Анализ финансового состояния и меры его улучшения (на примере ОАО «Газпром бурение»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром бурение», выявить недостатки и предложить меры по его улучшению
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи.
Изучить теоретические основы финансового анализа предприятия.
Проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром бурение».
Разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ОАО «Газпром бурение».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………...……….…..…....7
1.1 Анализ методик различных авторов, применяемых для анализа финансового состояния предприятия…………..…………………..………….…..7
1.2 Информационная база - источник для проведения финансового анализа..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИЛИАЛА ОАО «Газпром бурение» ………………………………………………………….…..….25
2.1 Краткая характеристика филиала ОАО «Газпром бурение» ……………….25
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Газпром бурение»....34
2.3 Анализ деловой активности ОАО «Газпром бурение»………………….…41
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия ОАО «Газпром бурение» 48
2.5 Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО «Газпром бурение»53
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИЛИАЛА ОАО «Газпром бурение» ……………………………………….…….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………74

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

продолжение табл.8

Чистая прибыль (убыток) нераспределенная прибыль (убыток) (п.9 - п.10)

5 014 373

1 414 164

-3 600 209

26,79

1 926 646

512482

136,23

  Индекс цен, %

1

0,86

-0,14

86

0,89

-0,11

89

  Объем реализации в сопоставимых  ценах

12 686 412

3253468

9432944

0,74

4 434 804

   

 

При этом валовая прибыль снизилась на 3511392 тыс. руб.; а чистая (нераспределенная) прибыль - на 3670917 тыс. руб. При всём этом уже в 2010 году наблюдается постепенный рост данных показателей, так например выручка от продаж выросла на 148994 тыс. руб. или на 41.07%.

Себестоимость проданных товаров, продукции  увеличилась на 441921 тыс. руб., при этом показатель валовой выручки вырос на 707073 тыс. руб. и составил 2 428 908 тыс. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом величина чистой прибыли выросла на 36,23% и составила  486858 тыс. руб.

Далее произведем факторный анализ прибыли от продаж ОАО "Газпром бурение". Сравним 2010 год с 2009 годом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров, в отчетном периоде составила 3 946 976 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (3 946 976/0,89), который составил 4 434 804 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 158,5% (4 434 804 /2 797 982*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 58,5%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 1 721 835* (0,5850009) = 1007275 тыс. рублей.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 4 434 804тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (1 076 147*1,5850009) =1705694 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (4 434 804–1705694) = 2729110 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 2729110 – (1 721 835*1,5850009) = - 475 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (1 076 147*1,5850009) -1518068=188001 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 3 946 976 - 4 434 804= -487828 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж 1007275 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции  - 475 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости 188 101 тыс. рублей;
  4. влияние цен реализации - 487828  тыс. рублей;
  5. общее влияние факторов  707073тыс. рублей.

Значительное снижение себестоимости продукции произошло в основном за счет снижения объема продаж. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг. Его проведение является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. При этом оцениваются эффективность или неэффективность частных управленческих решений по вопросам производства и реализации продукции, использования средств предприятия.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.

Таблица 9

Расчет показателей рентабельности деятельности ОАО «Газпром бурение» за 2008-2010 г.г.

Показатели

Расчетная

2008г.

2009г.

2010г.

 

Формула

%

%

%

А

В

1

2

3

1 Рентабельность продаж

Прибыль от реализации продукции

Выручка от реализации продукции

 

41,25

 

61,53

 

61,53

2 Рентабельность всего капитала

Прибыль от реализации продукции

 Итог баланса

55,86

20,88

21,55


продолжение табл. 9

3 Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль от реализации продукции

 Итог Акт. 1

64,59

27,89

28,70

4 Рентабельность собственного капитала

Прибыль от реализации продукции

 Ср. Итог Пас. 3

276,40

100,09

100,09


Таблица 10

Данные для факторного анализа рентабельности продаж ОАО «Газпром бурение» за 2008-2009 г.г.

Показатели

2008 год

2009 год

Выручка от продажи товаров

12686412

2797982

Себестоимость проданных товаров

7453185

1076147

Прибыль (убыток) от продажи

5233227

1721835


Изменение рентабельности продаж за счет изменения цен на реализованную продукцию (N) определяется по формуле:

                          Dk (N) = (N1 - S0) / N1 - (N0 - S0) / N0

Влияние фактора изменения себестоимости (S) на рентабельность продаж определяется по формуле:

                         Dk (S) = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0) / N1                                      

где k - рентабельность продаж;

S - полная себестоимость реализованной продукции;

N - выручка от продажи продукции  за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей.

Изменение уровня рентабельности продаж в 2009 г. по сравнению с 2008г. произошло в результате воздействия следующих факторов:

  1. Изменение цен на реализованную продукцию

Dk (N)=( 2797982-7453185)/ 2797982-(12686412-7453185)/ 12686412=-2,077

  1. Изменение себестоимости реализованной продукции

       Dk (S) =(2797982-1076147)/ 2797982-(2797982-7453185)/ 2797982=2,279

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж:

      Dk (N) + Dk (S) =-2,0771+2,2799=0,2028 *100%=20,28%.

Результаты факторного анализа показывают, что в большей мере на уровень рентабельности продаж повлияло цен  на реализованную продукцию.

Рентабельность продаж характеризует размер чистой прибыли на единицу реализованной продукции. В 2010 году по сравнению с 2008г. мы видим явное снижение величины выручки от продаж на 8 739 436 тыс. руб., или на 321,42%. Объём чистой прибыли в 2010 году по сравнению с 2008 годом также снизился, но на меньший процент и составил 2 089 561 тыс. руб. Вследствие чего рентабельность продаж в 2010г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 7,69%,

 Рентабельность всего капитала  отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение ее может являться следствием перенакопления активов. В 2009 году данный показатель снизился на 34,98%, однако резкое снижение данного показателя произошло из-за уменьшения величины выручки в 2009 году по сравнению с 2008г. на 8 739 436 тыс. руб или на 321,42%.

Рентабельности внеоборотных активов - показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия, а именно сколько прибыли приходится на единицу внеоборотных активов.

 Эффективность использования собственных средств сократилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти в 2,5 раза, что резко отрицательно влияет на положение предприятия в экономической среде. Снижение данного показателя непосредственно связано с резким снижением величины прибыли от продаж в 2009году по сравнению с 2008 годом Однако уже в 2010 году наблюдается рост данного показателя. В 2010 году он увеличился на 0,81% и составил 21,70%.

 Все показатели, приведенные в таблице 7, снизились в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти в 2 раза. На такую динамику повлияло как уменьшение выручки от реализации продукции в 3 раза, так и рост значений показателей в знаменателе дроби.

Таким образом исходя из данных полученных путем проведения финансового анализа состояния ОАО  «Газпром бурение» можно сделать следующие выводы:

-     в ходе выполненных расчетов было выявлено, что баланс данного предприятия является не достаточно ликвидным, поскольку выполняется лишь одно условие абсолютно ликвидного баланса. А именно соотношение медленно реализуемых активов и долгосрочных пассивов.

- Коэффициент абсолютной ликвидности в 2010 г. по сравнению с 2009г. снизился на 0,06 и составил 0,09,  что ниже нормативного значения. Снижение данного коэффициента произошло из-за резкого увеличения величины внутрихозяйственных операций на 977 511 тыс. руб. Величина данного коэффициента говорит о том, что предприятие за счет с денежных средств сможет погасить лишь малую долю кредиторской задолженности. В 2008 г. и 2009 г. данные коэффициент так же ниже нормативного значения и составляют 0,01 и 0,15 соответственно.

-  Коэффициент критической ликвидности в 2010  г. по сравнению с 2009г. снизилась на 0,20 и составил 0,12,  что ниже допустимого значения. Хотя по сравнению с 2008 г. данный коэффициент вырос на 0,08. То есть лишь малая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена за счет денежных средств на счетах, в ценных бумагах, за счет поступлений по расчетам.  На изменение данного показателя повлияло увеличение величины внутрихозяйственных операций и увеличение денежных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 519 607 тыс. руб.

- Коэффициент текущей ликвидности в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 1,52 и составил 0,15. Данный коэффициент значительно ниже нормативного значения. Это является отрицательным фактором и говорит о том, что даже при мобилизации всех оборотных средств, предприятие не сможет погасить всю кредиторскую задолженность.

- коэффициент трансформации за изучаемый период времени уменьшился. Значит в организации медленнее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль. Этот показатель деловой активности имеет большое аналитическое значение, так он тесно связан с прибыльность организации, а следовательно, влияет на результативность финансово-хозяйственной деятельности.

- оборачиваемость запасов в 2009 году сократилась на 10,39 оборотов и составил 1,380 оборот в год. Данное снижение отрицательно сказывается на деятельности предприятия, хотя в 2010 году наблюдается незначительный рост данного показателя. В  2010 году коэффициент оборачиваемости материальных ресурсов составляет 1,950 оборотов, что на 0,57 оборотов в год  больше чем в 2009 году.

- в целом анализ деловой активности  данного предприятия показал, что  на предприятие наблюдается нехватка и не эффектное использование всех имеющихся материальных ресурсов. При этом предприятие имеет большую кредиторскую задолженность, которую не сможет погасить в течении длительного срока.

- Коэффициент финансовой автономии  в 2010 году снизился лишь на 0,01 и составил 0,20, хотя по сравнению с 2008 годом он увеличился на 0,07. Данный показатель ниже нормативного значения. Однако наблюдается тенденция его увеличения.

- Коэффициент соотношения заемных и собственных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 0,13 и составил 3,92. Хотя по сравнению с 2008 годом этот коэффициент снизился на 2,42. Динамика данного показателя является отрицательной. Снижение данного коэффициента в 2008 году было вызвано увеличением кредиторской задолженности на                  4 935 787 тыс. руб.

- Как видно из табл. 8, состояние ОАО "Газпром бурение" соответствует кризисному типу финансовой устойчивости. Кризисное финансовое состояние возникает, когда оборотных активов предприятия оказывается недостаточно для покрытия его кредиторской задолженности и просроченных обязательств. В такой ситуации предприятие находится на грани банкротства. Для восстановления механизма финансов необходим поиск возможностей и принятие организационных мер по обеспечению повышения деловой активности и рентабельности работы предприятия и др. При этом требуется оптимизация структуры пассивов, обоснованное снижение запасов и затрат, не используемых в обороте или используемых недостаточно эффективно.

Информация о работе Анализ финансового состояния и меры его улучшения (на примере ОАО «Газпром бурение»)