Стратегическое управление на несостоятельном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли и значения тактических и стратегических аспектов несостоятельности (банкротства) предприятий.
Задачей данной работы является как рассмотрение теоретических аспектов стратегического менеджмента применительно к неплатежеспособному предприятию, так и практический анализ на неплатежеспособном предприятии.
Предметом исследования являются теоретические, организационно-практические аспекты механизма банкротства предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Методические аспекты стратегического менеджмента на 5 несостоятельном предприятии.
1.1. Роль и значение стратегического менеджмента в антикризисном 5 управлении
1.2 Методики проведения стратегического менеджмента на 8 несостоятельном предприятии
Глава II. Формирование стратегических направлений развития 12 предприятия
2.1. Анализ и оценка действующей стратегии развития предприятия 12
2.2. Выбор стратегических направлений выхода из кризиса 16

Глава III. Программа реформирования предприятия и 22 бизнес-планирование.

3.1 Задачи и направления реформирования предприятия. 22

3.2 Бизнес-план как ключевой элемент стратегического менеджмента 31

Заключение 39

Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Антикриз!.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Для преодоления кризиса в аграрном секторе, стабилизации и повышении  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства в первую очередь необходимо создать действенный экономический  механизм путем государственного регулирования  и совершенствования экономических  отношений между партнерами АПК.

 

 

 

 

3.2 Бизнес-план как ключевой элемент  стратегического менеджмента

Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.

С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне,  планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.

Существует две формы  планирования деятельности фирмы:

  1. планирование деятельности фирмы на рынке;
  2. внутрифирменное планирование.

Как правило, эти аспекты  планирования взаимосвязаны.

Необходимо отметить, что  по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения  фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.

Планирование деятельности предприятия позволяет:

  • осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
  • определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
  • четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.

Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной  деятельности.

Бизнес-план представляет собой объективную  оценку собственной предпринимательской  деятельности фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка. В нем характеризуются  основные аспекты коммерческого  предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная  работа. (6) Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес - плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес - плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих  перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

организационно - управленческая и финансово - экономическая  оценка состояния предприятия;

выявление потенциальных возможностей предпринимательской  деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

формирование  инвестиционных целей на планируемый  период. (6)

В бизнес-плане обосновываются:

общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;

выбор стратегии и тактики конкуренции;

оценка  финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей  предприятия.

Бизнес - план дает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово - экономических результатах  деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес - план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности  и организационно - правовой формы  компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением  предприятием, так и внешние, обусловленные  установлением контактов и взаимоотношений  с другими фирмами и организациями.

В зависимости от рыночной ситуации и  цели составления бизнес – планы  могут быть различны.

Бизнес  – планы  разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. (6)

Разработка  бизнес-планов финансового оздоровления аналогична известной задаче определения  стратегии предприятия, но в специфических  условиях, когда негативные тенденции  не были своевременно вскрыты и каким-либо образом нейтрализованы, в результате чего предприятие попало в долговую яму, а негативные моменты различных  сторон деятельности предприятия оказались  запущенными.                                                                                          Таким образом, стратегия финансового оздоровления включает в себя как план кардинальных перемен в деятельности предприятия (частичного или полного перепрофилирования), так и решение проблемы накопленных долговых обязательств.

Необходимо  отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры  бизнес – планов, однако все они  имеют приблизительно одинаковое строение.

Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная  свое дело или развивая имеющееся.

По  сути, концепция является сокращенной  версией самого бизнес – плана.

В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:

  • возможности для бизнеса;
  • привлекательность бизнеса;
  • важность для предприятия и региона;
  • необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
  • срок окупаемости проекта;
  • возможный срок возврата заемных средств;
  • условия инвестирования;
  • ожидаемая прибыль и ее распределение    и т.д.

Порядок изложения концепции  является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной  цели предлагаемого бизнеса (как  правило получение прибыли) и  назначения разрабатываемого бизнес –  плана.

Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания  бизнес – плана, однако находится  в начале. 

 

В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

  • главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
  • главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
  • состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться
  • и пр.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии  – дата основания, организационно –  правовая форма, учредители, юридический  адрес и т.п.

В разделе, характеризующем  объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление). (6)

План  производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.

Особым  разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность  в инвестициях, а также указывается  за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные  и/или заемные средства) и т.п.

План  маркетинга – это план мероприятий  по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли  путем удовлетворения рыночных потребностей. Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия. Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:

  • полных затрат;
  • усредненных затрат;
  • предельных затрат;
  • стандартных издержек производства;
  • прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Раздел, описывающий потенциальные  риски особенно важен, так как  фактор риска оказывает большое  влияние на финансово – хозяйственную  деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

  • производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
  • коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
  • финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
  • риски, связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);

Методы снижения влияния  рисков различны, однако наиболее действенным  является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом  финансовой прочности.

Важной частью практически  любого бизнес – плана является финансовый план.

Цель финансового плана  определить эффективность предлагаемого  бизнеса.

Если разрабатывается  план финансового оздоровления то в  этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово – хозяйственной  деятельности предприятия.

Бизнес-план является руководящим документом, в котором детально расписано, как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса. В финансовый план обязательно включается

  • оперативный план,
  • отчет о прибылях и убытках,
  • отчет о денежных потоках
  • балансовый отчет.

Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга.                                                                                    Структура отчета о прибылях и убытках относительно проста. В него как правило включается выручка от продажи товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления, и на основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов.                                                                                               Проектировка потоков денежных средств наиболее важный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. План-отчет о движении денежных средств показывает руководству фирмы, сколько в его распоряжении имеется денежных средств и какова потребность в них компании. В отчет о денежных средствах не включается амортизация. Хотя это и расход, но она не представляет собой денежное обязательство.                  Значительным документом финансового плана является балансовый отчет. Его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определенный период, а фиксирует ее сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент.

Таким образом, бизнес – план позволяет  проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор  приоритетных целей, т.е. определить стратегию  функционирования фирмы.

Цель  разработки бизнес – плана –  спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  теоретические вопросы связанные  со

стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости  введения на предприятии стратегического планирования.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Стратегия — сложное и  потенциально мощное орудие, с помощью  которого

современная фирма может  противостоять меняющимся условиям.

Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме,

оказавшейся в условиях несостоятельности. 

На  основе данной работы можно дать определение антикризисного управления на предприятии как системы, имеющей четыре ярко выраженных элемента: прогнозирование кризиса/банкротства; профилактика кризиса/банкротства; непосредственно кризис и вывод предприятия из кризиса - в отличие от общепринятого определения, согласно которому антикризисное управление представляет собой вывод предприятия из уже наступившего кризиса.

Также хотелось бы добавить, что основная цель руководителя предприятия в  кризисных условиях – не довести  неплатежеспособное предприятие до процедуры банкротства; обеспечить его выживание и развитие. Его основная задача – разработать и реализовать программу оздоровления и развития. Ни действующий руководитель, ни антикризисный управляющий не смогут этого сделать без участия руководителей и специалистов предприятия.

Антикризисный менеджмент включает в себя:

  1. Диагностику финансового состояния.
  2. Маркетинг
  3. Инвестиции
  4. Управление персоналом
  5. Производственный менеджмент
  6. Реорганизационно- ликвидационные процедуры

Для восстановления эффективной производственной деятельности предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации (неплатежеспособность), могут быть использованы организационные  механизмы оздоровления, предусмотренные  законодательством, в том числе:

перепрофилирование  производства, конверсия и др.;

закрытие (ликвидация) нерентабельных производств;

исполнение  обязательств собственником имущества  предприятия или третьими лицами (в том числе арбитражными управляющими);

Информация о работе Стратегическое управление на несостоятельном предприятии