Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучение форм и методов реализации промышленной политики на примере Омской области и разработке мероприятий по ее усовершенствованию.
Задачи:
–изучить содержание региональной промышленной политики и взаимосвязи, возникающие на различных уровнях ее реализации;
– раскрыть специфику и определить приоритеты региональной промышленной политики;
– проанализировать формы и методов промышленной политики в условиях кризиса;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-методологические основы региональной промышленной политики в условиях кризиса.
1.1.Составляющие региональной промышленной политики ………………..7
1.2. Антикризисные механизмы региональной промышленной политики …13
Глава 2 Анализ промышленной политики Омской области в условиях кризиса.
2.1. Промышленная политика Омской области………………………………20
2.2. Анализ антикризисных мер стабилизации промышленности Омской области …………………………………………………………………………22
Глава 3. Направления совершенствования промышленной политики Омской области.
3.1. Пути совершенствования промышленной политики Омской области….27
3.2. Социально- экономическая эффективность путей совершенствования промышленной политики Омской области……………………………………31
Заключение ……………………………………………………………….……33
Список используемых источников …………………………………
Глава 3. Направления совершенствования промышленной политики Омской области.
3.1. Пути
совершенствования
Эффективно
управлять экономикой в условиях
формирования рыночных отношений и
хозяйственной
Для Омской области, как аграрно-индустриального региона, объектами приоритетного вложения должны стать перерабатывающие и обслуживающие производства, инфраструктурные отрасли.
В региональном масштабе в качестве основополагающих задач, обусловленных приоритетными направлениями развития промышленности области, необходимо выделить:
-реструктуризацию отдельных предприятий;
-формирование рынка сбыта промышленной продукции;
-формирование конкурентной среды, повышение конкурентоспособности продукции;
-создание условий для формирования системы государственного регулирования деятельности промышленного комплекса, восстановление управляемости госсобственности, государственное участие в создании корпоративных структур;
-формирование новых экономических и технологических связей предприятий различных отраслей и хозяйственных структур;
-концентрацию капитала с целью создания структур, основанных на принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития;
-оживление инвестиционной деятельности в промышленности;
-сохранение и развитие научно-производственного, инновационного потенциала промышленности;
-государственную поддержку экспортного сектора (кредитование, субсидирование, налоговые и др. льготы).
Основными способами реструктуризации промышленности области должны стать:
1) формирование промышленных структур, обслуживающих АПК на рыночной основе;
2) активное дробление
существующих депрессивных
3) широкое привлечение
банковских, торговых и других
предпринимательских структур
4) институциональные
и организационные
Важным фактором расширения спроса на продукцию промышленности Омской области может быть лизинг, особенно в системе деятельности финансово - промышленных групп, производящих продукцию инвестиционного назначения (машины, оборудование, сложные приборы, аппаратура).
Прогнозы развития мировых товарных рынков указывают на устойчивую тенденцию увеличения разрыва цен на высокотехнологичную продукцию и на ресурсы (первичные и с низкой степенью переработки). Исходя из этого, наряду с развитием сельхозмашиностроения, необходимо также развивать следующие производства, имеющие потенциальные возможности вхождения в фазу экономического роста: инвестиционное машиностроение; электровозостроение; производство электроники.
При этом следует в первую очередь определить номенклатуру и объемы гарантированного государственного спроса на продукцию промышленного производства области на базе федеральных комплексных целевых программ, носящих межрегиональный характер и служащих повышению уровня развития отдельных субъектов РФ.
Долговременная
стратегия развития должна быть ориентирована
на институциональные
К стратегическим целям и приоритетам развития машиностроительного комплекса можно отнести:
-преодоление отставания регионального машиностроения от промышленно развитых стран, в первую очередь в отношении технико - технологических параметров выпускаемой (подготавливаемой к производству) продукции;
-реструктуризацию машиностроения области в направлении создания системы машин, обеспечивающих решение первоочередных региональных задач;
-обеспечение производства оборонной техники в соответствии с целями принятой военной доктрины;
-формирование устойчивого экспортного потенциала машиностроения региона.
Реализация данных стратегических целей должна опираться на формирование рыночного финансово-кредитного и институционального механизмов, действующих в следующих направлениях:
-реализация при помощи маркетинговой системы подходов, основанных на непосредственных контактах с потребителем, который, в конечном счете, диктует технические характеристики машин, их стоимость;
-отказ от традиционного отраслевого подхода, т.к. формирование связей происходит на уровне предприятий различных отраслей, имеющих собственную специализацию, в связи с этим изучение рынка должно быть целенаправленным с выделением потенциальных заказчиков на ту или иную продукцию;
-диверсификация производства на машиностроительных предприятиях области, системное преодоление узкой специализации производства и создание гибких производств и технологий;
-изменение институциональной структуры машиностроительного комплекса в направлении развития различных форм хозяйствования, отвечающих рыночным требованиям;
-усиление холдинговых зависимостей
с использованием системы перекрестного
владения акциями предприятий, составляющих
единый производственно-
-содействие конкуренции, нормативная поддержка конкретных предприятий, доказавших свое умение завоевывать устойчивое положение на рынке, создание особого статуса поддержки научно-исследовательских организаций, которые могут разрабатывать новую технику, не уступающую лучшим аналогам зарубежных фирм;
-поддержка освоения наиболее прогрессивных зарубежных технологий, использование в то же время протекционистских мер для защиты конкурентоспособного отечественного производства.
3.2. Социально-
экономическая эффективность
При выявление
экономической эффективности
В результате реализации долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Омской области в 2011 году энергоемкость регионального валового продукта в Омской области снизилась более чем на 4% при плане в 2,5%.
Это означает, что производственный сектор стремится к снижению затрат на энергоресурсы, за счет этого снижается себестоимость и повышается конкурентоспособность продукции.
Реализация мер, направленных на развитие малого предпринимательства, позволит: повысить эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; укрепить финансовую устойчивость субъектов малого предпринимательства; увеличить удельный вес производства субъектами малого предпринимательства в экономике: в объеме промышленного производства - до 9,5 процента, строительных работ – до 54,9 процента, платных услуг населению – до 27,7 процента, розничного товарооборота – до 81,6 процента; создать условия для партнерских отношений между малым, средним и крупным бизнесом; наладить тесные межрегиональные и международные связи по вопросам развития малого предпринимательства.
Реализация задач по развитию инвестиционной сферы позволит добиться: создания благоприятного инвестиционного климата в Омской области, развития инвестиционной инфраструктуры; увеличения совокупного объема привлечения различного рода инвестиций в абсолютном выражении (в 2012 году – в 2,4 раза по отношению к уровню 2009 года, а в 2015 году – в 2,9 раза).
Кроме того проект
новой промышленной платформы региона
даст возможность максимально
Заключение.
Таким образом, подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы:
Промышленная политика – это ограниченное системой права (законодательством) взаимодействие соответствующих субъектов (органы власти разного уровня, компании, общественные объединения) по вопросам направлений, способов и средств развития промышленно-энергетического сектора экономики.
Антикризисная
региональная политика заключается
в предотвращении дальнейшего падения
производства, обнищания населения,
ухудшения демографической
Системная активизация региональной промышленной политики является следствием взаимного влияния процессов отраслевого и территориального развития промышленности, локализованного в индустриальных городах региона. Исходя из этого, органами региональной и местной власти выявляется отраслевая приоритетность и необходимые масштабы поддержки малых предприятий в промышленном секторе города с целью стимулирования наиболее приоритетных для экономики региона производств. Это позволяет минимизировать затраты на реструктуризацию и модернизацию городских производственных комплексов, а также переориентировать их производственные мощности на выпуск конкурентоспособной продукции.
Главная цель региональной промышленной политики Омской области состоит в создании условий для формирования и развития регионального промышленного комплекса, способного в условиях рыночных отношений адекватно отвечать требованиям внутреннего и внешнего рынка.
Промышленность Омской области представлена такими крупными машиностроительными предприятиями, как производственное объединение "Полёт" (аэрокосмическая техника), моторостроительное и агрегатное производство в Омске. Кроме того, в областном центре работают танко- и тракторостроительный завод "Омсктрансмаш" и ОАО ГП "Сибзавод", которое выпускает сельскохозяйственные машины.
Правительство Омской области разработало проект кластерного подхода к развитию экономики. Новая промышленная платформа региона целиком вписывается в инновационную стратегию развития России, которая поддерживается правительством страны. Данный проект позволяет максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный потенциал.
Предлагаемые
направления совершенствования
Список используемой литературы.
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. – 64 с.