Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:26, курсовая работа
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Цель моей дипломной работы : провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25».
Введение
Задачи и информационное обеспечение анализа
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции на примере ресторана ООО «Опять 25»
Краткая характеристика предприятия
Анализ ассортимента и структуры продукции
Анализ качества произведенной продукции
Анализ ритмичности работы ресторана ООО «Опять 25»
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Заключение
Список литературы
Анализ реализации продукции
тесно связан с анализом выполнения
договорных обязательств по поставкам
продукции. Недовыполнение плана по
договорам для предприятия
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, млн. руб.
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
Медальоны из Свинины Рыба «по царски» И т.д. |
1 2 3 1 2 |
800 800 600 500 1200 |
850 750 700 500 1050 |
-50 -150 |
800 750 600 500 1050 |
Итого |
8000 |
8500 |
-800 |
7200 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
или 90%
Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 2.5).
Таблица 2.5 - Анализ выполнения договорных обязательств за год. млн. руб.
Месяц |
План поставки продукции |
Недопоставка продукции |
Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года | |
январь Февраль Март …… Декабрь |
7500 7800 8000
9500 |
7500 15300 23300
95850 |
-300 -100 -800
- |
-300 -400 -1200
-4800 |
96,0 98,7 90,0
100,0 |
96,0 97,4 94,8
95,0 |
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой - наиболее
эффективное использование
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня
- изучение жизненного
цикла изделий и принятия
-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .
Таблица 3.1 - Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана % |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
Медальоны из свинины Рыба «по царски» Цезарь с креветками Карпаччо из утки |
28800
33600
19200
14400 |
25200
33264
22176
20160 |
87,5
99,0
115,5
140,0 |
25200
33 264
19200
14400 |
Итого |
9600 |
100800 |
105,0 |
92064 |
Причины недовыполнения плана
по ассортименту могут быть как внешние,
так и внутренние. К внешним
относятся конъюнктура рынка, изменение
спроса на отдельные виды продукции,
состояние материально-
Увеличение объема производства
(реализации) по одним видам и
сокращение по другим видам продукции
приводит к изменению ее структуры,
т.е. соотношения отдельных изделий
в общем их выпуске. Выполнить
план по структуре — значит сохранить
в фактическом выпуске
Изменение структуры производства
оказывает большое влияние на
все экономические показатели: объем
выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной
продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более
дорогой продукции, то объем ее выпуска
в стоимостном выражении
= 100800 млн. руб.
= 98500 млн. руб.
= 100 800-98 500 = +2300 млн. руб.
Таблица 3.2 - Анализ структуры товарной продукции
Изделие |
Оптовая цена за 1 туб, тыс. руб. |
Объем производства продукции, туб* |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. | |||
план |
факт |
план |
Фактически при плановой структуре |
факт | |||
Медальоны из свинины Рыба «по царски» Цезарь с креветкам Карпаччо из утки |
5000
6000
7000
7500 |
5760
5600
2743
1920 |
5040
5544
3168
2688 |
28800
33600
19200
14400 |
29550
34 475
19 700
14755 |
25200
33264
22 176
20 160 |
-4350
-1211
+2476
+5385 |
Итого |
- |
16023 |
16440 |
96000 |
98500 |
100800 |
+2300 |
* туб - тысяч условных банок.
Данные графы 5 получены умножением
показателя графы 4 по каждому виду
продукции на коэффициент выполнения
плана по товарной продукции в
целом по предприятию в условно-
= 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.
Таблица 3.3 - Расчет изменения средней цены 1туб за счет структурного фактора
Изделие |
Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб. | ||
план |
факт |
+,- |
тыс. руб. | ||
Медальоны из свинины Рыба «по царски» Цезарь с креветками Карпаччо из утки |
5000
6000
7000
7500 |
35,95
34,95
17,12
11,98 |
30,66
33,72
19,27
16,35 |
-5,28
-1,23
+2,15
+4,36 |
-264,0
-73,8
+150,5
+327,3 |
Итого |
- |
100 |
100 |
-. |
+140,0 |
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( ) за счет структуры (табл. 3.3):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300 млн. руб.
Расчет влияния структурного
фактора на изменение выпуска
продукции в стоимостном
6131 тыс. руб.
5991 тыс. руб.
+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн. руб.
Аналогичным образом определяется
влияние структуры
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Таблица 3.4 - Расчет
влияния структуры
Изделие |
Оптовая цена 1 туб, млн. руб. |
Объем реализации продукции, туб |
Выручка по плановым ценам, млн. руб. |
Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. | |||
план |
факт |
план |
Факт при план структуре |
факт | |||
Медальоны из свинины Рыба «по царски» Цезарь с креветками Карпаччо из утки |
5,0
6,0
7,0
7,5 |
5700
5600
2700
1900 |
4850
5300
3050
2560 |
28500
33600
18900
14250 |
28250
33305
18735
14125 |
24250
31800
21350
19200 |
-4000
-1505
+2615
+5075 |
Итого |
- |
15900 |
15760 |
95250 |
94415 |
96600 |
+2185 |
Используя описанные выше
приемы, можно определить влияние
структуры продукции и на другие
показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, на общую
сумму затрат, прибыль, рентабельность
и другие экономические показатели,
что позволит комплексно, всесторонне
оценить эффективность
4. Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем
Качество продукции - понятие,
которое характеризует