Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ прибыли предрприятия на примере ОАО«Орбита»
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие основные задачи:
-определить экономическую сущность прибыли предприятия;
-определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
-проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
-исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста прибыли субъектов хозяйствования.
Введение 4-5
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия 5-17
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5-8
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 8-11
1.3 Распределение и использование прибыли 11-17
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита») 17-34
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 17-23
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия 23-28
2.3 Анализ рентабельности предприятия 28-34
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия 34-44
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли 34-40
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения 40-44 прибыли предприятия
Заключение 45-48
Список использованных источников 48-52
Прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы предприятия.
При рассмотрении значений коммерческих и управленческих расходов
ОАО «Орбита» видно, что управленческие расходы на протяжении анализируемого периода увеличиваются. Прирост их составил в 2005 году - 14902 т.р. или 137,2 %, в 2006 г. - 7533 т.р. или 113,7 %, а в 2007 году - 2502 т.р. или 104,0 %. А коммерческие расходы в 2006 году уменьшились на 1123 т.р. по сравнению с 2005 годом. В 2007 году коммерческие расходы увеличились на 2727 т.р. или 366,6 % по сравнению с 2006 годом. В 2005 году по отношению к 2004 году прирост коммерческих расходов составил 286 т.р. или 115,4%.
Таблица 2.3 - Значение постоянных расходов ОАО «Орбита», т.р.
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Коммерческие расходы |
1860 |
2146 |
1023 |
3750
|
Управленческие расходы |
40073 |
54975 |
62508 |
65010
|
Сумма постоянных расходов |
41933
|
57121 |
63531 |
68760 |
Анализируя таблицу 2.3 также видно, что постоянные расходы ОАО «Орбита» на протяжении 2004-2007 гг. возрастали. Так в 2004 году постоянные расходы были равны сумме 41933 т.р., а к 2007 году данная сумма увеличилась до 68760 т.р. Прирост составил 26827 т.р. или 163,9%. Это говорит о том, что с каждым годом расходы, связанные с коммерческой и управленческой деятельностью ОАО «Орбита» увеличиваются. На сумму постоянных расходов анализируемого предприятия большое влияние оказывают управленческие расходы
Так же при рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что прибыль от продаж в 2004 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2004-2006 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2006 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению с 2004 годом. В 2007 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2004 года на 184,9%.
После рассмотрения таблицы 2.3 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2006 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2007 году они увеличились до 3750 тыс.р., что превысило даже уровень 2005 года (2146 тыс.р.).На мой взгляд для большей удобности и наглядности изменения прибыли от продаж и факторов, влияющих на это изменение необходимо сделать факторный анализ прибыли, для выяснения степени влияния различных факторов на уровень прибыли от продаж.
Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Р = N-S, (2.1)
где N - выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов;
S - затраты на производство
Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.
К факторам первой группы относятся:
-изменение отпускных цен на продукцию;
-изменение объема продаж продукции;
-изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.
Факторы второй группы включают:
-изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
-изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;изменение цен на материалы и тарифов на услуги.
Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции.
Таблица 2.4 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Орбита», т.р.
Факторы |
2005 г. |
2006 г. |
2007г. |
Изменение отпускных цен на продукцию |
- 8869,23 |
- 33882,5 |
70463,6 |
Изменение объема реализации продукции |
878,16 |
502,2 |
199,86 |
Изменение структуры продукции |
146,36 |
83,7 |
33,31 |
Снижение уровня затрат |
- 38760,91 |
- 16572,28 |
- 109822,77 |
Изменение структуры затрат |
1767,2 |
1752,68 |
1568,58 |
Изменение цен на материалы и тарифов |
50825,1 |
4548,82 |
62067,25 |
Общее отклонение от прибыли |
5986,68 |
- 43567,38 |
24509,83 |
Анализируя данные таблицы 2.4 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2007 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.
На основе факторного анализа можно
также сделать вывод о том,
что на протяжении 2005-2007 годов на
предприятии наблюдается
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2004-2006 гг. уменьшалась. В 2005 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2004 году. А в 2006 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2007 году прибыль до налогообложения по отношению к 2006 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.
Чистая прибыль является одним
из важнейших экономических
Данные таблицы 2.5 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом уменьшается. Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2004 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2007 году уменьшилась до 28 т.р. Этому способствовало и то, что в 2007 году по сравнению с 2004-2005 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.
Таблица 2.5 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.
Показатели |
Фактическое значение 2004г. |
Отклонение | |||||
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2005-2004 гг. |
2006-2005 гг. |
2007-2006 гг. | ||
Прибыль до налогообложения |
10180 |
6700 |
379 |
3016 |
-3480 |
-6321 |
+2637 |
Налог на прибыль |
1242 |
1363 |
344 |
1927 |
+ 121 |
-1019 |
+1583 |
Чистая прибыль |
8064 |
5337 |
35 |
28 |
-2727 |
-5302 |
-7 |
Для большего удобства данные из таблицы 2.5 можно представить в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль к удельному весу прибыли до налогообложения ОАО «Орбита».
Таблица 2.6 - Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения,
%
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Прибыль до налогообложения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налог на прибыль |
20,8 |
20,3 |
90,8 |
63,9 |
Чистая прибыль |
79,2 |
79,6 |
9,2 |
0,9 |
Анализируя таблицу 2.6 видно, что удельный вес чистой прибыли ОАО «Орбита» в прибыли до налогообложения в 2004 году составил 79,2% в 2005г. - 79,6%; в 2006г. - 9,2%; в 2007г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2004г. - 20,8%; в 2005г. - 20,3%; в 2006г. -90,8%; в 2007 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2006 год, в размере 90,8%. К 2007 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.
На мой взгляд, прибыль является
сложным комплексным
2.2 Анализ распределения и
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть при были в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократиться собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия. Для анализа используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «Орбита», расчетов налогов на прибыль, на доходы.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения:
-необходимого объема инвестиций для производственного развития;
-необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
-правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
-система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
-стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот);
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:
-уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
-наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
Информация о работе Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)