Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. определение понятия себестоимости продукции;
2. классификация себестоимости по элементам затрат;
3. классификация себестоимости по статьям калькуляции;
4. рассмотрение общей методики проведения факторного анализа себестоимости продукции;
5. проведение анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт»;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….………….. 2
Глава I. Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости ………………………………………………………...……… 4
1.1. Понятие себестоимости продукции ……………………………….. 4
1.2. Классификация себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции …………………………………………………….…….
7
1.3. Факторный анализ себестоимости продукции …………………….. 10
Глава II. Анализ себестоимости на примере ОАО «Мясопродукт» .….…. 18
2.1. Характеристика ОАО «Мясопродукт» ………………..……………. 18
2.2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт» ………… 20
Заключение …………………………………………………………….…….. 27
Список использованной литературы ………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭАХД Анализ себестоимости продукции.doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………….…………..

2

Глава I. Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости ………………………………………………………...………

4

1.1.

Понятие себестоимости продукции  ………………………………..

4

1.2.

Классификация себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции  …………………………………………………….…….

 

7

1.3.

Факторный анализ себестоимости продукции  ……………………..

10

Глава II. Анализ себестоимости на примере ОАО «Мясопродукт» .….….

18

2.1.

Характеристика ОАО «Мясопродукт»  ………………..…………….

18

2.2.

Анализ себестоимости  продукции ОАО «Мясопродукт»  …………

20

Заключение  …………………………………………………………….……..

27

Список использованной литературы  ……………………………………….

31


 

 

Введение

 

Каждое предприятие стремится к получению возможно большей прибыли от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свою продукцию по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на ее производство и реализацию. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй зависит только от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Актуальность  данной темы заключается в том, что получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. И для того, чтобы выявить и более эффективно использовать ресурсы на каждом предприятии необходимо проводить экономический анализ себестоимости.

Предметом данной работы выступает экономический  анализ себестоимости продукции (работ, услуг).

Объектом данной работы выступает экономический  анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Мясопродукт».

Целью данной работы является изучение бухгалтерского баланса  как основной формы бухгалтерской  отчетности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:

  1. определение понятия себестоимости продукции;
  2. классификация себестоимости по элементам затрат;
  3. классификация себестоимости по статьям калькуляции;
  4. рассмотрение общей методики проведения факторного анализа себестоимости продукции;
  5. проведение анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт»;

Поставленная  цель и задачи определили следующую структуру работы: работа состоит из введения, основной части, которая делится на две главы и заключения.

В первой главе  «Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости» рассматривается понятие себестоимости продукции, классификация себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции, а также общая методика проведения факторного анализа себестоимости продукции

Во второй главе  «Анализ себестоимости на примере ОАО «Мясопродукт»» рассматривается общая характеристика предприятия, а также производится анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт».

Теоретической основой данной работы послужила  научная литература таких авторов, как Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Бердникова Т.Б., Бочаров В.В., Бурмистрова Л.М., Васильева Л.С., Петровская М.В., Гаврилова А.Н., Попов А.А., Гиляровская Л.Т., Ионова А.Ф, Селезнева Н.Н., Канке А.А., Кошевая И.П., Ковалев В.В., Волкова О.Н., Колчиной Н.В. и других.

Практическая  направленность данной работы заключается  в возможности применения изложенного материала для более глубокого изучения данной темы студентами, аспирантами, бухгалтерами и работниками бухгалтерии, руководителями предприятий и специалистами.

 

Глава I. Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости

 

1.1. Понятие себестоимости продукции

 

Под себестоимостью выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг понимают выраженные в стоимостной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, промышленного и природного сырья, материалов, энергии, топлива, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, которые включают в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями (предприятиями).1

Схема формирования себестоимости приведена на рисунке 1.

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд функций:

• служит основой  для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;

• является базой  для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения  на этой основе прибыли и рентабельности;

• представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;

• отражает эффективность  использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.2

 

Рисунок 1. Схема формирования показателей себестоимости продукции

 

При формировании показателей и проведении анализа  себестоимости различают:

• цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;

• производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

• полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.3

Помимо этого  выделяют индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная  себестоимость формируется в конкретной организации и обусловливается конкретными условиями, в которых она действует.

Среднеотраслевая  себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.4

Таким образом, под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций: служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции; является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности; представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия; отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством. При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают цеховую, производственную и полную себестоимость.

 

1.2. Классификация  себестоимости по элементам затрат  и по статьям калькуляции

 

По статьям расходов и первичным экономическим элементам планируются и учитываются затраты на производство продукции.

Экономическим элементом называется первичный, однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разделить на составные части.5

В экономике  предприятия принято выделять следующие  экономические элементы:

1.   Материальные  затраты (за вычетом возвратных  отходов):

-  затраты  на сырье;

-  на запасные  части для ремонта;

-  комплектующие  изделия;

- затраты на топливо и энергию со стороны;

-  услуги  сторонних организаций производственного  характера;

2. Затраты на  оплату труда, включая выплаты  работникам организации в денежной  и натуральной форме; стимулирующие  доплаты и надбавки; компенсирующие выплаты; премии и единовременные поощрительные выплаты, а также затраты, связанные с содержанием работника, предусмотренные контрактом.

3. Отчисления  на социальные нужды (в пенсионный  фонд, фонд социального страхования,  фонд медицинского страхования).

4. Амортизация основных средств.

5. Прочие затраты.

Классификация по экономическим элементам одинакова  для всех предприятий независимо от их размера и отраслевой принадлежности.

Выделение экономических  элементов необходимо для установления плановых и фактических затрат по предприятию в целом, а также для определения фонда оплаты труда, объема закупаемых материальных ресурсов, размера амортизации и т.д.

В основу классификации  положен принцип экономической  однородности затрат, независимо от места  их возникновения и направления.

Подразделение затрат по элементам позволяет определить все затраты на производство и  реализацию продукции и отразить их в смете затрат на производство.

Статьей калькуляции  называется вид затрат, образующих как себестоимость отдельных  видов продукции, так и всей продукции в целом.6

В основу классификации положено отношение затрат к способу включения  их в себестоимость отдельных  видов продукции (прямо или косвенно).

При группировке затрат по статьям калькуляции учитывается  и место возникновения затрат, и их направление.

Единого порядка калькуляции  себестоимости не существует. Порядок  определения себестоимости регламентируется отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию  себестоимости.

Типовая классификация статей по калькуляции (обрабатывающие отрасли промышленности):

1) сырье и основные  материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера  сторонних организаций;

4) вспомогательные материалы;

5) топливо и  энергия на технологические цели;

6) основная заработная плата производственных рабочих;

7) дополнительная  зарплата производственных рабочих  – это зарплата за непроработанное  время (отпуска, время выполнения государственных обязанностей). Она устанавливается в процентах.

8) отчисления  на социальные нужды;

9) расходы на  подготовку и освоение производство (в соответствии с нормативными  документами).

10) общепроизводственные  расходы в зависимости от размера  и вида деятельности предприятия  можно разделить на:

-  цеховые  расходы;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

11) общехозяйственные  расходы;

12) потеря от  брака;

13) прочие производственные  расходы;

14) внепроизводственные  или коммерческие расходы.

Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты тех или иных расходов.7

Таким образом, по статьям расходов и первичным экономическим элементам планируются и учитываются затраты на производство продукции. Группировка затрат по первичным экономическим элементам дает возможность разработать смету затрат на производство. Группировка затрат по первичным экономическим элементам дает возможность разработать смету затрат на производство.

 

 

1.3. Факторный анализ себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции представляет собой затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции, служит основой измерения расходов и доходов, а также является одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.8 Анализ затрат и себестоимости представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Анализ затрат и себестоимости продукции

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

• оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

Информация о работе Анализ себестоимости продукции