Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Настоящая аналитическая записка подготовлена в соответствии с Законом РД «О Счетной палате Республике Дагестан» и Планом работы Счетной палаты РД на 2011 год. При подготовке аналитической записки использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проанализированы документы и материалы, представленные Министерством экономики РД, Министерством финансов РД, Дагестанстатом, и Управлением ФНС по РД, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД.
Кроме того, в расчетах не использованы показатели деятельности налоговых органов, которые следовало учесть при прогнозировании поступления налога. Так, в отчете Управления ФНС по РД формы № 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» за 2010 год, дополнительно начисленный налог составляет 1 024,6 млн. рублей.
По расчету, произведенному Счетной палатой РД, с учетом данных Управления ФНС по РД о налоговых поступлениях, налоговой базе и дополнительно начисленных платежах в результате контрольной работы, а также показатели роста прибыли по Прогнозу социально-экономического развития РД на 2011-2013 годы (далее – Прогноз СЭР РД на 2011-2013 годы) и коэффициента собираемости налога (97%), планируемые поступления налога на прибыль организаций на 2011 год могли быть выше на 413,5 млн. рублей и установлены в целом сумме 5 252,5 млн. рублей (расчеты приведены в Приложении № 1).
За 10 месяцев 2011 года поступления налога на прибыль организаций составили 3 077,2 млн. рублей, или исполнены на 83,4% от плановых назначений на отчетную дату, а от годовых назначений – 63,6%. В абсолютном выражении недопоступления налога составили 614,1 млн. рублей.
В тоже время, как было отмечено ранее, в текущем году наблюдается неуклонный рост показателей социально-экономического развития РД, а также увеличение количества прибыльных предприятий, что должно приводить к увеличению налоговых поступлений.
По сведениям Управления ФНС по РД за 9 месяцев 2011 года значительно выросли платежи по ряду крупных организаций (Дагестанский отряд охраны филиала ОАО «Газпром», филиал ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», ДРФ ОАО «Россельхозбанк», КБ «Дагэнергобанк», Дагестанское отделение Сбербанка России, ГУП «Кизлярский коньячный завод», ОАО «Черноморстранснефть», ООО «Технострой», ООО «Каспийгазпром», ООО «ГазпромтрансгазМахачкала»).
При этом отмечается, что снижение поступления налога на прибыль за 9 месяцев 2011 года в основном произошло за счет уменьшения поступлений от ОАО «РусГидро», которое связано со снижением налоговой базы и произведенного зачета платежей в счет переплаты, образовавшейся за 2008-2010 годы.
В тоже время, при формировании республиканского бюджета РД на 2011 год не были представлены соответствующие сведения о снижении поступлений и указанных переплат по налогу.
3.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В структуре налоговых доходов НДФЛ занимает второе место, удельный вес которого составляет за 2009 год – 34,4%, за 2010 год - 30,7 процентов.
Согласно расчетам, представленным одновременно с проектом республиканского бюджета РД НДФЛ на 2011 год, подлежащий зачислению в республиканский бюджет РД (60%) запланирован в сумме 4 126,3 млн. рублей, что на 11,7% больше фактического поступления за 2010 год.
За основу расчета НДФЛ приняты фонд оплаты труда (ФОТ), рассчитанный от фактического поступления налога за 2009 год и коэффициент роста ФОТ по Прогнозу СЭР РД на 2011-2013 годы.
Однако, при определении объема НДФЛ не были приняты во внимание показатели по ФОТ, отраженные в Прогнозе СЭР РД на 2011-2013 годы, а также не проанализирован ряд других показателей, влияющих на формирование ФОТ (увеличение численности занятых в экономике, размера заработной платы и денежных доходов населения).
По расчету Счетной палаты РД, произведенному на основе показателей Прогноза СЭР РД на 2011-2013 годы по ФОТ за 2008-2010 годы, фактического поступления НДФЛ за 2008-2010 годы прогнозируемые объемы поступлений НДФЛ на 2011 год могли быть установлены в сумме 4 171,8 млн. рублей, что больше утвержденных назначений на 45,5 млн. рублей (расчеты приведены в Приложении № 2).
Следует отметить, что на увеличение поступлений НДФЛ должны повлиять реализация инвестиционных проектов на территории республики, в результате чего создаются новые рабочие места. Так, по информации Агентства инвестиций и внешнеэкономических связей РД в ходе реализации инвестиционных проектов только в 2010 году создано 299 рабочих мест, а за 9 месяцев 2011 года - 409 рабочих мест.
В ходе подготовки аналитической записки Счетной палатой РД проведен анализ показателей, влияющих на формирование ФОТ, который показал, что ФОТ занятых в экономике за 2011 год может составить 131 465,2 млн. рублей (по среднемесячной заработной плате на одного работника 11 425 рублей и численности занятых в экономике 958,9 тыс. человек). С учетом налоговых вычетов (30%) поступления НДФЛ за 2011 год могут составить 11 963,3 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет РД (60%) - 7 178,0 млн. рублей, что на 2 339,0 млн. рублей (48,3%) больше плановых назначений на 2011 год (4 126,3 млн. рублей).
Необходимо отметить, что указанное свидетельствует о том, что более 40% заработной платы все еще находится в «тени».
За 10 месяцев 2011 года поступления НДФЛ в республиканский бюджет РД составили 3 062,4 млн. рублей, что составляет 89,6% от плановых назначений на отчетную дату и 74,2% от годовых назначений.
Прирост поступления налога к сравниваемому периоду 2010 года составляет 4,3% против 16,0% за аналогичный период 2010 года.
В абсолютном выражении недопоступиление налога от установленных бюджетных назначений на 10 месяцев 2011 года составили 355,0 млн. рублей.
По информации Управления ФНС по РД одной из причин, повлиявших на недопоступление налога, является рост выплат заработной платы «в конвертах», так называемых «серых зарплат», официально не отраженных в бухгалтерской отчетности. Кроме того, большинство работодателей размер выплачиваемой заработной платы отражают в бухгалтерской отчетности не выше установленного МРОТ (4 611,0 рублей). Подобные схемы выплаты зарплаты применяются в таких видах деятельности как сельское хозяйство, рыболоводство, переработка рыбы, овощей, фруктов и молочных продуктов, швейное и обувное производство, производство мебели и ювелирных изделий.
Указанное свидетельствует о том, что в 2011 году не были реализованы (не выполнены) мероприятия, предусмотренные Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011-2013 годы, в том числе по легализации «теневой зарплаты», проведение мониторинга заработной платы для предотвращения «серых» схем оплаты труда.
Согласно статистическим данным, среднемесячная заработная плата в республике является самой низкой в СКФО и в целом по РФ (10 667,0 рублей – на 1 сентября 2011 года). При этом денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 1,5 раза превышают размер среднемесячной начисленной заработной платы, а потребительские расходы - в 1,3 раза.
Анализ объемов выполненных работ по виду экономической деятельности «строительство» и поступлений налоговых платежей от данного вида деятельности за 2010 год показывает, что уровень фактически поступивших налогов составил 1,2% от объема выполненных работ, тогда как в структуре строительно-монтажных работ не менее 30% затрат приходится на ФОТ, что свидетельствует о наличии значительного объема теневого оборота в этой отрасли.
В структуре денежных доходов населения за 2010 год (540,7 млрд. рублей) ФОТ составляет всего 10,2% (55,6 млрд. рублей), тогда как по субъектам СКФО данный показатель колеблется от 14 до 35,5%.
3.4.Налог на имущество организаций
В общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РД налог на имущество организаций составляет: за 2008 год - 13,1%; за 2009 год - 15,0%; за 2010 год -12,6%.
Согласно расчетам, представленным одновременно с проектом республиканского бюджета РД на 2011 год, прогноз поступлений по налогу на имущество организаций составлял 1 808,7 млн. рублей.
За основу расчета были приняты показатели налоговой базы, отраженные в отчете Управления ФНС по РД за 2009 год (форма № 5-НИО «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций»), сведения о фактическом поступлении налога и коэффициент прироста налога на 2011 год в размере 105,0%.
Следует отметить, что в представленном расчете не дана оценка поступлениям налога за 2010 год, а также отсутствует обоснования использования коэффициента прироста налога на 2011 год в размере 105,0%.
По расчету Счетной палаты РД, произведенному на основе сведений Управления ФНС по РД о налоговой базе за 2009 год (73 230,7 млн. рублей) и показателя роста налоговой базы, сложившегося в 2009 году (117,3%), прогнозируемые поступления налога на имущество организаций на 2011 год могли быть определены в сумме 2 015,2 млн. рублей, что больше утвержденного показателя на 206,5 млн. рублей (расчеты приведены в Приложении № 3).
За 10 месяцев 2011 года поступления налога на имущество организаций сложились в сумме 1 446,3 млн. рублей, что составляет 88,8% от плановых назначений на отчетную дату и 80,0% от годовых назначений. В абсолютном выражении недопоступления налога составили 181,6 млн. рублей.
Сложившаяся динамика поступления налога за ряд лет позволяет ожидать выполнение не только установленных заданий, но и их перевыполнение.
IV. Анализ формирования местных налогов
4.1. В соответствии с Указом Президента РД от 5 февраля 2007 года № 18 «О мерах по наращиванию налогового потенциала муниципальных образований Республики Дагестан» в целях снижения дотационности местных бюджетов, выявления возможностей по наращиванию налогового потенциала и обеспечения единого порядка определения налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) РД распоряжением Правительства РД от 21 мая 2007 года № 101-р утверждены Рекомендации по расчету налогового потенциала муниципальных образований.
Для проведения работы по реальной оценке налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) РД постановлением Правительства РД от 24 ноября 2009 года № 420 образована Межведомственная комиссия по определению налогового потенциала муниципальных районов и городских округов РД.
Результаты проведенных
контрольных мероприятий
Следует отметить, что формирование доходной части бюджетов на основе доведенных показателей приводит к искажению оценки, недостаточному учету и отражению фактического объема налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, что значительно снижает возможности муниципальных образований в планировании расходов на финансирование расходов (обязательств) на исполнение полномочий в решении вопросов местного значения.
Доходы муниципальных районов и городских округов РД за 2010 год и прогноз на 2011 год с учетом межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) из республиканского бюджета РД в разрезе групп приведены в приложении № 4.
В 2011 году наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов составляют: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 51%; земельный налог - 15%; налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - 14,2%; неналоговые доходы - 11%.
Структура налоговых и неналоговых доходов
бюджетов муниципальных районов и городских округов РД
Диаграмма № 2
Фактически поступившие объемы налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты за 2010 год и прогнозируемые на 2011 год представлены в таблице № 3.
Таблица № 3
тыс. рублей
Наименование |
Фактические поступления за 2010 год |
Прогноз на 2011 год |
Темпы роста (%) |
Отклонение (+,-) |
Налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований, всего, |
5 167 368,0 |
5 701 127,0 |
110,3 |
+533759,0 |
в том числе: |
||||
Налог на доходы физических лиц |
2 463 150,0 |
2 895 988,0 |
117,6 |
+432 838,0 |
Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения |
533 841,0 |
381 060,0 |
71,4 |
-152 781,0 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
290 732,0 |
420 053,0 |
144,5 |
+129 321,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
7 815,0 |
8 735,0 |
111,8 |
+920,0 |
Налог на имущество физических лиц |
85 627,0 |
138 401,0 |
161,6 |
+52 775,0 |
Транспортный налог |
102 446,0 |
141 924,0 |
138,5 |
+39 478,0 |
Земельный налог |
732 011,0 |
860 786,0 |
117,4 |
+128 775,0 |
Прочие налоги (госпошлина, задолженность по отмененным налогам) |
243 631,0 |
238 088,0 |
97,7 |
-3 544,0 |
Неналоговые доходы |
708 115,0 |
613 992,0 |
86,7 |
-94 123,0 |
Из таблицы видно, что общий объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов запланирован с ростом к уровню 2010 года на 10,3%.
Информация о работе Аналитическая записка о формировании доходов