Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2015 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый результат является одним из основных показателей оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в нем аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйственной деятельности. По финансовому результату можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятия. Финансовый результат является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, прироста его имущества, собственного капитала и др., и как следствие, любая даже незначительная ошибка может привести к серьезным искажениям конечного финансового результата.
Целью данной работы является изучение учета и анализа финансовых результатов организации.

Файлы: 1 файл

Курсовая по торговле.docx

— 131.42 Кб (Скачать файл)

На данный момент учет и отчетность на рассматриваемом предприятии АО «Парфюм Трис » организован достаточно качественно. Основной акцент надо сделать лишь на то, чтобы следить за изменениями, происходящими в нашей стране в области отчетности, и корректировать в соответствии с ними свою учетную политику.

 

 

 

3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Теоретические аспекты анализа финансовых результатов предприятия

 

 

Анализ финансовых результатов имеет важное значение для руководства предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредиторов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

  • изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

  • структурный анализ соответствующих статей (в процентах);

  • изучение динамики изменения показателей за ряд периодов (кварталов, лет) – трендовый анализ;

  • исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

При проведении анализа финансовых результатов предприятия следует разделять понятия «выручка» и «доход». Под выручкой в российском бухгалтерском законодательстве понимается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая для определения финансовых результатов от реализации исходя из допущений временной определенности фактов хозяйственной деятельности за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

При этом помимо выручки предприятие может иметь и другие доходы – прежде всего операционные, а также внереализационные.

Доля доходов разных видов, в том числе внереализационных, а общей сумме валовой выручки предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях – даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансовых результатов деятельности предприятия даст анализ всех его доходов.

В подавляющем большинстве случаев выручка от реализации товаров (работ, услуг), т.е. доходы от основной деятельности, являются преобладающими в структуре доходов предприятия. Если это не так, требуется более глубокий анализ причин того, почему так произошло, особенно в случаях, когда такая ситуация наблюдается в течение ряда последовательных периодов.

Аномально высокая доля финансовых доходов (от совместной деятельности и от деятельности дочерних организаций) может свидетельствовать, в частности, о том, что предприятие, даже являясь формально производственным, существует лишь как своего рода «оболочка» для других фирм.

Такую ситуацию, однако, нельзя назвать типичной. Вряд ли она встретится при анализе предприятий, ведущих активную производственную деятельность. У таких предприятий высокая доля внереализационных доходов может наблюдаться, например, в тот период, когда предприятие, выиграв крупный судебный процесс, получило большую сумму в качестве неустойки или штрафов за невыполнение обязательств от своих контрагентов.

Все это говорит о том, что при проведении анализа финансовых результатов, необходимо не только рассматривать полученные значения показателей, но и учитывать конкретную ситуацию, сложившуюся на данном предприятии.

В целом же техника подобного анализа достаточно проста. Для этого используются различные методы экономического анализа, среди которых индексный, метод разниц и цепных подстановок, метод структурных сдвигов и многие другие.

В целом же при проведении анализа финансовых результатов рассматривается динамика различных составляющих структуры доходов и расходов организации в абсолютном и относительном выражении.

Затем, используя различные методы экономического анализа, перечисленные выше, исследуется влияние различных факторов на показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации.

Затем выполняется непосредственно анализ рассчитанных показателей и разрабатываются программы по повышению эффективности деятельности предприятия, а следовательно, и по повышению значений показателей финансовых результатов.

 

 

3.2 Система показателей для оценки рентабельности

 

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент инвестиционной политики и в ценообразовании. Рентабельность полнее, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что является сравнительным показателем и характеризует соотношение результата (прибыли) с ресурсами (затратами).

В экономике предприятия используется множество показателей (коэффициентов) рентабельности (в зависимости от того, с чьей позиции и для каких целей, оценивается эффективность деятельности предприятия).

С помощью показателей рентабельности, приведенных в таблице 1, можно проводить пространственно-временные сопоставления – оценивать конкурентные позиции предприятия, его привлекательность для инвесторов и тенденции развития.

 

Таблица 1

 Показатели рентабельности, используемые в деятельности  предприятия (показатели могут быть  безмерные (коэффициенты), но чаще  измеряются в процентах) [8]

Наименование и условное обозначение показателя

Формула (способ) расчета

Область использования

Рекомендуемое значение

1

2

3

4

1. Рентабельность определенной (i-й) продукции (Рпрод)

Рпрод = Пвi/ВРi (отношение валовой прибыли от i-й продукции (Пвi) к выручке от реализации данной продукции - ВРi)

При выборе видов деятельности, производимой продукции, обоснований цен на них

Не ниже норматива прибыли, заложенного в цене i-й продукции

2. Рентабельность продаж (Рпродаж) или уровень рентабельности

Рпродаж = Пр/ВР (отношение прибыли от продаж (от реализации - Пр) к суммарной выручке от реализации продукции - ВР)

При обосновании расширения объемов и номенклатуры производимой продукции

Не ниже среднего норматива прибыли по всей выпускаемой продукции и рост в динамике

3. Рентабельность производства (Рпр)

Рпр = Пв/С (отношение суммарной валовой прибыли (Пв) к себестоимости производства и реализации продукции - С)

Оценивают конкурентоспособность производства на данном предприятии, окупаемость затрат

20 – 25% (рекомендуется по  отраслям с учетом создания  возможностей и источников для  развития)

4. Рентабельность предприятия (общая) (Рпред)

Рпред = Пб/ВБср (отношение прибыли до налогообложения (балансовой - Пб) к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса) - ВБср)

Общий показатель доходности предприятия. Показывает выгодность инвестиций в развитие предприятия

Не ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5. Рентабельность собственного  капитала (Рск)

Рск = Пч/СКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости собственного капитала - СКср)

Показывает выгодность инвестиций собственников в предприятие и его развитие

То же, и

Рск > Р пред

6. Рентабельность акционерного  капитала (Рак)

Рак = Пч/АКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости акционерного капитала - АКср)

Показывает эффективность капитала, инвестиций собственников в предприятие

Не ниже процентной ставки по банковским депозитам

Примечание: составлено автором


 

 

Следует различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность. Экономический эффект – это показатель, характеризующий абсолютный результат деятельности предприятия, он измеряется в денежных или натуральных единицах (примером может быть прибыль, доход от реализации, валовой национальный продукт и т.п.). Экономическая эффективность – это относительная показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Показатели эффективности чаще всего строятся в виде коэффициента (в числителе – величина эффекта, в знаменателе – ресурсов или затрат, необходимых или потраченных на его получение). Наиболее распространенными показателями эффективности предприятия как раз и являются различные виды рентабельности.

На практике также следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность – параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.[9]

В США и в некоторых других странах нашел применение своеобразный метод анализа рентабельности, именуемый методом «денежного потока» («кэш флоу»), основанный на том, что в числителе формулы рентабельности берется не только прибыль, а сумма прибыли и амортизационных отчислений. Это связано с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой разрешены и используются методы так называемой ускоренной амортизации, вследствие которой сумма списания основного капитала, включаемая в издержки производства, может резко колебаться. Из-за завышения суммы амортизационных отчислений растет себестоимость и снижается прибыль и, наоборот, при недостаточном списании (к концу функционирования амортизируемых объектов) происходит занижение себестоимости и завышение прибыли. Поэтому анализ рентабельности и ее динамики, основанной на использовании абсолютной суммы прибыли, вряд ли приведет к правильным выводам.

Показатель рентабельности, основанный на методе «кэш флоу», не позволяет судить о рентабельности за какой-то определенный период, однако при рассмотрении в динамике за несколько лет подряд он весьма точно характеризует тенденции прибыли и рентабельности, отражает существенные и даже малозаметные сдвиги в этих важнейших показателях. Таким образом, обзорный и факторный анализ финансовых результатов позволяет предвидеть опасность банкротства и является основой для разработки мер, направленных на повышение доходности и укрепление финансового состояния предприятия.[10]

Таким образом, по показателям рентабельности можно судить об эффективности деятельности предприятия, его финансовых успехах. Причем данный показатель намного эффективней показателей прибыли, так как позволяет сопоставить получаемые результаты с затраченными средствами.

 

 

3.3 Практическое применение анализа финансовых результатов

 

 

Проведем анализ финансовых результатов для рассматриваемого предприятия АО «Порфюм Трис », используя данные бухгалтерской отчетности, приведенных в приложениях 1 и 2 данной работы.

Расчет аналитических показателей по Отчету о прибылях и убытках (приложение 2) представлен в таблице 2.

Из данных таблицы 2, следует, что по акционерному обществу «Парфюм Трис » наблюдается рост всех элементов прибыли: валовой, от продаж товаров, бухгалтерской прибыли (до налогообложения), прибыли от обычных видов деятельности и нераспределенной (чистой) прибыли. На увеличение бухгалтерской прибыли существенное влияние оказало положительное сальдо операционных доходов и расходов.

Для более детального изучения факторов, вызвавших увеличение бухгалтерской прибыли, целесообразно рассмотреть источники ее формирования.

 

 Таблица 2 Анализ прибыли предприятия по отчету «О прибылях и убытках» АО «Парфюм Трис»

Наименование показателя

2011 год, тыс. тг.

2012 год, тыс. тг.

Отклонение, тыс. тг.

Удельный вес, %

Отклонения, %

2011 год

2012 год

  1. Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг)
  2. Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг)
  3. Валовая прибыль
  4. Коммерческие расходы
  5. Управленческие расходы
  6. Прибыль (убыток) от продаж
  7. Операционные доходы
  8. Операционные расходы
  9. Внереализационные доходы
  10. Внереализационные расходы
  11. Прибыль (убыток) до налогообложения
  12. Налог на прибыль и иные обязательные платежи
  13. Прибыль (убыток) от обычной деятельности
  14. Чрезвычайные доходы
  15. Чрезвычайные расходы
  16. Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)

70626

 

 

56579

 

 

14047

256

385

13406

5717

7179

3884

632

15196

 

3338

 

11858

 

0

0

11858

102072

 

 

79439

 

 

22636

305

458

21873

32667

6964

3047

766

49857

 

7892

 

41965

 

0

0

41965

+31446

 

 

-22857

 

 

+8589

-49

-73

+8589

+26950

+215

-837

-134

+34661

 

-4554

 

+30107

 

0

0

+30107

100,0

 

 

80,1

 

 

19,9

0,4

0,5

19,1

8,1

10,6

5,5

0,9

21,5

 

4,7

 

16,8

 

0

0

16,8

100,0

 

 

77,8

 

 

22,2

0,3

0,4

21,4

32,0

6,8

3,0

0,8

48,8

 

7,7

 

41,1

 

0

0

41,1

-

 

 

-2,3

 

 

+2,3

-0,1

-0,1

+2,3

+23,9

-3,8

-2,5

-0,1

+27,3

 

+3,0

 

+24,3

 

0

0

+24,3

Информация о работе Анализ финансовых результатов