Шпаргалка по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Антикризисное управление".

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление. Конспект.docx

— 187.21 Кб (Скачать файл)

Характер взаимодействия внешних  и внутренних факторов, вызывающего  цикличность колебаний, определяет периоды кризисного состояния различной продолжительности.

Ученые различных направлений  предлагают следующие разновидности  циклов:

• циклы Кондратьева – продолжительностью 40-60 лет, импульсом которых являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

• циклы Кузнеца продолжительностью 20 лет, движущей силой которых выступают  сдвиги в воспроизводственной структуре  производства;

• циклы Джаглера периодичностью 7-11 лет, являющиеся результатом взаимодействия многочисленных денежно-кредитных факторов;

• циклы Китчина, продолжающиеся три - пять лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;

• частные хозяйственные циклы, охватывающие период от года до 12 лет  и существующие в связи с колебаниями  инвестиционной активности.

Все эти периоды различаются  природой своего происхождения и  длительностью, а общим является однотипность траектории: циклическое  спиралевидное развитие. В результате разрушительная фаза развития признается не столько как общественное зло, сколько как условие, обеспечивающее поступательное развитие экономики.

 

11. Причины возникновения кризисных явлений в экономике

  1. Представители австрийской школы считают, что кризис в рыночной экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы.

2. Марксисты считают, что кризисы являются неотъемлемой чертой капиталистической экономики. Причину кризисов они видят в производстве товаров сверх платёжеспособного спроса. И дело не в ошибках оценки ёмкости рынка и даже не в желании владельцев капитала получить максимальную прибыль, а в самой природе и законах развития экономики, нацеленной на получение прибыли.

3. Психологические причины кризисов

Среди причин и факторов, приводящих к экономическим кризисам, особое место занимают психологические факторы, так как поведение субъектов экономической деятельности может оказаться "спусковым крючком" для кризиса.

В условиях экономического дисбаланса психологический настрой общества оказывает влияние на длительность и формы протекания кризиса, его последствия. Поэтому некоторые ученые считают, что для понимания происхождения и особенностей кризиса учет психологического фактора важен едва ли не в той же степени, как и для понимания причин военных побед и поражений или причин революций.

4. Цикличность экономики.

 

 Циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада (экономического кризиса).

 

 

 

12. Классификация (разновидности, типология) кризисов

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути.

1. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития выделяются группы:

- экономические кризисы (в группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы);

- социальные кризисы (особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис);

- организационные кризисы;

- психологические кризисы;

- технологический кризис.

2. По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

3. По проблематике кризиса можно выделить микрокризис  и микрокризисы. Существуют общие и локальные кризисы.

4. По предсказуемости кризисы могут быть закономерными (предсказуемыми) и неожиданными (случайными).

5. По скрытости существуют кризисы явные и латентные.

6. По длительности кризисы можно классифицировать как краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхсрочные.

7. По мягкости кризисы бывают глубокими и легкие.

8) По своему характеру кризисы могут предшествовать новому этапу в развитии системы либо ее гибели, действовать независимо от других либо совпадать, взаимодействуя с ними, вызывая эффект синергии, выступать как неизбежная закономерно повторяющаяся фаза цикла либо как случайный результат стихийного бедствия, крупной ошибки.

 

13. Этапы развертывания кризиса

Кризис – это не статическое состояние, а ограниченный во времени, нестабильный, динамичный процесс с постоянным изменением значений его основных параметров.

Механизм его развития представляет собой одну из разновидностей экономического механизма. Это цепь взаимосвязанных экономических явлений, «запускаемых» субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Далее начинается процесс следования в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений, в конце которой организация переходит в кризисное состояние.

Каждое последующее экономическое  явление оказывает большее деструктивное  воздействие на деятельность организации и требует больших затрат на преодоление его последствий.

В большинстве существующих моделей (см. Табл.) разделения кризисного процесса на отдельные стадии прослеживаются такие кризисные цепочки, от качественных изменений (конфликтов) к количественным потерям (убыткам); все они отражают кривую развития кризиса от его зарождения, нарастания деструктивных воздействий до разрешения кризиса, и призваны помочь руководству организации максимально точно определить точку и принять управленческие решения по оказанию влияния на кризис, смягчению кризиса, его преодолению.

Таблица

Сравнительный анализ стадий развития кризиса в различных моделях

Модель

Критерий разделения на стадии

Стадии кризиса

1

Модель В. Мюллера

Потенциал достижения успеха

Стратегический кризис

Кризис результатов

Кризис ликвидности

Банкротство

2

Модель Г. Кристека

Потенциал преодоления кризиса

Потенциальный кризис

Скрытый кризис

Острый преодолимый кризис

Острый непреодолимый кризис

3

Модель А. Градова и Б. Кузина

Доверие акционеров

Потеря акционеров

Потеря кредиторов

Потеря ликвидности

Банкротство акционеров

4

Модель З. Айвазяна и В. Кириченко

Внутренняя эффективность организации

Кризис рентабельности

Кризис развития

Кризис производства

Кризис платежеспособности


 

14. Признаки кризисных явлений

На  каждой стадии развития негативной тенденции  состояние предприятия имеет  свои отличительные признаки:

На стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса (резкое уменьшение денег на счетах); увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

На стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

На стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.

 

15. Негативные последствия кризиса для предприятия

Снижаются цены на товары. В период кризиса обычно снижаются цены на товары, производимые предприятиями и организациями. Это касается и экспортных цен, и цен на внутреннем рынке. В результате многие компании из прибыльных превращаются в убыточные и должны предпринять серьезные меры, чтобы сократить издержки, поднять производительность труда, изменить ассортимент, чтобы избежать крупных убытков.

Обостряется конкуренция. Часто усиливается давление со стороны конкурентов. Конкуренция обостряется, поскольку она ведется в условиях кризиса не за получение немного большей или меньшей прибыли, а часто за выживание предприятий и организаций. Ведется борьба за жизнь или смерть фирмы. Поэтому эта борьба ведется часто бескомпромиссно, очень жестко, и хозяйствовать в этих условиях вдвойне и втройне сложнее. Часто эта борьба сопровождается распространением слухов о плохом качестве изделий конкурента, их скрытых пороках, бедственном положении конкурента, которому не выжить в сложившихся условиях, и т. д.

Невозврат долгов. Находящемуся в трудных кризисных условиях предприятию контрагенты стараются не возвращать долги (так как предприятие все равно не выживет), выставляются необоснованные требования по предварительным платежам за поставку продукции или дополнительных гарантий.

Трудности в получении кредитов. В кризисных условиях резко возрастают трудности в получении кредитов, а нужда в них возрастает. Приходится мириться с повышенными ставками за кредит, с необходимостью выставлять дополнительные залоги, соглашаться на более быстрый возврат кредита, на сокращение его срока и т. д. Поэтому такие кредиты довольно трудно отдавать в кризисных условиях.

 

16. Кризисы: сущность, параметры, факторы, фазы, симптомы

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров и параметров окружающей среды.

Параметры: 

- резкое  сокращение суммы денежных средств  на счетах;

- рост дебиторской  задолженности, а с другой стороны  снижение сумм на счетах показателей  при одновременном росте запасов  предприятия, что может говорить  о затруднениях со сбытом;

- старение  счетов-дебиторов;

- нарушение  баланса кредиторской и дебиторской  задолженности;

- падение  объемов продаж. 

Факторы:

- внешние  (не зависящие от деятельности  предприятия);

- внутренние  зависят от деятельности предприятия. 

Выделяют разные стадии (фазы) кризисного процесса. 

1. Предварительная.

2. Острый  кризис.

3. Хронический.

4. Разрешение  кризиса. 

Симптомы:

1. Ухудшение финансовых показателей.

2. Использование «творческого бухучета».

3. Нефинансовые признаки(ухудшение качества, настроение сотрудников, доля риска).

4. Окончательные симптомы кризиса (суд, иски, скандалы, отставки).

 

17. Кризисные ситуации: фактор, типология, причины, источники, уровни

К факторам кризисных ситуаций можно отнести источники их возникновения, причины и уровни организационной принадлежности участников вовлеченных в кризис.

В обобщенном виде среди источников кризисных ситуаций можно выделять: природные; экологические; производственно-технические; финансово-экономические; социально-психологические.

К причинам возникновения кризисных ситуаций можно относить: недостаточный уровень (границы) наших знаний о возможностях предсказания кризиса; определенный уровень отчуждения или дисфункций в функционировании социально-политических, хозяйственно-экономических, культурно-психологических механизмов; случайные отклонения, просчеты и\или ошибки (инженерные, управленческие, политические, исторические и т.п.); преступные действия в отношении личности, организации или общества и т.п.

Кризисные ситуации могу разворачиваться на различных уровнях, включающие: личности; группы; организации (предприятия, фирмы); отрасли (регионы); нации (государства) и т.д.

Типы кризисных ситуаций обусловлены стадиями развития организации.

Стадия формирования характеризуется наличием в организации как специалистов-разработчиков, готовых создать и предлагать готовый продукт, так и преобладанием доверительных отношений, свойственных органической организационной культуре

Информация о работе Шпаргалка по "Антикризисному управлению"