Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 23:09, курсовая работа
В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. В хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и, использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "ложное" и "преднамеренное банкротство" и преследуется в уголовном порядке.
Введение ___________________________________________2-4
1.Нормативные документы ____________________________4-5
2.Анализ финансового положения и эффективности деятельности предприятия __ _____________________________________6-20
3.Основные модели платежеспособности______________20-37
4.Комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению_37-42
5. Варианты проведения финансового оздоровления 42- 47
Заключение _______________________________________47-49
Список литературы ______________________
Наступление неплатежеспособности неизбежно при H < 0.
Расчет составляющих модели Фулмера в соответствии с бухгалтерским балансом:
Х1 = стр. 1370 / стр. 1600Ф1
Х2 = стр. 2110ф2 / стр. 1600ф1
Х3 = стр. 2300ф2 / стр. 1300ф1
Х4 = стр. 2400Ф2 / (стр. 1400 + стр. 1500 ф1);
Х5 = стр. 1400 / стр. 1600Ф1
Х6 = стр. 1500 / стр. 1600Ф1
Х7 = log10(стр. 1600 - стр. 1110 - стр. 1150 - стр. 1220
- стр. 1230 Ф1);
Х8 = (стр. 1200 - стр. 1500 Ф1) / (стр. 1400 + стр.
1500 Ф1);
Х9 = log10((стр. 2300 + стр. 2330) / стр. 2330 Ф2).
Анализ моделей показывает, что:
Последнее обстоятельство является весьма важным, поскольку определяет нижнюю границу скорости их прироста. Сами же компоненты модели в обратной пропорции зависят от стоимости совокупных активов. Показатели полной задолженности и балансовой стоимости долговых обязательств также связаны с объемами инвестиций, поскольку значительная доля последних осуществляется за счет займов.
Показатель |
за 2012 г. |
за 2013 г. |
1. Нераспред. прибыль прошлых лет (с.1370 Ф1) |
1399 |
1102 |
2. Объем актива (с.1500 Ф1) |
2769 |
2452 |
3. Чистая выручка от продаж (с.21001 Ф2) |
512 |
4933 |
4. Прибыль до налогообложения (с2200 Ф2) |
563 |
595 |
5. Собственный капитал (с.1300 Ф1) |
2176 |
1879 |
6. Денежный поток |
13496 |
11259 |
7. Обязательства (с.1400+1500 Ф1) |
593 |
572 |
8. Долгосрочные обязательства (с.1400 Ф1) |
0 |
0 |
9. Краткосрочные обязательства (с.690 Ф1) |
593 |
572 |
10. Материальные активы (с.1100+1210-1110 Ф1) |
1909 |
1588 |
11. Оборотный капитал (с.1200 Ф1) |
2151 |
1861 |
12. Проценты к уплате (с.2330 Ф2) |
28 |
25 |
13. Модель Фулмера |
56.82 |
54.97 |
Оценка вероятности банкротства основе модели Фулмера
Пример: Х1 =1399/279=0.5
Х2 = 512/2769=0.18
Х3 =563/2176=0.26
Х4 =13496/593=22.75
Х5 =0
Х6 =572/2769=0.21
Х7 =1909
Х8 =2151/593=3.62
Х9 =563+28/28=21.10
H = 5,528*0.5 +0,212*0.18 + 0,073*0.26 + 1,270*22.75 - 0,120*0 + 2,335*0.21+ 0,575*1909 + 1,083*3.62 + 0,894*21.10- 3,075=56.82
Данный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия по модели Фулмера свидетельствует о малой вероятности банкротства. Но по сравнению с 2012годом наблюдается спад.
Модель Спрингейта
Эта модель была построена Гордоном Л. В. Спрингейтом в университете Симона Фрейзера в 1978 году с помощью пошагового дискриминантного анализа методом, который разработал Эдуард И. Альтман в 1968 году.
В процессе создания модели из 19 — считавшихся лучшими — финансовых коэффициентов в окончательном варианте осталось только четыре. Общий вид модели:
Z = 1,03X1 + 3,07X2 + 0,66X3 + 0,4X4
где,
Х1 = Оборотный капитал / Баланс;
Х2 = Прибыль до налога / Баланс;
Х3 = Прибыль до налога / Краткосрочные
обязательства;
Х4 = Выручка (нетто) от реализации / Баланс.
Расчет показателей модели Спрингейта по бухгалтерскому балансу:
Х1 = (стр. 1200 - стр. 1500) / стр. 1600;
Х2 = (стр.
2300 + стр. 2330) / стр. 1600;
Х3 = стр.
2300 / стр. 1500;
Х4 = стр.
2110 / стр. 1600.
2012г- Х1= 1861-572/2452=0.52
Х2=440+28/2769=0.17
Х3=440/5983=1.5
Х4= 13496/2769=4.87
Z = 1,03*0.52 + 3,07*0.17 + 0,66*1.5 + 0,4*4.87=3.98
Если Z < 0,862 предприятие получает оценку “крах». В данном случае банкротство компании не грозит, т.к коэффициент более 0.862 в несколько раз.
Эти модели, как и любые другие, следует использовать лишь как вспомогательные средства анализа предприятий. Полностью полагаться на их результаты неразумно и опасно. Применять их следует только после проверки и коррекции в среде будущего применения. Ниже перечислены примеры возможного использования:
4. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Достаточно большое количество организаций
разоряются из-за неэффективного управления
им. В этом случае основными мерами финансового
оздоровления является реконструкция
процедур управления с целью поиска путей
и возможностей использования в первую
очередь внутрихозяйственных резервов.
Эффективное преодоление кризиса предприятий
необходимо начинать с анализа причин
его возникновения. Среди причин неплатежеспособности
предприятий выделяют внутренние и внешние.
В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:
· неэффективное управление;
· неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
· недостаточное планирование;
· неудачу проникновения на ключевые рынки;
· недостаточное обновление продукции;
· низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
· нехватку управленческих информационных систем;
· отсутствие своевременной внутренней отчетности;
· недостаточную капитализацию доходов;
· избыточный долг.
Среди внешних можно выделить следующие причины:
· неразвитое законодательство;
· отраслевые условия;
· общие экономические условия;
· проблемы с трудовыми ресурсами;
· иностранная конкуренция;
· изменение вкусов потребителей;
· сокращающийся рынок.
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.
Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
Традиционно в комплексных социально-экономических программах на первом месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
Поэтому для финансового оздоровления целесообразен раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.
Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.
Повышение конкурентоспособности российских товаров на отечественном и внешнем рынках уже давно поставлено в центр реформ в стране и ее промышленной политики, однако обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики и российских предприятий - товаропроизводителей еще не получило должного внимания законодательных и исполнительных органов власти. В этой связи не случайно в число приоритетов программ развития в рамках государственной и структурной политики России включена задача повышения конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперативных связей с иностранными компаниями.
Для обеспечения качественного управления на предприятиях должны быть разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Стратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главная задача - обеспечение предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области современного менеджмента это в первую очередь способность служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые предоставляет производству рынок. Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом. В результате выводы о состоянии конкурентной среды должны быть основой инновационной политики предприятия.
По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, и поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой конкуренции превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке страны.
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из - за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.
1. Устранение
2. Восстановление финансовой
устойчивости (финансового равновесия).
Хотя неплатежеспособность
3. Обеспечение финансового
равновесия в длительном
5.Возможные варианты проведения финансового оздоровления
Статьей 109 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен ряд мер (вариантов) финансового оздоровления. Сравнение между собой этих вариантов может быть произведено с использованием методологии многокритериальной оценки. Для этого сначала проводится обоснование и выбор критериев оптимальности и показателей, характеризующих эти критерии.
Информация о работе Анализ финансового положения и эффективности деятельности предприятия