Аналитическая записка о формировании доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с Законом РД «О Счетной палате Республике Дагестан» и Планом работы Счетной палаты РД на 2011 год. При подготовке аналитической записки использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы документы и материалы, представленные Министерством экономики РД, Министерством финансов РД, Дагестанстатом, и Управлением ФНС по РД, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД.

Файлы: 1 файл

Аналитическая записка о формировании доходов - 27.11.2011 год.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

В тоже время, решениями 9-ти муниципальных районов и 2-х городских округов («Акушинский район», «Ботлихский район», «Карабудахкентский район», «С.Стальский район», «Унцукульский район», «Хунзахский район», «Цумадинский район», «Чародинский район», «Шамильский район», «город Каспийск» и «город Избербаш») сумма налоговых и неналоговых доходов на 2011 год была принята ниже объема фактического поступления за 2010 год.

Муниципальными районами: «Гергебильский район», «Гумбетовский район» и «Тляратинский район» прогноз налоговых и неналоговых доходов на 2011 год принят практически на уровне фактического показателя за 2010 год.

Анализ формирования и исполнения доходной части местных бюджетов показал, что отдельные муниципальные образования допускают нарушения бюджетного и налогового законодательства. Так, в нарушение статей 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса РФ в консолидированном бюджете муниципального образования «Лакский район» на 2011 год не были предусмотрены поступления налога на имущество физических лиц.

В бюджете муниципального образования «Кумторкалинский район» (расположен на низменности, численность населения - 23 267 человек, общая площадь - 125 608 га) не запланированы поступления единого сельскохозяйственного налога.

Объемы поступлений налоговых  и неналоговых доходов за 2010 год и прогноз на 2011 год в разрезе муниципальных районов и городских округов РД и по видам налоговых платежей приведены в приложениях № 5-14.

Анализ данных, представленных органами местного самоуправления, показывает, что в муниципальных районах и городских округах РД не в полной мере осуществляются мероприятия, способствующие увеличению собственной доходной базы. До настоящего времени органами местного самоуправления не учтены рекомендации Правительства РД в части увеличения ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также значений коэффициента базовой доходности К2, применяемого при определении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии с поручением Правительства  РД от 10 апреля 2008 года №13-19 Министерством финансов  РД до муниципальных образований были доведены рекомендации по установлению ставок по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и повышению значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Так, Правительством РД было рекомендовано установить:

1. Ставки по налогу на имущество  физических лиц в зависимости  от инвентаризационной стоимости имущества: до 300 тыс. рублей - 0,1% от стоимости имущества; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – 0,2% от стоимости имущества; свыше 500 тыс. рублей – от 0,3 до 2% от стоимости имущества.

2. Ставки по земельному  налогу: в отношении земельных  участков, определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ - в пределах от 0,2 до 0,3% от кадастровой стоимости. В отношении прочих земельных участков – 1,5% от кадастровой стоимости.

3. Значения корректирующего  коэффициента базовой доходности  К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД): в городских округах - от 0,5 до 1 включительно; в низменных районах - от 0,5 до 0,9 включительно; в предгорных районах - от 0,4 до 0,8 включительно; в горных районах – от 0,3 до 0,7 включительно.

В марте-апреле 2010 года Межведомственной комиссией определен налоговый потенциал муниципальных образований на 2011 год в сумме 5 493,3 млн. рублей и при использовании максимальной базы в объеме 6 853,0 млн. рублей (по варианту II при использовании максимальной базы с учетом приведения значений ставок налогов и коэффициента базовой доходности К2 до уровня, рекомендованного Правительством РД, отмены налоговых льгот, представленных органами местного самоуправления, а также приведения в соответствие показателей количества автотранспорта с данными ГИБДД МВД по РД).

Объемы налоговых и неналоговых доходов, запланированные в местных бюджетах на 2011 год  (5 701,1 млн. рублей) на 1 151,9 млн. рублей меньше налогового потенциала, рассчитанного Межведомственной комиссией (при использовании максимальной базы – 6 853,1 млн. рублей).

Налоговый потенциал  муниципальных районов и городских  округов РД, рассчитанный Межведомственной комиссией по вариантам I и II приведен в приложениях № 15 и 15-а. 

4.2. Динамика бюджетных показателей муниципалитетов свидетельствует о том, что существенного улучшения их финансового положения в ближайшие годы ожидать не приходится. В настоящее время систему местных налогов составляют лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов РД (муниципальные районы вообще не имеют собственных налогов). При этом в совокупности доля этих налогов составляют всего 3,6% от общего объема доходов местных бюджетов (0,5% налога на имущество и 3,1% земельного налога). Такой объем налоговых доходов не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов.

4.3. Категория граждан, которым предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц (полное или частичное освобождение от уплаты налога) регламентируется Законом РФ от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц».

Анализ налоговой базы по налогу на имущество физических лиц показывает, что в настоящее время около 70-80% имущества, инвентаризационной стоимостью более 500,0 тыс. рублей фактически оформлено на категорию граждан, которым предоставлены льготы либо освобождены от уплаты налога.

Кроме того, законодательством  не установлены сроки регистрации  объектов жилищного строительства, а также не предусмотрено применение органами государственной власти или местного самоуправления административных мер к лицам, уклоняющимся от регистрации права собственности физических лиц на принадлежащее им имущество, являющихся объектами налогообложения.

Необходимо отметить, что из республиканского бюджета РД были выделены средства на проведение инвентаризации и переоценки домовладений. Однако, анализ поступления налога на имущество физических лиц за последние три года показывает, что не наблюдается существенного увеличения поступления налога (за 2008 год - 65,7 млн. рублей, за 2009 год - 78,6 млн. рублей и за 2010 год - 85,6 млн. рублей).

В большинстве муниципальных районов и городских округов РД не учтены рекомендации Правительства РД в части необходимости увеличения ставок по данному налогу.

Кроме того, в 5-ти муниципальных образованиях налог на имущество физических лиц запланирован ниже фактического поступления за 2010 год.

4.4. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговой базой  по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом увеличение поступлений по налогу в основном зависит от итогов проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территориях муниципальных образований

В Республике Дагестан кадастровая оценка земель проводится территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и постановлению Правительства РД от 29 декабря 2009 года № 480 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан».

Уполномоченным органом (до 2011 года - Управление Роснедвижимости по РД, с 2011 года - ФГУП «Кадастровая палата по РД) ежегодно представляются в Управление ФНС РФ по РД сведения о земельных участках, прошедших кадастровую оценку и включенные в единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) для налогообложения.

По состоянию на 1 января 2010 года общая площадь земель по балансу республики составляет 4 803,5 тыс. га, в том числе, на которой проведена государственная кадастровая оценка и включенная в ЕГРЗ – 4 383,1 тыс. га или   91,2% от общей площади земель. 

Необходимо отметить, что кадастровая оценка земель муниципальных районов проведена практически на всей площади земель, тогда как площадь земель городских округов, охваченных кадастровой оценкой и включенная в ЕГРЗ составляет всего 49,4 процента. Так, площадь земель муниципального образования «город Махачкала», где проведена кадастровая оценка, составляет 17,5 тыс. га земель или 34,4% от общей площади (46,8 тыс. га).

Площадь земель, охваченных кадастровой оценкой в муниципальном  образовании «город Хасавюрт», составляет - 0,7 тыс. га или 19,9% от общей площади земель (3,6 тыс. га).

Таким образом, не завершение работ по кадастровой оценке земель городских округов в установленные сроки, привело к тому, что около 50% земель городских округов выпадают из налогообложения.

В результате неполного  охвата налогообложением земельных участков и не принятие во внимание органами местного самоуправления рекомендаций Правительства РД по установлению ставок налога бюджеты муниципальных образований ежегодно недополучают значительные объемы налоговых поступлений.

Статьей 387 Налогового кодекса РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Проведенные контрольные  мероприятия показали, что, несмотря на высокую дотационность местных бюджетов, а также заключение Соглашений с Министерством финансов РД о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов отдельными органами местного самоуправления принимаются решения об освобождении от уплаты местных налогов и сборов. Так, органом местного самоуправления муниципального образования «Новолакский район» все муниципальные учреждения были полностью освобождены от уплаты земельного налога.

В муниципальном образовании  «город Хасавюрт» были предоставлены льготы по уплате земельного налога, в частности  установлены заниженные налоговые ставки в отношении земельных участков, находящихся под рынками, банкетными залами, гостиницами, автомойками и АЗС (0,7% от кадастровой стоимости земельного участка), в результате чего выпадающие доходы местного бюджета составили 103,2 млн. рублей.

Следует отметить, что  предоставление льгот, снижение ставок и освобождение от уплаты налога приводит к уменьшению налоговой базы и соответственно к выпадающим доходам из местных бюджетов. При этом, органами местного самоуправления не принимаются меры по компенсации выпадающих доходов местных бюджетов.

В 11-ти  муниципальных образованиях поступления земельного налог на 2011 год запланированы ниже фактического поступления за 2010 год.

4.5. В соответствии с Законом РД от 9 октября 2009 года № 57 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О транспортном налоге» с 1 января 2010 года в 1,8 раза были увеличены ставки по уплате транспортного налога, а также установлены ограничения по предоставлению льгот по мощности и количества транспортных средств, что должно было привести к значительному увеличению поступления в местные бюджеты транспортного налога.

Проведенный анализ поступления  показывает, что за 2010 год поступления налога в местные бюджеты составило 102,4 млн. рублей или увечились по сравнению с 2009 годом в 1,8 раза, что исключительно связано с увеличением налоговых ставок, то есть увеличение поступления не связано с улучшением его администрирования и в сопоставимых условиях, поступления за 2010 год остались на уровне 2009 года.

Необходимо отметить, что в 7-ми муниципальных образованиях прогнозируемый объем транспортного налога на 2011 год ниже фактического поступления за 2010 год.

Администрирование транспортного налога в основном зависит от качества представляемой информации органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств и своевременного введения налоговыми органами соответствующих сведений в базу данных.

Однако, до настоящего времени имеются значительные расхождения (более чем в 2 раза) по количеству зарегистрированных автотранспортных средств, являющихся объектами налогообложения. Так, по данным Управления ГБДД МВД по РД в республике зарегистрировано 434,2 тыс. единиц автотранспортных средств, а по сведениям муниципальных образований – 159,0 тыс. единиц или меньше на 275,2 тыс. единиц.

Следует отметить, что  с 1 января 2012 года, в связи с созданием территориального дорожного фонда поступления транспортного налога будут зачисляться доход в республиканского бюджета РД.

В этой связи необходимо Управлению ФНС по РД, Управлению ГБДД МВД по РД с участием Министерства финансов РД провести ряд мероприятий  по уточнению реальной базы данных количества транспортных средств.

4.6. Увеличение налоговой базы по специальным налоговым режимам (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может быть достигнуто за счет легализация «теневого бизнеса» в сфере розничной торговли, общественного питания, оказания транспортных услуг, строительства, реализации ГСМ и оказания услуг банкетных залами.

Кроме того, одним из источников увеличения налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) является исполнение рекомендаций Правительства РД в части повышения значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.

Информация о работе Аналитическая записка о формировании доходов