Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...……3
1. Теоретические вопросы анализа прибыли и рентабельности……….…..…..5
1.1 Понятие и сущность прибыли и рентабельности……………………..…….5
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….………….17
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………24
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….24
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Квадро»………………………31
3. Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Квадро»…………….51
Заключение……………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

КЭАХД 29. Рентабельность.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

Согласно таблице 7, выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) возросла в 2008 г. на 137724 тыс. руб. или 17,30%, а в 2009 г. - на 422177 тыс. руб. или 34,65%. Себестоимость продукции возросла с 441715 тыс. руб. в 2007 г. до 541916 тыс. руб. в 2008 г., т.е. на 100201 тыс. руб. или 18,49%. В 2009 г. себестоимость продукции увеличилась 358848 тыс. руб. (на 39,84%).

Основными источниками  информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные  на отгрузку продукции, данные финансовой отчетности Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана [16, С.68].

Для удобства анализа  финансовых результатов вынесем  показатели прибыли в отдельную  таблицу (таблица 8).

Таблица 8 - Анализ динамики прибыли ООО  «Квадро» за 2007 - 2009 гг., тыс. руб

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения

с 2007 г. по 2008 г.

Изменения

с 2008 г. по 2009 г.

Доля в объеме валовой прибыли  в 2007 г.,%

Доля в объеме валовой прибыли  в 2008 г.,%

Доля в объеме валовой прибыли в 2009 г.,%

Валовая прибыль

216759

254282

317611

137724

422177

100,0

100,00

100,0

Прибыль от продаж

132681

147315

194504

14634

47189

61,21

57,93

61,24

Прибыль до налогообложения

112159

120886

158687

8727

37801

51,74

47,54

49,96

Чистая прибыль

81608

88716

117115

7108

28399

37,65

34,89

36,87


Как видно из таблицы 8, наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Увеличился показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 137724 тыс. руб. (17,30%) в 2008 г. и на 422177 тыс. руб. (34,65%) в 2009 г. Возросла прибыль от продаж на 14634 тыс. руб. (9,93%) в 2008 г и на 47189 тыс. руб. (24,26%) в 2009 г. Увеличился показатель прибыли до налогообложения на 8727 тыс. руб. (7,22%) в 2008 г. и на 37801 тыс. руб. (23,82%) в 2009 г. Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 7108 тыс. руб. (8,01%) в 2008 г. и на 28399 тыс. руб. (24,25%) в 2009 г. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2007-2009 гг.)

Для того чтобы подробно рассмотреть причины изменения прибыли за анализируемый период (2007-2009 гг.) необходимо произвести факторный анализ прибыли от продаж.

Как видно из представленной таблицы 8 прибыль от продаж увеличилась на 14634 тыс. руб. (9,93%) в 2008 году и на 47189 тыс. руб. (24,26%) в 2009 году.

На это изменение  прибыли от продаж могли оказать  влияние такие факторы как: изменение  объема выручки от продаж, изменение  цен на реализованную продукцию, изменение себестоимости реализованной  продукции.

Проведем расчет влияния  фактора "Выручка от продаж". Прежде чем рассчитать влияние этого фактора необходимо определить объем выручки от продаж отчетного года в ценах предыдущего. Для этого необходимо знать индекс цены, т.е. насколько % возросла цена на реализованную продукцию в отчетном году по сравнению с предыдущим годом [27, С.237]. В нашем примере в 2008 г. цена возросла на 2,77%, следовательно, индекс цены будет равен 1,03, и в 2008 г. цена возросла на 14,32%, т.е. индекс цены в 2009 г. составляет 1,14. Тогда выручка от продаж в сопоставимых ценах равна:

,                                                       (9)

где - выручка от продаж, - индекс цены.

          

(тыс. руб)

Следовательно, в 2008 г. за счет цены выручка возросла на:

796198-774511,673=21686,33 (тыс. руб)

В 2009 г. за счет цены выручка возросла на:

1218375-1065944,882=152430,12 (тыс. руб)

Тогда количество проданных товаров  изменилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом:

774511,673-658474=116037,67 (тыс. руб)

Количество проданных товаров  изменилось в 2009 году по сравнению с 2008 годом:

1065944,882-796198=269746,88 (тыс. руб)

Исходя из этого, изменение прибыли  в отчетном году по сравнению с предыдущим годом за счет снижения объема выручки (исключая внешние цены) составило:

,                                    (10)

где - прибыль от продаж за счет выручки, - выручка от продукции предыдущего года, - рентабельность продаж предыдущего года.

В 2008 г. по сравнению с 2007 г.:

(тыс. руб)

В 2009 г. по сравнению с 2008 г.:

(тыс. руб)

В связи с увеличением объема выручки от продаж, прибыль от продаж увеличилась в 2008 г. на 315,62 тыс. руб., и в 2009 г. на 582,65 тыс. руб. Проведем расчет влияния фактора "Цена на реализованную продукцию". Для определения степени влияния изменения цены на изменения суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчет.

,                                  (11)

где - изменения выручки за счет цены.

В 2008 г.: =5898,68 (тыс. руб)

В 2009 г.: =32924,91 (тыс. руб)

В связи с ростом цен на реализованную  продукцию прибыль от продаж возросла в 2008 г. на 5898,68 тыс. руб. и в 2009 г. на 32924,91 тыс. руб.

Проведем расчет влияния фактора "Себестоимость реализованной  продукции". Расчет ведется следующим  образом.

,                                        (12)

где - изменение прибыли от продаж за счет себестоимости,

- удельный вес себестоимости  в выручке соответственно базисного  и отчетного периода.

В 2008 г.: 147217,01 (тыс. руб)

В 2009 г.: 785376,23 (тыс. руб)

Уровень себестоимости  в 2008 году по отношению к выручке от продаж увеличился на 18,49%. Поэтому прибыль от продаж возросла на 147217,01 тыс. руб. В 2009 году уровень себестоимости по отношению к выручке от продаж увеличился на 39,84%. Поэтому прибыль от продаж возросла на 785376,23 тыс. руб.

Общее влияние факторов выглядит следующим образом:

315,622+5898,681+147217,010=153431,31 (тыс. руб)

582,653+32924,905+785376,232=818883,79 (тыс. руб)

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. [33, С.210-213]

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

объема реализации продукции (VРП);

структуры продукции (УДi);

себестоимости продукции (Ci);

уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции  может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Проведем анализ влияния  вышеперечисленных факторов на сумму  фактической прибыли отчетного  года, по сравнению с плановой, используя  данные, приведенные в таблице 9.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок.

Таблица 9 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции на ООО  «Квадро» (2007-2009 гг.), тыс. руб.

Показатель

2008 г. по сравнению с 2007 г.

2009 г. по сравнению с 2008 г.

План

Факт

Отклонение

"+", "-"

Выполнение плана,

%

План

Факт

Отклонение

"+", "-"

Выполнение плана,

%

Объем реализованной продукции

728454

856645

+128191

117,60

856645

1147431

+290786

133,95

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и  других отчислений от выручки (ВР)

658474

796198

+137724

120,92

796198

1218375

+422177

153,02

Полная себестоимость реализованной  продукции (ПС)

584573

696175

+111602

119,09

696175

906583

+210410

130,22

Прибыль от реализации продукции (П)

229365

256543

+27178

111,85

256543

366848

+110305

143,00


План по сумме прибыли от реализации продукции в 2008 г. по сравнению с 2007 г. предприятие перевыполнило на 27178 тыс. руб. или на 11,85%. План по сумме прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г предприятие перевыполнило на 110305 тыс. руб. или на 43,00%.

Проведем факторный  анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (таблица 10).

В первую очередь необходимо найти сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

На ООО  «Квадро» выполнение плана по реализации в 2008 г. составляет:

%РП =

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма  прибыли должна была бы увеличиться  на 17,60% и составить 269728,65 тыс. руб. (229365 * 117,60%).

В 2009 г. показатель выполнения плана по реализации равен:

%РП =

То есть, если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма  прибыли должна была бы увеличиться  на 33,95% и составить 343625,88 тыс. руб. (256543 * 133,95%).

По данным таблицы 10 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 

Таблица 10 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции ООО  «Квадро» за 2007-2009 гг., тыс. руб.

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

 

Сумма прибыли

Объем реализации

Себестоимость единицы продукции 

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

План

728454

856645

0,80

0,81

(Ц-Спл) VРПпл

229463,01

256136,86

Усл1

856645

1147431

0,80

0,81

(Ц-Спл) VРПфакт

269843,18

343081,87

Факт

856645

1147431

0,81

0,79

(Ц-Сфакт) VРПфакт

260420,08

369472,78


 

1. Изменение прибыли  за счет изменения объема реализации  продукции в 2008 г.:

DПvрп = Пусл1 - Ппл = 269843,18 - 229463,01= 40380,17 (тыс. руб)

Изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции  в 2009 г.:

DПvрп = Пусл1 - Ппл = 343081,87 - 256136,86= 86945,01 (тыс. руб)

2. Изменение прибыли  за счет изменения себестоимости  единицы продукции в 2008 г.:

DПс = Пфакт - Пусл1 = 260420,08 - 269843,18 = - 9423,10 (тыс. руб)

Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы  продукции в 2009 г.:

DПс = Пфакт - Пусл1 = 369472,78 - 343081,87 = 26390,91 (тыс. руб)

3. Суммарное изменение  прибыли за 2008 г.:

DП = Пфакт - Ппл = 260420,08 - 229463,01= 30957,07 (тыс. руб)

Суммарное изменение  прибыли за 2009 г.:

DП = Пфакт - Ппл = 369472,78 - 256136,86= 113335,93 (тыс. руб)

Этот же результат  получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:

40380,17+ (-9423,10) = 30957,07 тыс. руб. в 2008 г., и 6945,01+26390,91=113335,92 тыс. руб. в 2009 г.

Факторный анализ прибыли  показал, что основным показателем  увеличения прибыли в 2008 г. стало увеличение объема реализации. Показатель себестоимости единицы продукции отрицательно сказался на изменении прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,01 тыс. руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 9423,10 тыс. руб.

В 2009 г. прибыль возросла главным образом за счет увеличения объема реализации. Также ощутимый вклад внес и второй фактор - уменьшения себестоимости единицы реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 26390,91 тыс. руб.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

ООО  «Квадро» специализируется на производстве кирпича и плитки. Динамика количества выпускаемой продукции ООО  «Квадро» за 2007 - 2009 гг. отражена в таблице 11.

 

Таблица 11 - Динамика количества выпускаемой продукции ООО  «Квадро» за 2007 - 2009 гг.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности. Пути увеличения прибыли и роста рентабельности