Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ прибыли предрприятия на примере ОАО«Орбита»
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие основные задачи:
-определить экономическую сущность прибыли предприятия;
-определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
-проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
-исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста прибыли субъектов хозяйствования.
Введение 4-5
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия 5-17
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5-8
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 8-11
1.3 Распределение и использование прибыли 11-17
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита») 17-34
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 17-23
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия 23-28
2.3 Анализ рентабельности предприятия 28-34
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия 34-44
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли 34-40
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения 40-44 прибыли предприятия
Заключение 45-48
Список использованных источников 48-52
Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Rпред= (П / С) * 100 %. (2.3)
Роль показателя рентабельности единицы продукции состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной продукции можно сказать, что за 2005 год уровень данного показателя выше (9,57%), чем за все остальные года. По данному показателю за весь отчетный период так же наблюдается двоякая ситуация. С 2004 по 2006 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2006 году по отношению к 2005 году уменьшение составило 2,09%, а в 2005 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2004г.) до 1,51% (2006г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ОАО «Орбита» в период 2004-2006гг. постепенно сокращались. А в 2007 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2004 году.
Вторая группа показателей рентабельность - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:
ROS= (Пп / В) * 100 %, (2.4)
где ROS - рентабельность продаж; Пп - прибыль
от продаж; В - выручка от продаж. При
рассмотрении показателя рентабельности
продаж ОАО «Орбита» за отчетный период
наблюдается такая же картина, что
и при рассмотрении показателей
рентабельности реализуемой продукции.
В течение 2004-2006 гг. наблюдается отрицательная
тенденция в сторону
ROA = П / Аср, (2.5)
где RОА - рентабельность активов; П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж); Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Из таблицы видно, что показатель рентабельности активов в 2005 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2004 годом (3,06%). А к 2006 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящуюся на каждый рубль активов. Действительно, как следует из финансовой отчетности, величина прибыли к 2006 году резко уменьшилась и фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2004 и 2005гг. прибыль ОАО «Орбита» была равна 10180 т.р. и 6700 т.р. соответственно. К 2007 году уровень показателя рентабельности активов ОАО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:
RОА = ROS * К об.акт = (П / В) * (В / Аср) = (П / Аср), (2.6)
где Коб.акт - коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов можно рассчитать как отношение выручки от реализации к сумме активов предприятия.
Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного, или собственного, капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предприятием, - собственных средств:
RОЕ = ЧП/Пск, (2.7)
где КОЕ - рентабельность акционерного капитала; Пск -средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период времени.
Показатель рентабельности собственного
капитала отражает величину прибыли
до налогообложения, приходящуюся на каждый
рубль собственного капитала. В период
с 2004 (7,01%) по 2006 гг.(0,28%) происходит уменьшение
данного показателя. Рентабельность
собственного капитал в течение
данного периода времени
Резюмируя выше сказанное по таблице 2.12, можно сделать следующий вывод. Для ОАО «Орбита » 2007 год стал своего рода переломным годом. Это связано, прежде всего, с тем, что в период 2004-2006 гг. прибыль до налогообложения постепенно снижалась. Так в 2004 году она была равна 10180 т.р., а в 2006 году - 379 т.р. Отклонение составило 9801 т.р. А к 2007 году прибыль до налогообложения ОАО «Орбита» увеличилась до 3016 т.р. Прирост прибыли в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 2637 т.р.
В 2006 году показатели рентабельности
реализованной продукции и
Поскольку для расчетов показателей может использовать как чистая прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.
Таблица 2.13 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»,
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. | ||||||||
Общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- | |
RОS |
6,27 |
3,46 |
-2,81 |
3,48 |
3,22 |
11,26 |
1,49 |
0,01 |
-1,47 |
8,73 |
0,009 |
-8,72 |
ROA |
3,06 |
2,42 |
-0,64 |
3,61 |
2,88 |
-0,73 |
0,19 |
0,01 |
-0,17 |
1,23 |
0,01 1 |
-1,22 |
RОЕ |
7,01 |
5,55 |
-1,46 |
4,57 |
3,64 |
-0,93 |
0,28 |
0,02 |
-0,25 |
1,82 |
0,017 |
-1,8 |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2004 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2005 - 2007 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2004 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2007 году она уменьшилась до 28 т.р.
На мой взгляд, кроме абсолютного
размера прибыли показателем
эффективности предприятия
3 Совершенствование практики формирования и распределения прибыли на предприятие
3.1 Факторы, влияющие на
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Важным фактором роста прибыли,
зависящими от деятельности организации
(их называют внутренние), являются рост
объема производимой продукции в
соответствии с договорными условиями,
снижение ее себестоимости, повышение
качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности
Эти факторы можно условно
Производственные факторы
Коммерческие факторы как бы
подводят к финансовым факторам и
охватывают в широком смысле понятие
маркетинга: заключение хозяйственных
договоров на основе самого пристального
изучения действующей и перспективной
конъюнктуры рынка, ценовое регулирование
сбыта, его направление и
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).
Финансовые факторы, охватывающие
и выручку от реализации продукции
и услуг, и предпринимательский
доход от всех видов деятельности,
включают соответственно: формы расчетов
предусматриваемые контрактом или
определяемые оперативно; ценовое регулирование
в том числе уценку в случае
замедления реализации; привлечение
кредита банка либо средств из
централизованных резервов; применение
штрафных санкций; изучение и взыскание
дебиторской задолженности, а также
обеспечение ликвидности других
активов; стимулирование и привлечение
денежных ресурсов на финансовых ресурсах,
- доходов от ценных бумаг, вкладов,
депозитов, аренды и финансовых вложений.
Здесь немаловажен принцип «
К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.
Внутренние факторы
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы,
отражающие эффективность использования
ресурсов или способствующих этому
(например, повышение квалификации
работников, производительности оборудования,
внедрения прогрессивных
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.
Информация о работе Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)