Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования в рамках курсового проекта является поиск резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Для достижения цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические аспекты анализа себестоимости выпускаемой продукции; 2) рассмотреть факторы, оказывающие влияние на себестоимость выпускаемой продукции предприятия с точки зрения анализа; 3) изучить методику анализа себестоимости выпускаемой товарной продукции; 4) провести анализ себестоимости выпускаемой продукции; 5) выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать рекомендации по их использованию на предприятии.

Содержание работы

Введение
Глава І. Теоретическая часть «Методика факторного анализа»
Понятие, типы и задачи факторного анализа
1.2 Классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности
1.3 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем

Глава ІІ. Аналитическая часть «Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции»
2.1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
2.2 Методологические основы анализа себестоимости продукции
2.3 Анализ факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции на примере ЗАО МПК «Саранский»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по КАХД.docx

— 107.44 Кб (Скачать файл)

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

- по составу учитываемых  расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

- по длительности расчетного  периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

- по характеру данных, отражающих расчетный период, фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

- по масштабам охватываемого  объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

 

2.1 Методологические  основы анализа себестоимости  продукции

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

- объективная оценка выполнения  плана по себестоимости и ее  изменения относительно прошлых  отчетных периодов, а также соблюдения  действующего законодательства, договорной  и финансовой дисциплины;

- исследование причин, вызвавших  отклонение показателей от их  плановых значений;

- обеспечение центров  ответственности по затратам  необходимой информацией для  оперативного управления формированием  себестоимости продукции;

- содействие выработке  оптимальной величины плановых  затрат, плановых и нормативных  калькуляций на отдельные изделия  и виды продукции;

- выявление и сводный  подсчет резервов снижения затрат  на производство и реализацию  продукции.

Снижение себестоимости продукции - важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими организациями.

Значение анализа себестоимости продукции обусловлено взаимосвязью затрат, объема производства и прибыли. Как экономическая категория себестоимость:

- служит основой для  учета и контроля за уровнем  затрат на выпуск и реализацию  продукции;

- является базой для  формирования оптовой цены на  продукцию организации и определения  на этой основе прибыли и  рентабельности;

- представляет неотъемлемый  элемент экономического обоснования  любых управленческих и инвестиционных  решений организации;

- отражает эффективность  использования ресурсов, результаты  внедрения новой техники и  технологии, совершенствования системы  организации и управления производством.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

1. цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты  цеха, связанные с производством  продукции;

2. производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает  общепроизводственные расходы;

3. полную себестоимость, отражающую все затраты на  производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной  себестоимости, коммерческих и управленческих  расходов.

Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

- оценка обоснованности  и напряженности плана по себестоимости  продукции, издержкам производства  и обращения на основе анализа  поведения затрат;

- установление динамики  и степени выполнения плана  по себестоимости;

- определение факторов, влияющих  на динамику показателей себестоимости  и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений  фактических затрат от плановых;

- анализ себестоимости  отдельных видов продукции;

- выявление резервов снижения  себестоимости продукции;

- оценка и определение  оптимального соотношения выручки  и произведенных затрат.

Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:

1) определяются абсолютные  и относительные отклонения показателей  себестоимости от аналогичных  показателей прошлых лет и  плана;

2)проводится оценка изменений  структуры себестоимости, определяются  отклонения удельного веса отдельных  статей затрат от аналогичных  данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений  на итоговый показатель. Одновременно  с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный  вес в себестоимости, и статьи  затрат, по которым происходили  наибольшие изменения. Анализ по  этим статьям производится отдельно. Отличительная особенность этого  раздела анализа состоит в  том, что статьи затрат в этом  случае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие  его структуру.

3) определяется уровень  затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого  показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты.

Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года.

±С = Сб-Спл (1),     где

Сб — себестоимость базисная;

Спл — себестоимость плановая.

Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется следующим образом:

Iс. пл = Спл / Сб, (2)

Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле:

ic = С1 / Спл (3),    где

С1 — фактическая себестоимость единицы продукции.

Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года):

i = С1 / Сб (4)

 

Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах.

З1ртп = ∑qc/∑qz (5),     где

З1ртп — затраты на один рубль товарной продукции;

q — количество, объем  выпуска в натуральном выражении;

с — себестоимость;

z — цена.

Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.

 

2.3 Анализ факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой  продукции на примере ЗАО МПК  «Саранский»

Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрала группу сырокопчёных колбас. А точнее следующие виды: Мадера с/к, Брауншвейгская с/к, салями Московская с/к, Сергеевская с/к и Престиж с/к. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года. Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам  сырокопчёной продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2012 году и 65,0% в 2013 году. 

 

Таблица 1.1 – Удельный вес основных видов сырокопчёной продукции в общем объёме выпуска продукции ЗАО МПК «Саранский» 

Вид продукции 

Объём выпуска, кг 

Удельный вес, в % 

 

2012г. 

2013 г. 

   +,- 

2012 г. 

2013 г. 

    +,- 

   2 

     5 

    6 

      7 

1. Мадера с/к 

 

38847 

37647 

-1200,00 

 25,46 

   22,8 

  -2,66 

2.Брауншвейгская

 

30385 

28900 

-1485,00 

19,92 

17,5 

-2,42 

3.Салями Московская с/к 

 

13753 

15311 

1558,00 

9,01 

9,3 

 0,29 

4.Сергеевская с/к 

13677 

15096 

1419,00 

8,97 

9,1 

0,13 

5. Престиж с/к 

8490 

10314 

1824,00 

5,57 

6,2 

0,63 

6. Прочие виды колбас  с/к 

 

47406 

57851 

10444 

31,07 

35,03 

  3,9

Итого общий выпуск за год 

152559 

165120 

12561 

100,00 

100,00 

      - 

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции