Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с Законом РД «О Счетной палате Республике Дагестан» и Планом работы Счетной палаты РД на 2011 год. При подготовке аналитической записки использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы документы и материалы, представленные Министерством экономики РД, Министерством финансов РД, Дагестанстатом, и Управлением ФНС по РД, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД.
Однако, в большинстве муниципальных образованиях значения коэффициента К2 по основным видам деятельности (розничная торговля, оказание услуг по общественному питанию и оказание автотранспортных услуг) не установлены и не доведены до уровня, рекомендованных Правительством РД.
Кроме того, в 15-ти муниципальных районах и 5-ти городских округах запланированные объемы поступлений по упрощенной системе налогообложения (УСН) ниже объема фактических поступлений за 2010 год.
Выводы и предложения
1. По результатам экспертизы проекта республиканского бюджета РД на 2011 год Счетной палатой РД было предложено скорректировать планируемые доходы в сторону увеличения на сумму 878,4 млн. рублей (НДФЛ – 244,4 млн. рублей; акцизы на алкогольную продукцию – 461,0 млн. рублей; налог на добычу полезных ископаемых – 8,7 млн. рублей; неналоговые доходы – 164,3 млн. рублей).
В ходе рассмотрения проекта республиканского бюджета РД на 2011 год планируемые объемы доходов были увеличены на 1 575,7 млн. рублей. При этом, предложения Счетной палаты РД по увеличению налоговых и неналоговых доходов были учтены всего на 634,0 млн. рублей.
Анализ документов и материалов, характеризующих показатели исполнения республиканского бюджета РД в течении финансового года (за 10 месяцев 2011 года) и сложившихся макроэкономических показателей социально-экономического развития, показал, что налоговые и неналоговые доходы в 2011 году могли быть увеличены на 665,5 млн. рублей и с учетом ранее предложенной Счетной палатой РД суммы (878,4 млн. рублей) установлены в целом в сумме 1 543,9 млн. рублей (878,4 + 665,5), в том числе за счет налога на прибыль организаций на – 413,5 млн. рублей, налога на доходы физических лиц - 45,5 млн. рублей и налога на имущество организаций - 206,5 млн. рублей.
Однако, за период с января по октябрь 2011 года исполнение установленных заданий по поступлению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД составило 85%.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что не исполнение бюджетных назначений в 2011 году связано не с уменьшением показателей налоговой базы по налоговым платежам, а является, прежде всего, недостаточно эффективная деятельность налоговых органов, отсутствие реального взаимодействия налоговых органов и других администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления, а также не обеспечение проведения совместных мероприятий, направленных на повышение налоговых поступлений с участием правоохранительных органов (МВД по РД), территориальных подразделений федеральных органов государственной власти (Управление ФНС по РД, Росреестр, Ростехинвентаризация и другие).
Наличие резервов и реального налогового потенциала, позволяющего увеличить поступления налоговых платежей подтверждаются результатами экспертизы материалов и документов, представленных в ходе принятия республиканского бюджета на 2011 год, о чем было изложено в Заключении Счетной палаты РД, а также проведенного анализа формирования доходной части бюджетов муниципальных районов и городских округов РД на 2011 год.
2. В расчетах по прогнозу поступления налога на прибыль организаций на 2011 год объемы налогооблагаемой прибыли за 2008-2009 годы и оценка за 2010 год не соответствуют налоговой базе, отраженной в отчетности Управления ФНС по РД (форма № 5-ПМ). Кроме того, при прогнозировании налога не учтены дополнительно начисленные суммы налога, отраженные в отчетности Управления ФНС по РД (форма № 2-НК).
Следует отметить, что целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате их деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов - это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности.
В целях увеличения налоговой базы и увеличения поступления налога на прибыль организаций считаем необходимым:
- при планировании поступления налога на прибыль организаций анализировать показатели отчетов налоговой службы и органов статистики (налоговая база, поступление налога за ряд лет, изменение количества предприятий и организаций, их финансовые результаты и снижение или увеличение налоговых платежей);
- налоговым органам следует анализировать деятельность, прежде всего тех организаций, которые заявляют убытки более двух периодов и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
- провести оценку уровня показателей производства и налогообложения групп организаций по отдельным видам деятельности. Провести комплексный анализ деятельности групп организаций (отдельных организаций в составе групп) по итогам прошедшего периода в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Определить степень воздействия результатов функционирования тех или иных организаций на экономическую ситуацию в республике;
- выявить отрасли или конкретные предприятия с низкими финансовыми показателями, а также проанализировать возможные причины, приводящие к этому. На основании полученных результатов разработать план развития отдельных отраслей промышленности и конкретных предприятий, системы взаимодействия органов государственной власти с менеджментом и собственниками данных предприятий.
3. При прогнозировании НДФЛ на 2011 год не были приняты во внимание показатели по ФОТ, отраженные в Прогнозе СЭР РД на 2011-2013 годы, а также не проанализированы ряд других показателей (увеличение численности занятых в экономике, размера заработной платы и денежных доходов населения), влияющих на формирование ФОТ
Анализ показателей, влияющих на формирование ФОТ, показал, что более 40% заработной платы все еще находится в «тени».
В связи с чем, в целях увеличения налоговой базы и увеличения поступления НДФЛ считаем целесообразным:
- при прогнозировании поступления НДФЛ анализировать макроэкономические показатели, влияющие на формирование ФОТ и увеличение НДФЛ.
- активизировать работу Межведомственных комиссий по легализации теневой заработной платы и работе с убыточными предприятиями и организациями, созданных в муниципальных образованиях и налоговых органах республики;
- правоохранительным органам, в установленном порядке, обеспечить контроль за уклонением от уплаты налогов физическими лицами (статья 198 Уголовного кодекса РФ). В целях обеспечения реализации данных мероприятий налоговым органам целесообразно передавать в правоохранительные органы материалы о физических лицах, получивших доходы от продажи имущества и не явившихся в налоговые органы для подачи декларации;
- провести работу по
постановке на учет лиц,
4. Принять меры по оптимизации налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных законодательством РД, в том числе льготы, предоставленные сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также предприятиям, реализующим инвестиционные проекты.
Усилить работу по государственной регистрации и включению в реестр объектов государственного имущества, введенного в эксплуатацию за счет бюджетных средств.
Усилить работу контролирующих и правоохранительных органов по увеличению доли легальной алкогольной продукции. Указанная работа может быть осуществлена, в том числе при проведении совместных мероприятий в рамках реализации контрольных функций по исполнению федерального и республиканского законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
6. В целях увеличения поступления налога на добычу полезных ископаемых определить фактические объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых. При этом ужесточить правила предоставления лицензий и отчетности о добыче, где объемы добычи должны быть подтверждены соответствующей документацией (маркшейдерскими замерами).
7. Органам исполнительной власти принять меры по повышению эффективности управления и распоряжения государственной собственностью РД, в частности: разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственной долей в уставных капиталах.
8. Обеспечить погашение задолженности по налоговым платежам, в том числе путем принятия мер принудительного характера.
Налоговым органам в полной мере задействовать механизм погашения задолженности через субсидиарную ответственность руководителей и учредителей. В целях сокращения и ликвидации недоимки по налоговым платежам проводить анализ состояния платежной дисциплины предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.
9. Отраслевым министерствам и ведомствам определить влияние государственной поддержки хозяйствующим субъектам на увеличение налоговых платежей.
10. Несмотря на то, что общий объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год запланирован с ростом к уровню 2010 года на 10,3%, отдельными муниципальными образованиями республики сумма налоговых и неналоговых доходов принята ниже объема фактического поступления за 2010 год («Акушинский район», «Ботлихский район», «Карабудахкентский район», «С.Стальский район», «Унцукульский район», «Хунзахский район», «Цумадинский район», «Чародинский район», «Шамильский район», «город Каспийск» и «город Избербаш»).
11. Анализ формирования и исполнения доходной части местных бюджетов показал, что муниципальными образованиями допускаются нарушения бюджетного и налогового законодательства. Так, в нарушение статей 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах муниципальных образований не предусмотрены поступления: налога на имущество физических лиц («Лакский район»); единого сельскохозяйственного налога («Кумторкалинский район»).
12. Отдельными органами местного самоуправления принимаются решения об освобождении от уплаты местных налогов и сборов (в МО «Новолакский район» - все муниципальные учреждения были полностью освобождены от уплаты земельного налога; в ГО «город Хасавюрт» -установлены заниженные налоговые ставки в отношении земельных участков, находящихся под рынками, банкетными залами, гостиницами, автомойками и АЗС (0,7% от кадастровой стоимости земельного участка).
13. Не всеми органами местного самоуправления учтены рекомендации Правительства РД в части увеличения ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также значений коэффициента базовой доходности К2, применяемого при определении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
14. В налогооблагаемую базу городских округов по земельному налогу подпадают всего 49,4% земель, охваченных кадастровой оценкой и включенных в единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Таким образом, не завершение работ по кадастровой оценке земель городских округов в установленные сроки привело к тому, что около 50% земель городских округов выпадают из налогообложения.
15. Администрирование транспортного налога в основном зависит от качества представляемой информации органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и своевременного введения налоговыми органами соответствующих сведений в базу данных. Однако, до настоящего времени имеются значительные расхождения (более чем в 2 раза) по количеству зарегистрированных автотранспортных средств, являющихся объектами налогообложения.
16. В целях увеличения налоговых платежей, зачисляемых в доходы местных бюджетов считаем необходимым:
- совершенствование имущественного налогообложения и повышения собираемости имущественных налогов целесообразно вовлечение в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между Управлением ФНС по РД, Росреестром, Ростехинвентаризации и органами местного самоуправления;
- принять меры по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке и привлечения их к налогообложению;
- в соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса РФ в целях получения и формирования сведений (информации) о строениях и сооружениях создать информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, что также позволит своевременно выявлять вновь построенные объекты, на которые в установленном порядке не оформлены имущественные права;
- совместно с налоговыми и правоохранительными органами принять меры по выявлению и постановке на налоговый учет предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации, а также привлечению физических лиц, сдающих принадлежащее им имущество в аренду или внаем, к декларированию полученных доходов;
- принять меры по установлению экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам и значений коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Информация о работе Аналитическая записка о формировании доходов