Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью исследования является определение роли и значения тактических и стратегических аспектов несостоятельности (банкротства) предприятий.
Задачей данной работы является как рассмотрение теоретических аспектов стратегического менеджмента применительно к неплатежеспособному предприятию, так и практический анализ на неплатежеспособном предприятии.
Предметом исследования являются теоретические, организационно-практические аспекты механизма банкротства предприятий.
Введение 3
Глава I. Методические аспекты стратегического менеджмента на 5 несостоятельном предприятии.
1.1. Роль и значение стратегического менеджмента в антикризисном 5 управлении
1.2 Методики проведения стратегического менеджмента на 8 несостоятельном предприятии
Глава II. Формирование стратегических направлений развития 12 предприятия
2.1. Анализ и оценка действующей стратегии развития предприятия 12
2.2. Выбор стратегических направлений выхода из кризиса 16
Глава III. Программа реформирования предприятия и 22 бизнес-планирование.
3.1 Задачи и направления реформирования предприятия. 22
3.2 Бизнес-план как ключевой элемент стратегического менеджмента 31
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Реформирование предприятия - это изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
Реформирование
предприятий проводится с целью
улучшения управления, ориентация их
деятельности на рыночные потребности,
повышения
Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:
-
ориентация производимой
-
обеспечение инвестиционной
-
повышение ответственности
-
нормализация процессов
- внедрение новых технологий;
- диверсификация производства;
-
создание эффективного
Одним
из направлений реформирования предприятий
является их реструктуризация.
В
странах с развитой экономикой реструктуризация
является естественным процессом. Вопрос
о реструктуризации встает всякий раз,
когда компания сталкивается со снижением
эффективности своей
Реструктуризация предприятия проводится с целью:
-
решения определенных
-
изменения распределения
-
привлечения инвестиций в
-
увеличения стоимости
- разрешения конфликтов между участниками предприятия.
-
разрешения конфликтов между
отдельными подразделениями
Весь спектр возможных средств в ходе реструктуризации можно представить в виде комплекса мероприятий оперативного и долгосрочного (стратегического) характера. Концепция реструктуризации должна преследовать две основные цели: обеспечение дееспособности на короткий срок и восстановление конкурентоспособности на продолжительное время. В рамках общей концепции путем реализации оперативных мероприятий должна быть решена проблема ликвидности (сокращение дебиторской задолженности, уменьшение запасов, сокращение инвестиций, продажа ненужного имущества), а также задача улучшения результатов деятельности (за счет сокращения затрат, улучшения качества, снижения потерь от брака, стимулирования продаж, повышения оборота в короткие сроки).
На более отдаленную перспективу предприятие должно осуществить глубокие, обусловленные рынком, стратегические преобразования. Предприятие только тогда может достичь долгосрочного восстановления конкурентоспособности, когда на основе изучения условий рынка и конкуренции будет выработана адекватная стратегия, создана эффективная организационная структура, исследованы и преобразованы слабые стороны производственных процессов, реформирована система управления. (6)
Рассмотрим несколько стратегических концепций реструктуризации предприятия:
-
концепция наращивания
Суть
концепции наращивания
Маркетинговая концепция позволяет с самого начала построения стратегии реструктуризации предприятия устанавливать направление изменений на предприятии в строгом соответствии с рыночной ситуацией и рыночными взаимодействиями, и не только устанавливать направление изменений, но и добиваться того, чтобы каждое вводимое на предприятии изменение приближало его к запланированному качеству работы на рынке. Таким образом, маркетинг строит само предприятие в соответствии с требованиями рынка. В этом случае предприятие адекватно реагирует на изменения на рынке и эффективно функционирует.
Антидолговая концепция по сути состоит в следующем: в результате реализуемых мероприятий предприятие освобождается от долгов либо их бремя становится легче. Однако эту стратегию необходимо отличать от другой - реструктуризации задолженности предприятия, конкретных технологий реструктуризации задолженности.
Защитная концепция реструктуризации используется для защиты предприятия от захвата со стороны конкурентов. Ядро этой стратегии состоит из ряда изменений в системе управления и в структуре капитала предприятия, а также из манипуляций с акциями, благодаря которым конкурентам становится затруднительно получить контроль над предприятием. Защитная стратегия включает также отдельные элементы маркетинговой стратегии, а также стратегию наращивания капитала.
Автоматическая
концепция реструктуризации заключается
в том, что все изменения на
предприятии направлены на построение
такой системы управления, при
которой «все работает само», без
оперативного вмешательства первого
руководителя. В этой стратегии могут
сочетаться отдельные элементы маркетинговой
стратегии и стратегии
По направлениям и способам проведения можно выделить несколько четко различающихся, но взаимосвязанных направлений реструктуризации предприятия:
-
изменяются масштабы
-
оказывается влияние на
-
изменяется внутренняя
Процесс реструктуризации предприятий может сопровождаться изменением формы собственности, возникновением новых юридических лиц. Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и регулируется Гражданским Кодексом РФ и антимонопольным законодательством. В Гражданском Кодексе РФ предусмотрено пять форм реорганизации предприятий: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его собственника, а также по решению суда.
Структурные
преобразования могут осуществляться
как путем реорганизации
Финансовое оздоровление на примере СХПК «Саратовский»
Дело о несостоятельности СХПК «Саратовский» находится в производстве Арбитражного суда Саратовской области (дело № А-57-250Б/05-12 от 20 июня 2005г.), который определил ввести в отношении СХПК "Саратовский" процедуру наблюдения.
Соответственно, основные задачи программы финансового оздоровления для данного предприятия:
· разработка оптимального для предприятия и обоснованного для органов государственного управления плана погашения задолженности перед бюджетом или предоставления государственной поддержки предприятию;
· определение плана мероприятий по повышению платежеспособности и ликвидности предприятия;
·
определение стратегии и
Полное наименование предприятия: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Саратовский», сокращенное наименование: СХПК «Саратовский». Место нахождения (совпадает с почтовым адресом): 413760, Российская Федерация, Саратовская область, Перелюбский район, с. Иваниха.
СХПК
«Саратовский» создан в результате
реорганизации в форме
Основными видами деятельности являются:
· производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции;
· поддержка и содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств на территории района;
· торгово-закупочная деятельность;
·
внешнеэкономическая
Использованы результаты финансового анализа, который проводился в соответствии с требованиями Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367). При этом анализу подверглось финансовое состояние Должника на дату проведения анализа, его финансовая, хозяйственная и инвестиционная деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Для определения причин кризисного состояния АПК были выявлены основные факторы, влияющие на развитие кризиса на сельскохозяйственных предприятиях (на СХПК «Саратовский» и других аналогичных предприятиях):
· большая кредиторская задолженность (в том числе просроченная);
· износ основных средств;
· энергоемкость (высокие затраты);
· отсутствие квалифицированных кадров.
Устранение
данных факторов составляют задачи, которые
необходимо решить, для устойчивого
функционирования предприятия
Следует
учесть, что функционирование российского
сельского хозяйства происходит
в более неблагоприятных
Распределение доходов от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции осуществляется без учета фактических затрат. Так, доля производителей зерна составляет 20 %, перерабатывающих его предприятий - 30 % и торговли - 50%. Ю.Лачуга. Инновационно-инвестиционные механизмы для инженерно-технической сферы АПК. // АПК: экономика, управление. № 7, 2005. С. 3. Поэтому, даже несмотря на некоторый рост экспорта зерна в последние годы (в 2002 г. - 13,3 млн. т., в 2003 - 15,2 млн. т.), доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей продолжает оставаться крайне низкой. Уровень рентабельности отрасли с учетом субсидий из всех бюджетов составляет в среднем только 5-6 %. Неблагоприятное финансовое положение не позволяет обновлять парк машин.
Информация о работе Стратегическое управление на несостоятельном предприятии