенное государственное