Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 06:15, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: 1. Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
2. Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
3. Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
4. Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
5. Дать характеристику методики анализа качества продукции.
6. Определить резервы повышения объемов производства и продаж.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции. 5
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции. 5
1.2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции. 8
1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции. 14
1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции. 18
1.5 Анализ качества продукции. 21
1.6 Определение резервов объема производства и продаж. 25
Глава 2. Практическая часть. 30
Заключение 36
Список литературы 40
Приложения
Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.
В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Кочергов Д. в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.[24, стр.35]
Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции. Схемы позволяют выявить и устранить слабые места в работе компании, ухудшающие потребительские свойства продукции. Системный подход закладывает прочный фундамент стабильности управления качеством.
1.6 Определение резервов объема производства и продаж.
По мнению Любушина, резервы роста объема производства – это измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов организации. [9,стр. 200]
Использование производственных ресурсов может быть экстенсивным и интенсивным. [3,стр. 137] К показателям экстенсивности относятся количественные показатели: численность, средняя заработная плата, величина израсходованных предметов труда, количественные и технические характеристики основных средств и авансированных оборотных активов. К показателям интенсивности относятся качественные показатели: производительность труда, материалоотдача, фондоотдача и др.
Основными факторами, влияющими на объем производства и реализацию продукции, по мнению Савицкой, являются следующие:[16,стр.22]
1.Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность, их использования:
ВП = ЧР×ГВ,
РП = Дв ×ЧР × ГВ,
где ВП – объем выпуска продукции;
РП – объем реализованной продукции;
ЧР - среднесписочная численность работников;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.
2.Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ × ФО,
РП = Дв × ОПФ × ФО,
где ВП – объем выпуска продукции;
РП – объем реализованной продукции;
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ФО – фондоотдача;
Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.
3.Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ × МО,
РП = Дв × МЗ × МО,
где ВП – объем выпуска продукции;
РП – объем реализованной продукции;
МЗ – сумма материальных ресурсов;
МО – материалоотдача;
Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.
После расчета влияния различных факторов на производство и реализацию продукции, необходимо определить резервы увеличения производства и реализации продукции. Проведя содержательный анализ литературных источников, следует отметить тождественность определений резервов увеличения производства и реализации продукции. Основные источники резервов, представлены на рисунке 1.1: [16, стр. 23]
Рис. 1.1 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции.
1. Определение величины
резервов за счет эффективного
использования трудовых
где РВПрм - резерв роста выпуска продукции за счет создания новых рабочих мест;
РРМ - резерв увеличения количества рабочих мест;
ГВ – среднегодовая выработка продукции одного рабочего места.
б). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения фонда рабочего времени:
где РВПрв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения фонда рабочего времени;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
ЧВ – средне часовая выработка.
в). Увеличение объема производства продукции за счет повышения среднечасовой выработки:
где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки;
РЧВ – резерв увеличения часовой выработки;
ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
2.Определение величины резервов за счет эффективного использования основных фондов: [15, стр. 127]
а). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения количества оборудования:
где РВПоф - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения количества оборудования;
РКоф – резерв увеличения количества оборудования;
ГВф – среднегодовая фактическая выработка.
б). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения времени работы оборудования:
где РВПт - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения времени работы оборудования;
РТ – резерв увеличения времени работы оборудования;
ЧВф – среднечасовая фактическая выработка.
в). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час:
где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час;
РЧВ – резерв увеличения среднечасовой выработки;
Тв – возможный фонд рабочего времени.
3.Определение величины резервов за счет эффективного использования материальных ресурсов: [15, стр. 128]
а). Увеличение объема производства продукции за счет дополнительно приобретенного сырья и материалов рассчитывается путем деления дополнительного количества i -го материала на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции.
б). Увеличение объема производства продукции за счет сокращения сверхплановых отходов материалов рассчитывается путем деления сверхплановых отходов материалов на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются.
в). Увеличение объема производства продукции за счет сокращения расходов сырья и материалов на единицу продукции рассчитывается путем умножения планируемого сокращения нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции. Полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции.
При определении резервов увеличения реализации продукции Г.В. Савицкая предлагает, кроме выше перечисленных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а так же риск невостребованной продукции.
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
Глава 2. Практическая часть.
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в приложении 1.
По данным приложения 1 можно сделать вывод о том, что выпуск продукции (объем продаж) в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличился на 2800 тыс. руб. и составил 51300 тыс. руб. Темп прироста равен 5,77%, что оценивается положительно.
Графически динамика выпуска продукции (объема продаж) за анализируемый период представлена на рисунке 2.1.
рис 2.1 динамика выпуска продукции (объем продаж).
Далее проведем анализ структуры выпущенной продукции.
Таблица 2.1.
Структура выпущенной продукции.
Продукция |
Объем производства (продаж), тыс. руб. |
Структура производства, % | |||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение (+,-) | |
А |
22540 |
21370 |
46,5 |
41,7 |
- 4,8 |
В |
11350 |
15800 |
23,4 |
30,8 |
+ 7,4 |
С |
14610 |
14130 |
30,1 |
27,5 |
- 2,6 |
Итого |
48500 |
51300 |
100 |
100 |
По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что на увеличение выпуска продукции (объем продаж) повлияло увеличение объема производства продукции В. В отчетном году продукции В произведено 15800 тыс. руб., что на 4450 тыс. руб. больше, чем в предыдущем. Темп роста составил 139,21%. Удельный вес продукции В в общем объеме производства в отчетном году равен 30,8%. По сравнению с предыдущим годом удельный вес увеличился на 7,4%.
Отрицательное влияние на общий выпуск продукции (объем продаж) оказали уменьшение объемов производства продукции А и С. Выпуск продукции А по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1170 тыс.руб. и составил 21370 тыс. руб. Темп снижения равен 5,19%. Удельный вес продукции А в общем объеме производства уменьшился на 4,8% и в отчетном году составил 41,7%. Данный вид продукции в отчетном году имеет наибольший удельный вес, чем другие виды продукции. Объем производства продукции С в отчетном году равен 14130 тыс. руб., что на 480 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем. Темп снижения составил 3,39%. Удельный вес продукции С в общем объеме производства составил 27,5%, что на 2,6% меньше, чем в предыдущем году. Данный вид продукции в отчетном году имеет наименьший удельный вес по сравнению с другими изделиями.
Графически структура выпущенной (проданной) продукции за анализируемый период представлена на рисунке 2.2.
рис.2.2 Структура выпущенной (проданной) продукции.
Далее считаем необходимым провести факторный анализ изменения выпуска продукции (объема продаж).
Проведя факторный анализ изменения выпуска продукции (объема продаж) за счет влияния стоимости основных фондов и фондоотдачи методом абсолютных разниц (приложение 2) можно сделать вывод о том, что положительное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказало увеличение стоимости основных фондов. В отчетном году стоимость основных фондов составила 48564 тыс. руб., что на 2964 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Темп роста равен 106,5%. За счет влияния данного фактора выпуск продукции (объем продаж) увеличился на 3152,51 тыс. руб. Отрицательное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказала фондоотдача. Снижение фондоотдачи на 0,01 руб. привело к уменьшению выпуска продукции (объема продаж) на 354,52 тыс.руб.
На увеличение выпуска продукции (объема продаж) повлияли материальные затраты и материалоотдача, факторный анализ которых представлен в приложении 2. В отчетном году материальные затраты увеличились на 1510 тыс. руб. и составили 31710 тыс. руб. Темп прироста равен 5%. За счет влияния данного фактора общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 2425,06 тыс. руб. Так же наблюдается увеличение материалоотдачи по сравнению с предыдущим годом на 0,01 руб. Темп прироста равен 0,7%. В результате роста материалоотдачи общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 374,18 руб.
Также положительное влияние на увеличение выпуска продукции (объема продаж) оказало увеличение численности работников на 3 человека, и увеличение производительности труда на 8,77 руб. За счет увеличения численности работников объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 582 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда на 2208,69 тыс. руб. Факторный анализ данных показателей способом относительных разниц представлен в приложении 5.
Информация о работе Анализ ассортимента, производства и качества продукции