Анализ ассортимента, производства и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: 1. Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2. Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3. Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4. Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5. Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6. Определить резервы повышения объемов производства и продаж.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5
1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8
1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14
1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18
1.5 Анализ качества продукции. 21
1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25
Глава 2. Практическая часть. 30
Заключение 36
Список литературы 40
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая по анализу.doc

— 506.00 Кб (Скачать файл)

где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств;

      Nвп - объем продукции, зачтенный в выполнение плана по договорам;

      Nпл -  плановый объем продукции по договорам.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Согласно точке зрения Войтоловского Н.В. причины, повлиявшие на недовыполнение плана, делятся на внутренние и внешние. [3,стр. 125]

Внутренние  причины:

1.Причины, связанные с отделом снабжения:  
- несвоевременное оформление заявок;  
- несвоевременный завоз материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. 
2. Причины, связанные с производством:  
- производственный брак;  
- простои оборудования;  
- недостаток энергии;  
- нехватка рабочей силы;  
- отсутствие основных и вспомогательных материалов.  
З. Причины, связанные с работой отдела сбыта:  
- недостаток складских помещений;  
- возврат продукции;  
- слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- неправильная маркировка тары;  
- нарушение сроков оформления документов на отгрузку;  
- несвоевременное согласование замены поставок.  
К внешним причинам относятся:  
- изменение плана поставок;  
- изменение состава покупателей;  
- несвоевременная выдача нарядов на отгрузку;  
- отказ покупателя от продукции;  
- низкое качество поставленных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

-отказ от поставок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;  
- не выделение автомобильного и железнодорожного транспорта в соответствии с планом.

В процессе анализа производства и реализации продукции, по мнению Г.В.Савицкой и И.Н.Чуева, необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Чтобы оценить риск невостребованности продукции, необходимо проанализировать динамику остатков нереализованной  продукции. В случае увеличения остатков нереализованной продукции по изделиям, спрос на которые снизился, необходимо принимать меры по недопущению убытков или их уменьшению. С целью снижения потерь (убытков) необходимо осуществить дополнительные финансовые затраты на рекламу, упаковку, расфасовку и т.д. В противном случае хозяйствующий субъект будет иметь прямой ущерб в размере фактических затрат на производство и хранение.

Таким образом, от объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ данных показателей имеет огромное значение.

1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Согласно точке зрения И.Н.Чуева, ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.[20,стр. 97]

Номенклатура - это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров). [20, стр.97]

Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. [15, стр. 108]

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В Савицкой, включает в себя следующие основные моменты: [15, стр. 109]

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции  
    и изъятие из производственной программы морально устаревших  
    и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом: [15, стр. 109; 20, стр.99]

                                                    Кас = Nас/Nпл,

где Кас - коэффициент ассортиментности;

       Nас - объем продукции, принятый в расчет;

       Nпл – плановый объем производства.      

Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции. [15,стр. 109]

                                                 Коб.ас. = Nн/N,

где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;

       Nн - объем выпуска новых изделий;

       N – общий выпуск продукции.      

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, ИН. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние. [20, стр. 100]

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Согласно точке зрения А.И.Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. [1, стр. 184]

Анализ структуры товаров  предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.[1,стр.184]. 
    Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует  отметить, что большинство авторов  тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

1.5 Анализ качества продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

А.И.Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. [1, стр. 192]

Повышение качества продукции, работ, услуг - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н.Чечевицина являются: [21, стр. 206]

  • оценка качества выпускаемой продукции;
  • выявление причин снижения качества;
  • установление влияния изменения качества на объем выпуска продукции.

Качество продукции  подтверждается сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют  конкретному стандарту или другому  нормативному документу.

При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, и устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.

Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. [16, стр. 13]

 Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;  
б) удельный вес продукции высшей категории качества;  
в) средневзвешенный балл продукции;  
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);  
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;  
е) удельный вес сертифицированной продукции;  
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;  
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные  показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:  
а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);  
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);  
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);  
г) эстетичность изделий.  
Косвенные показатели:

а) штрафы за некачественную продукцию;

б) объем и удельный вес забракованной продукции;

в) удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;

г) потери от брака и др.

Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами: [9, стр. 197]

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Качество товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И.Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие: [1стр. 194]

изменение объема производства товаров:

∆VП = (Р1 – Р0) * QК,                                       

изменение выручки от продаж:

∆В = (Р1 – Р0) * QПК,                                         

изменение прибыли:

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],                       

где Р0,, Р1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

    QК - количество произведенного товара повышенного качества;

    QПК - количество проданного товара повышенного качества.

Важным косвенным показателем  качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на: [1, стр. 195]

  1. Исправимый и неисправимый;
  2. Внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

Информация о работе Анализ ассортимента, производства и качества продукции