Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 06:15, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: 1. Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2. Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3. Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4. Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5. Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6. Определить резервы повышения объемов производства и продаж.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5
1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8
1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14
1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18
1.5 Анализ качества продукции. 21
1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25
Глава 2. Практическая часть. 30
Заключение 36
Список литературы 40
Приложения
где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств;
Nвп - объем продукции, зачтенный в выполнение плана по договорам;
Nпл - плановый объем продукции по договорам.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Согласно точке зрения Войтоловского Н.В. причины, повлиявшие на недовыполнение плана, делятся на внутренние и внешние. [3,стр. 125]
Внутренние причины:
1.Причины, связанные с отделом снабжения:
- несвоевременное оформление заявок;
- несвоевременный завоз материалов, комплектующих
изделий и полуфабрикатов.
2. Причины, связанные с производством:
- производственный брак;
- простои оборудования;
- недостаток энергии;
- нехватка рабочей силы;
- отсутствие основных и вспомогательных
материалов.
З. Причины, связанные с работой отдела
сбыта:
- недостаток складских помещений;
- возврат продукции;
- слабая механизация погрузочно-разгрузочных
работ;
- неправильная маркировка тары;
- нарушение сроков оформления документов
на отгрузку;
- несвоевременное согласование замены
поставок.
К внешним причинам относятся:
- изменение плана поставок;
- изменение состава покупателей;
- несвоевременная выдача нарядов на отгрузку;
- отказ покупателя от продукции;
- низкое качество поставленных материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий;
-отказ от поставок материалов, полуфабрикатов
и комплектующих изделий;
- не выделение автомобильного и железнодорожного
транспорта в соответствии с планом.
В процессе анализа производства и реализации продукции, по мнению Г.В.Савицкой и И.Н.Чуева, необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Чтобы оценить риск невостребованности продукции, необходимо проанализировать динамику остатков нереализованной продукции. В случае увеличения остатков нереализованной продукции по изделиям, спрос на которые снизился, необходимо принимать меры по недопущению убытков или их уменьшению. С целью снижения потерь (убытков) необходимо осуществить дополнительные финансовые затраты на рекламу, упаковку, расфасовку и т.д. В противном случае хозяйствующий субъект будет иметь прямой ущерб в размере фактических затрат на производство и хранение.
Таким образом, от объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ данных показателей имеет огромное значение.
1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции.
Результаты финансово-
Согласно точке зрения И.Н.Чуева, ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.[20,стр. 97]
Номенклатура - это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров). [20, стр.97]
Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. [15, стр. 108]
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В Савицкой, включает в себя следующие основные моменты: [15, стр. 109]
Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом: [15, стр. 109; 20, стр.99]
Кас = Nас/Nпл,
где Кас - коэффициент ассортиментности;
Nас - объем продукции, принятый в расчет;
Nпл – плановый объем производства.
Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции. [15,стр. 109]
где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;
Nн - объем выпуска новых изделий;
N – общий выпуск продукции.
Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, ИН. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние. [20, стр. 100]
К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.
Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.
Согласно точке зрения А.И.Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. [1, стр. 184]
Анализ структуры товаров
предполагает изучение удельного веса
каждого вида товаров в плановом и фактическом
их объеме, то есть плановой и фактической
структуры выпускаемых товаров, степени
выполнения плана по структуре.[1,стр.184].
Изменение структуры выпуска
и реализации изменяет все показатели
работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость,
себестоимость, прибыль, рентабельность,
финансовую устойчивость. При нарастании
удельного веса дорогостоящей продукции
увеличивается объем выпуска в стоимостном
выражении, и наоборот. Возрастание удельного
веса высокорентабельной продукции приводит
к увеличению прибыли, и наоборот.
Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует отметить, что большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.
1.5 Анализ качества продукции.
Важным показателем деятельност
А.И.Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. [1, стр. 192]
Повышение качества продукции, работ, услуг - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.
Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н.Чечевицина являются: [21, стр. 206]
Качество продукции
подтверждается сертификатами соответствия.
Сертификация дает возможность установить,
что должным образом
При успешном прохождении сертификации
предприятию-производителю
Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. [16, стр. 13]
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой
продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение
стоимости произведенной продукции к
ее стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной
продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей
мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высокоразвитые промышленные
страны.
Индивидуальные
показатели качества продукции характеризуют одно
из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, содержание
железа в руде, содержание белка в продуктах
питания и др.);
б) надежность (долговечность, безотказность
в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и технологических решений
(трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели:
а) штрафы за некачественную продукцию;
б) объем и удельный вес забракованной продукции;
в) удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;
г) потери от брака и др.
Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами: [9, стр. 197]
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Качество товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И.Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие: [1стр. 194]
изменение объема производства товаров:
∆VП = (Р1 – Р0)
* QК,
изменение выручки от продаж:
∆В = (Р1 – Р0) * QПК,
изменение прибыли:
∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],
где Р0,, Р1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
QК - количество произведенного товара повышенного качества;
QПК - количество проданного товара повышенного качества.
Важным косвенным показателем качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на: [1, стр. 195]
Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.
Информация о работе Анализ ассортимента, производства и качества продукции