Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с Законом РД «О Счетной палате Республике Дагестан» и Планом работы Счетной палаты РД на 2011 год. При подготовке аналитической записки использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы документы и материалы, представленные Министерством экономики РД, Министерством финансов РД, Дагестанстатом, и Управлением ФНС по РД, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД.
Аналитическая записка
о формировании и исполнении доходной части
консолидированного бюджета РД в 2011 году
Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с Законом РД «О Счетной палате Республике Дагестан» и Планом работы Счетной палаты РД на 2011 год. При подготовке аналитической записки использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы документы и материалы, представленные Министерством экономики РД, Министерством финансов РД, Дагестанстатом, и Управлением ФНС по РД, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД.
I. Общие положения
1.1. Для оценки прогнозируемых поступлений на очередной финансовый год, обеспечения своевременного и качественного составления бюджета, необходимо проведение достоверного анализа социально-экономического положения, перспектив и тенденций их развития в предстоящий период.
Применение достоверных (фактически сложившихся) данных в процессе налогового планирования в настоящее время является одной из важных составляющих при формировании бюджетных показателей.
Каждый вид налоговых платежей имеет свою налоговую базу, которой присущи определенные особенности (статья 53 Налогового кодекса РФ).
В качестве исходных данных для расчета налоговой базы используются сведения налоговых органов (о налоговой базе по каждому виду налогов и сборов). При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:
- оценку макроэкономической ситуации;
- оценку результатов изменения налогового и бюджетного законодательства;
- прогноз оценки развития отраслей экономики.
Кроме того, прогнозирование доходов необходимо производить с учетом имеющейся задолженности по налоговым платежам и принятия мер по ее погашению.
1.2. Бюджетообразующими доходными источниками консолидированного бюджета РД являются:
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ;
- налог на имущество организаций;
- налог на имущество физических лиц;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- поступления от специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененных доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог).
Общий удельный вес указанных платежей в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РД составляет: за 2008 год – 92%; за 2009 год – 93,1%; за 2010 год – 92,9%; на 2011 год – 94,5 процентов.
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных
доходов консолидированного бюджета РД за 2010 год (факт) и 2011 год (план)
Диаграмма № 1 (%)
II. Поступление налоговых и неналоговых доходов
в консолидированный бюджет РД за 10 месяцев 2011 года
2.1. Поступления налоговых и неналоговых доходов за ряд лет показывает их ежегодное увеличение. Так, рост поступлений налога на прибыль организаций с 2008 года по 2010 год составил 47,0%, НДФЛ – на 23,6%, акцизов по подакцизным товарам (продукции) - в 3,2 раза, налога на имущество физических лиц – на 31,7 %, налога на имущество организаций - на 23%, земельного налога – на 38,7%, транспортного налога – на 77,2%, налогов на совокупный доход (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененных доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) – в 1,8 раза.
При этом, исполнение бюджетных назначений составило: за 2008 год - 98,8%; за 2009 год - 100,2%; за 2010 год – 94,8%; за 10 месяцев 2011 года – 85,0%.
В абсолютном выражении увеличение налоговых поступлений по отношению к предыдущему году за 2009 год составило на 2 286,9 млн. рублей (на 19,6%), за 2010 год - на 3 221,5 млн. рублей (на 23%), а бюджетные назначения на 2011 год установлены с ростом на 4 214,8 млн. рублей (на 24,5%).
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД за 2008-2010 годы и за 10 месяцев 2011 года представлено в таблице № 1.
Таблица №1
млн. рублей
за 2008 год |
за 2009 год |
за 2010 год |
за 10 месяцев 2011 года | |||||||||
План |
факт |
% |
План |
Факт |
% |
План |
факт |
% |
План |
Факт |
% | |
Налог на прибыль организаций |
2728,5 |
2558,2 |
93,8 |
3354,7 |
3444,4 |
102,7 |
3609,1 |
3760,4 |
104 |
3691,2 |
3077,2 |
83,4 |
Налог на доходы физических лиц |
7234,5 |
7523,8 |
104,0 |
5610,5 |
5573,4 |
99,3 |
6654,3 |
6157,9 |
92,5 |
5647,1 |
5104 |
90,4 |
Акцизы |
1027 |
865,8 |
84,3 |
1141 |
1175,7 |
103 |
2767,2 |
2791,8 |
101 |
3743,0 |
2818,5 |
75,3 |
Налоги на совокупный доход |
518,5 |
463,1 |
89,3 |
514,1 |
527,7 |
102,6 |
1017,1 |
832,4 |
81,8 |
662,0, |
542,7 |
82,0 |
Налог на имущество физических лиц |
85,0 |
65,0 |
76,5 |
90,8 |
78,2 |
86,1 |
138,7 |
85,6 |
61,7 |
118,2 |
57,7 |
48,8 |
Налог на имущество организаций |
1335,0 |
1228,7 |
92 |
1408,4 |
1459,1 |
103,6 |
1777,2 |
1511,9 |
85,1 |
1628,0 |
1446,3 |
88,8 |
Земельный налог |
596,4 |
527,7 |
88,5 |
665,3 |
663,4 |
99,7 |
834,1 |
732,0 |
87,8 |
754,4 |
450,8 |
59,8 |
Транспортный налог |
86,3 |
57,8 |
66,9 |
88,9 |
57,6 |
64,8 |
128,8 |
102,4 |
79,6 |
117,7 |
71,5 |
60,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
45,4 |
50,5 |
111,4 |
32,6 |
32,8 |
100,7 |
32,6 |
13,4 |
41,2 |
21,8 |
9,8 |
44,9 |
Прочие налоги |
247,2 |
77,9 |
31,5 |
73,1 |
83,2 |
113,9 |
124,2 |
246,7 |
199 |
189,1 |
185,2 |
97,9 |
Неналоговые доходы |
504,7 |
820,1 |
162,5 |
975,4 |
888,8 |
91,1 |
1057,9 |
971,5 |
91,8 |
637,7 |
869,3 |
136,3 |
Итого налоговых и неналоговых доходов |
14408,6 |
14238,6 |
98,8 |
13954,8 |
13984,5 |
100,2 |
18141,2 |
17206 |
94,8 |
17210,2 |
14633 |
85,0 |
2.2. Бюджетные назначения по поступлению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД на 2011 год, утвержденные Законом РД и решениями органов местного самоуправления составляют в сумме 21 420,8 млн. рублей, в том числе:
- в республиканский бюджет РД – 15 764,3 млн. рублей;
- в местные бюджеты – 5 656,5 млн. рублей.
За 10 месяцев 2011 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД составили 14 633,0 млн. рублей, в том числе:
- в республиканский бюджет РД – 10 745,2 млн. рублей;
- в местные бюджеты – 3 887,8 млн. рублей.
Как видно, утвержденные задания консолидированного бюджета РД на 10 месяцев 2011 года исполнены всего на 85,0%, годовые назначения - на 68,3%.
Следует отметить, что бюджетные назначения не исполнены по всем налоговым доходам, за исключением единого сельскохозяйственного налога.
За 10 месяцев 2011 года в консолидированный бюджет РД недопоступило налоговых и неналоговых доходов в общей сумме 6 787,9 млн. рублей (31,7%) от годовых назначений и 2 577,2 млн. рублей (25,0%) от плана на 10 месяцев.
Анализ всех факторов и показателей социально-экономического развития РД в целом показывает, что отсутствуют, какие либо объективные предпосылки, обосновывающие наблюдаемое в 2011 году не исполнение утвержденных бюджетных назначений.
Так, за 10 месяцев 2011 года наблюдается рост основных макроэкономических показателей по сравнению с 2010 годом, в том числе: промышленное производство – на 10,5%; продукция сельского хозяйства – на 10,1%; объем «строительных работ» - на 10,1%; оборот розничной торговли – на 5,4%; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника – на 8,6%.
Необходимо отметить, что благоприятная ситуация складывающаяся в 2011 году практически во всех отраслях экономики должна привести не только к исполнению бюджетных назначений, но и перевыполнению утвержденных показателей по отдельным видам налоговых платежей.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что не исполнение бюджетных назначений в 2011 году связано не с уменьшением показателей налоговой базы по налоговым платежам, а причиной, на наш взгляд является, прежде всего, недостаточно эффективная деятельность налоговых органов, отсутствие реального взаимодействия налоговых органов и других администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления, а также не обеспечение проведения совместных мероприятий, направленных на повышение налоговых поступлений с участием правоохранительных органов (МВД по РД), территориальных подразделений федеральных органов государственной власти (Управление ФНС по РД, Росреестр, Ростехинвентаризация и другие).
Следует отметить, что наличие резервов и реального налогового потенциала, позволяющего увеличить поступления налоговых платежей подтверждаются результатами экспертизы материалов и документов, представленных в ходе принятия республиканского бюджета РД на 2011 год, о чем было изложено в Заключении Счетной палаты РД, а также проведенного анализа формирования доходной части бюджетов муниципальных районов и городских округов РД на 2011 год.
Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД за период с января по октябрь (10 месяцев) в 2009-2011 годах показывает их резкое снижение в 2011 году. Так, если в 2010 году прирост налоговых поступлений составил на 2 365,4 млн. рублей (на 21,2%), то в 2011 году - всего на 1 094,4 млн. рублей (на 8,1%).
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД в период с января по октябрь (10 месяцев) в 2009-2011 годах представлены в таблице № 2.
Наименование |
За 10 месяцев 2009 года |
За 10 месяцев 2010 года |
За 10 месяцев 2011 года | ||
Факт |
в % к предыдущему году |
факт |
в % к предыдущему году | ||
Налог на прибыль организаций |
2 929,3 |
2 958,9 |
101,0 |
3 077,1 |
104,0 |
Налог на доходы физических лиц |
4 215,4 |
4 891,9 |
116,0 |
5 104,0 |
104,3 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
943,5 |
2 232,7 |
236,7 |
2 818,5 |
126,2 |
Налоги на совокупный доход (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененных доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) |
427,9 |
521,1 |
121,8 |
542,7 |
104,1 |
Налог на имущество физических лиц |
52,6 |
55,2 |
104,9 |
57,7 |
116,0 |
Налог на имущество организаций |
1 304,1 |
1 247,3 |
95,6 |
1 446,3 |
87,7 |
Земельный налог |
470,9 |
568,6 |
120,7 |
450,8 |
79,3 |
Транспортный налог |
42,7 |
81,5 |
190,9 |
71,5 |
87,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
26,0 |
10,5 |
40,4 |
9,8 |
93,3 |
Прочие налоги |
70,9 |
199,6 |
281,5 |
185,4 |
92,9 |
Неналоговые доходы |
690,1 |
771,4 |
111,8 |
869,3 |
112,7 |
Итого |
11 173,2 |
13 538,6 |
121,2 |
14 633,0 |
108,1 |
Как видно из таблицы в 2011 году наблюдается резкое снижение темпа роста поступлений, что может привести к не исполнению установленных назначений по итогам года.
III. Анализ формирования доходной части
республиканского бюджета РД.
3.1. По результатам экспертизы проекта республиканского бюджета РД на 2011 год Счетной палатой РД было предложено скорректировать планируемые доходы в сторону увеличения на сумму 878,4 млн. рублей, в том числе за счет:
- налога на доходы физических лиц – 244,4 млн. рублей;
- акцизов на алкогольную
- налога на добычу полезных ископаемых – 8,7 млн. рублей;
- неналоговых доходов – 164,3 млн. рублей (дивиденды по акциям – 1,0 млн. рублей, проценты от предоставления бюджетных кредитов – 4,8 млн. рублей, платежи за аренду государственного имущества – 99,8 млн. рублей, отчисления от прибыли унитарных предприятий – 46,7 млн. рублей, платежи за пользование природными ресурсами – 12,0 млн. рублей).
В ходе рассмотрения проекта республиканского бюджета РД на 2011 год планируемые объемы доходов были увеличены в целом на 1 575,7 млн. рублей. При этом, предложения Счетной палаты РД по увеличению налоговых и неналоговых доходов были учтены всего на 634,0 млн. рублей (акцизы на алкогольную продукцию - 461,0 млн. рублей, налог на добычу полезных ископаемых - 8,7 млн. рублей и неналоговые доходы - 164,3 млн. рублей).
Анализ документов и материалов, характеризующих показатели исполнения республиканского бюджета РД за 10 месяцев 2011 года и сложившихся макроэкономических показателей социально-экономического развития РД, показал, что налоговые и неналоговые доходы в 2011 году могли быть увеличены еще на 665,5 млн. рублей и с учетом ранее предложенной Счетной палатой РД суммы (878,4 млн. рублей) установлены в целом в сумме 1 543,9 млн. рублей (878,4 + 665,5), в том числе за счет налога на прибыль организаций – 413,5 млн. рублей, налога на доходы физических лиц - 45,5 млн. рублей и налога на имущество организаций - 206,5 млн. рублей.
Экспертно-аналитические мероприятия по выявлению резервов увеличения доходной части республиканского бюджета РД в разрезе основных доходных источников (налоговых платежей) показали следующее.
3.2. Налог на прибыль организаций.
В общем объеме поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РД за ряд лет наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций (за 2008 год – 27,2%; за 2009 год - 35,4%; за 2010 год - 31,2%).
Согласно расчетам, представленным при принятии республиканского бюджета РД на 2011 год, сумма поступлений налога на прибыль организаций составила 4 839,0 млн. рублей. За основу расчета, обосновывающую данную сумму приняты объемы налогооблагаемой прибыли за 2008-2010 годы, рассчитанные от фактически начисленного налога. Тогда как в расчетах должны были быть использованы сведения о налоговой базе, отражаемые в соответствующих отчетах Управления ФНС по РД.
Информация о работе Аналитическая записка о формировании доходов