Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными со-ставляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
Цель данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженно-сти…………………………………………………………………………..……….…7
1.1 Понятие обязательств, их классификация………………………...………..7
1.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия….10
1.3 Информационные основы дебиторской и кредиторской задолженности. Виды информации в управлении………………………………………………14
1.4 Организационные основы в анализе дебиторской и кредиторской задол-женности………………………………………………………..……………..…18
2 Экономическая характеристика деятельности ЗАО «Сиа Интернейшнл – Кеме-рово»………………………………………………………………………….….........30
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ……….….….…..….30
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………………………..36
3 Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Сиа Интернейшнл – Кемерово»…………………………………….…………..…….….…..41
3.1 Анализ динамики и состояния дебиторской задолженности…………....41
3.2 Анализ динамики и состояния кредиторской задолженности………..…51
3.3 Анализ эффективности управления движением дебиторской и кредитор-ской задолженности ………………………………………………….….……..56
3.4 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности …………………………………………………………….………..………….….64
3.5 Разработка предложений по эффективному управлению дебиторской и кредиторской задолженности ….…………………….….…………………..…65
Выводы и предложения …………………………………………….…………….…..69
Список используемой литературы……………………………………….…….…….71

Файлы: 1 файл

диплом готовый 2007 Word.docx 20.05.11.docx

— 181.35 Кб (Скачать файл)

Кредиторская задолженность  также  как и дебиторская задолженность  делится на нормальную и неоправданную.

Нормальной кредиторской задолженностью считается задолженность  поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок уплаты по которым еще не наступил, переплаты и недоплаты на отчетную дату по расчетам с бюджетами, превышение фактической задолженности над плановой.

Неоправданной считается  просроченная кредиторская задолженность  поставщикам по неотфактурованным поставкам, незаконченные авансы покупателей в счет предстоящей отгрузки продукции, превышающая нормальные сроки задолженности покупателям.

Кредиторская задолженность  часто является результатом финансовых затруднений предприятия.

Расчеты с кредиторами  осуществляются в денежной форме  безналичной или посредством  наличных денег. Безналичные расчеты  ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. 

У дебиторской и кредиторской задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования   каждой разновидности долговых обязательств.

Дебиторская задолженность  в широком смысле охватывает все  расчеты предприятий-поставщиков  с предприятиями-покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Например, в случаях, когда предприятие-покупатель оплачивает товар в день его получения, дебиторская задолженность для предприятия - поставщика не завершается образование кредиторской задолженности у покупателя.

Дебиторская задолженность  - относительно самостоятельная категория. Даже если она резервирована, нельзя быть уверенным в получении долга  вовремя и в полном размере. Кроме  того, денежное требование по взысканию  дебиторской задолженности может  быть уступлено третьему лицу посредством  факторинговой операции[34,С.75].

 

 

 

1.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

 

 

В процессе своей повседневной хозяйственной деятельности предприятие  вступает в различные виды отношений  с юридическими и физическими  лицами. Оно заключает и осуществляет сделки, выполняет обязанности, которые  предусмотрены действующим законодательством. В результате такой деятельности появляются денежные обязательства,  подлежащие исполнению (кредиторская задолженность). И, наоборот, у других лиц возникают долги по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).

Дебиторская и кредиторская задолженность - естественное явление для существующей в России системы расчетов предприятиями. Вряд ли найдется хоть одна организация, у которой на отчетный период отсутствовала бы та или иная форма задолженности[9, С.176.].

Наличие как активных, так  и пассивных обязательств у предприятия стало настолько обыденным и очевидным, что зачастую управлению дебиторской и кредиторской задолженностью уделяется недостаточно внимания.

В каждом хозяйственном цикле  авансированные денежные средства должны возобновляться, то есть возвращаться предприятию с прибылью. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков - платежей. В то же время кредиторская задолженность как долговое обязательство организации, всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле.

Систему управления дебиторской  и кредиторской задолженностью можно  разделить на два крупных блока:

1) кредитная политика, позволяющая  максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж;

2) комплекс мер, направленных  на снижение риска возникновения  просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

При формировании кредитной  политики нужно определить максимально  допустимый размер дебиторской задолженности  как в целом для компании, так  и по каждому контрагенту (кредитный  лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируемся на свою стратегию, т.к  увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Вместе с тем, для  каждого  предприятия важно:

- не допускать необоснованного   увеличения дебиторов и степенью  их долгов;

- избегать дебиторской  задолженности с высокой степенью риска;

- вовремя выставлять платежные  счета, следить за сроками их оплаты;

- своевременно совместно  с юридическими службами предприятия  принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.

В то же время, представляется необходимым четко отслеживать  расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами. Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия, возникновение которых обусловлено несовпадением даты появления обязательств с датой платежа по ним.

От правильного учета  и контроля кредиторской и дебиторской задолженностью зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению. Это еще раз подтверждает высокую значимость своевременного и качественного управления задолженностью предприятия[24, С.75].

Контроль над задолженностью. Основные функциональные направления  деятельности при осуществлении  контроля над задолженностью нацелены, прежде всего, на укрепление финансового состояния предприятия.

Указанные направления условно  можно разделить на две категории: общие и частные. К общим направлениям относятся:

- организация системы  постоянного контроля за дебиторской  и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору;

- систематическое проведение  финансово-хозяйственного контроля  дебиторской и кредиторской задолженности, целью которого является проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

- определение внутренних  и внешних причин, оказавших влияние  на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов.

Решаемые задачи. Задачами частного направления являются:

- снижение уровня дебиторской  задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

- уделение большего внимания  контролю за движением дебиторской  задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;

- своевременное погашение  долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;

- разумное использование  такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли. При предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности. В дальнейшем следует четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;

- выявление степени риска  появление не добросовестных  покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;

-  проведение совместной  работы бухгалтерских подразделений,  осуществляемых контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и или неплатежеспособных контрагентов.

Работа по возврату долгов от дебиторов. Указанные меры воздействия  могут быть следующими:

- подготовка и направление  мотивированных претензий просрочившим дебиторам, тем самым осуществление возможности прерывания течения срока исковой давности (в случае признания должником долга или его части);

- подготовка и направление  искового заявления в арбитражный суд к должнику, не признающему долг, о взыскании задолженности и предусмотренных договором или законом штрафных санкций;

- в случае неспособности  дебитора погасить свой долг  видится целесообразным предъявить иск о несостоятельности[34, С. 92 - 104.].

 

 

 

 

 

1.3 Информационные основы  дебиторской и кредиторской задолженности.  Виды информации в управлении

 

 

Общими источниками информации для управления дебиторской и  кредиторской задолженности предприятия являются: приказы и распоряжения по предприятию, оправдательные документы, используемые для отражения расчетов предприятия с разными организациями и лицами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счетам расчетов. Для управления расчетов с поставщиками и подрядчиками используются документы, определяющие права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и оказанию различных услуг предприятию, а также правильность оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел снабжения, поэтому документы на поступление ценностей направляются в этот отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф.№ М-1), делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцентируют, т.е. дают согласие на оплату[14, С. 2 - 7.].

После регистрации квитанция  и товарно-транспортная накладная  передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза. С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. В процессе упрпавления эти документы являются источниками информации для проверки правильности оприходования ценностей и расчетов с поставщиками.

Следующим источником информации для управления учета кредиторской задолженности поставщикам и  подрядчикам является комбинированный  регистр - журнал-ордер №6, который  ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о  состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу[3, С. 15.].

При управлении расчетов с  поставщиками и подрядчиками следует  также использовать данные Главной  книги и бухгалтерского баланса.

Источниками информации для  управления расчетов с покупателями и заказчиками являются первичные документы, фиксирующие переход готовой продукции из сферы производства в сферу обращения: приемо-сдаточные накладные, акты, ведомости и др. Следующим источником информации, использующимся для анализа расчетов с покупателями за отгруженную им готовую продукцию является Ведомость № 16 (раздел 2) - "Отгрузка, отпуск и реализация продукции и материальных ценностей", в которой совмещены аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции и расчетов с покупателями. На основании данных этого регистра учета можно сделать вывод об отгрузке продукции по отдельным ее видам в натуральном выражении, а также в разрезе платежных документов в двух оценках - по фактической себестоимости и продажной цене. Также источником информации для управления задолженности покупателей и заказчиков является Главная книга и данные актива баланса.

В России создана налоговая  служба, призванная осуществлять жесткий  контроль за правильностью исчисления сумм платежей и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета. Налоговая инспекция имеет право принимать к предприятиям и фирмам различные санкции за сокрытие или занижение прибыли, взыскивает определенный процент от причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей, за отсутствие учета прибыли, веление этого учета с нарушением установленного порядка и т.д.[4, С. 30 - 34.]

Основными источниками информации для управления дебиторской и  кредиторской задолженности по расчетам с бюджетом будут являться: справки и расчеты по отдельным видам платежей, выписки учреждения банка и приложенные к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет и во внебюджетные фонды; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счетам 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по социальному страхованию и социальному обеспечению, журнал-ордер №8 и ведомость №7.

Другим источником информации для управления задолженности перед  бюджетом являются:

- Расчет по налогу с  продаж;

- Расчет по НДС;

- Расчет налога на имущество  предприятия;

- Расчет по налогу на  содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы;

- Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли.

- Кроме того, используются  данные из Главной книги и  пассива баланса (стр. 625, 626).

Источниками информации для  анализа задолженности по подотчетным  лицам являются: приказы по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (журнал-ордер №7).

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности