Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. определение понятия себестоимости продукции;
2. классификация себестоимости по элементам затрат;
3. классификация себестоимости по статьям калькуляции;
4. рассмотрение общей методики проведения факторного анализа себестоимости продукции;
5. проведение анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт»;
Введение ………………………………………………………….………….. 2
Глава I. Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости ………………………………………………………...……… 4
1.1. Понятие себестоимости продукции ……………………………….. 4
1.2. Классификация себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции …………………………………………………….…….
7
1.3. Факторный анализ себестоимости продукции …………………….. 10
Глава II. Анализ себестоимости на примере ОАО «Мясопродукт» .….…. 18
2.1. Характеристика ОАО «Мясопродукт» ………………..……………. 18
2.2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт» ………… 20
Заключение …………………………………………………………….…….. 27
Список использованной литературы ………………………………………. 31
Из таблицы видно, что выручка от реализации товаров увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2486 тыс. руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3086 тыс. руб., себестоимость реализованных товаров, работ, услуг также изменилась: в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2053 тыс. руб., в 2010 году по сравнению с 2008 годом 2712 тыс. руб., прибыль от продаж 2010 году составила 2911 тыс. руб., что на 233 тыс. руб. больше, чем в 2009 году, прибыль отчетного периода в 2008 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 415 тыс. руб., а 2010 году по сравнению с 2009 годом на 213 тыс. руб., налог на прибыль увеличился на 99 тыс. руб. в 2009 году и на 51 тыс. руб. в 2009 году, чистая прибыль в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 316 тыс. руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 162 тыс. руб.
Проведем анализ себестоимости по экономическим элементам и калькуляционным статьям продукции на ООО «Мясопродукт». При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:
Таблица 3
Анализ себестоимости продукции на ООО «Мясопродукт» по экономическим элементам
Элемент затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Материальные затраты |
7154 |
8596 |
10256 |
63,25 |
64,09 |
63,05 |
Заработная плата |
2056 |
2154 |
2225 |
18,18 |
16,06 |
13,68 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
535 |
560 |
579 |
4,73 |
4,17 |
3,56 |
Амортизация основных средств |
1230 |
1325 |
2154 |
10,87 |
9,88 |
13,24 |
Прочие расходы |
336 |
778 |
1052 |
2,97 |
5,8 |
6,47 |
Итог по элементам затрат |
11311 |
13413 |
16266 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Из проведенного
анализа себестоимости
Проведем факторный анализ себестоимости продукции на ООО «Мясопродукт». Факторная модель С/с = ФОТ+МЗ+А+Пр - (аддитивная модель), где С/с – затраты на производство продукции. Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, используя данные 2009 и 2010 годов:
Таблица 4
Факторный анализ себестоимости продукции на ООО «Мясопродукт»
Подстановка |
ФОТ |
МЗ |
А |
Пр |
С/с |
1 |
2714 |
8596 |
1325 |
778 |
13413 |
2 |
2804 |
8596 |
1325 |
778 |
13503 |
3 |
2804 |
10256 |
1325 |
778 |
15163 |
4 |
2804 |
10256 |
2154 |
778 |
15992 |
5 |
2804 |
10256 |
2154 |
1052 |
16266 |
Проверка: ∆С/с = 16266-13413 = 2853; ∑ = 90+1660+829+274= 2853
Факторный анализ показал, что себестоимость продукции на ООО «Мясопродукт» в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2853 тыс руб. , при этом увеличились на 90 тыс. руб. за счет увеличения фонда оплаты труда; на 1660 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат а на 829 тыс. руб. за счет увеличения амортизации и на 274 тыс. руб. за счет увеличение прочих затрат. Определим, какой фактор оказал наибольшее влияние на изменение затрат на производство продукции:
│90│+│1660│+│829│+│274│=
90/2853=3,15%; 1660/2853=58,18%; 829/2853=29,06; 274/2853=9,61. . Таким образом, наибольшее влияние на изменение себестоимости оказал рост материальных затрат (количественный показатель).
Таблица 5
Анализ
себестоимости продукции на ООО
«Мясопродукт»
по калькуляционным статьям
Элемент затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение |
Сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение |
Структура затрат, % | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
Сырье и материалы |
4962 |
6425 |
+1463 |
7726 |
+1301 |
43,87 |
47,9 |
47,50 |
Комплектующие изделия |
1322 |
1231 |
-91 |
1562 |
+331 |
11,69 |
9,18 |
9,60 |
Топливо и энергия |
956 |
1076 |
+120 |
1125 |
+49 |
8,45 |
8,02 |
6,92 |
Возвратные отходы |
86 |
136 |
+50 |
157 |
+21 |
0,76 |
1,01 |
0,97 |
Потери от брака |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Заработная плата производственных рабочих |
1525 |
1725 |
+200 |
1956 |
+231 |
13,48 |
12,86 |
12,03 |
Отчисления на социальные нужды |
397 |
449 |
+52 |
509 |
+60 |
3,51 |
3,35 |
3,13 |
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования |
1526 |
1896 |
+370 |
2225 |
+329 |
11,96 |
12,11 |
11,74 |
Общепроизводственные затраты |
504 |
493 |
-11 |
1025 |
+532 |
4,46 |
3,68 |
6,30 |
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
Общехозяйственные затраты |
125 |
132 |
+7 |
145 |
+13 |
1,11 |
0,98 |
0,89 |
Внепроизводственные затраты |
80 |
122 |
+42 |
150 |
+28 |
0,71 |
0,91 |
0,92 |
Итог по элементам затрат |
11311 |
13413 |
+2102 |
16266 |
+2853 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Рассчитаем виды себестоимости на ООО «Мясопродукт»:
2008 год = 4962+1322+956-86+1525+397 =9076,
2009 год = 6425+1231+1076-136+1725+449 = 10770,
2010 год = 7726+1562+1125-157+1956+509 = 12721;
2. цеховая себестоимость
2008 год = 9076+1526+504 = 11106,
2009год = 10770+1896+493 = 13159,
2010 год = 12721+2225+1025 = 15971;
3. полная производственная себестоимость
2008 год = 11106+125 =11231,
2009год =13159+122 =13291,
2010 год =15971+145 =16116;
4. полная коммерческая себестоимость
2008 год =11231+80 =11311,
2009год =13291+122 = 13413,
2010 год = 16116+150 = 16266.
В ходе анализа было выявлено, что сырье и материалы в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросли на 1463 тыс. руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1301 тыс. руб. Зарплата производственных рабочих составила в 2008 – 1525, 2009 – 1725, 2010 – 1956. Таким образом в 2009 году по сравнению с 2008 годом рост составил 200 тыс. руб., в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 231 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды имеют тенденцию к увеличению 2009 году изменение составило 52 тыс. руб. 2010 – 60 тыс. руб. Общепроизводственные расходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшились на 11 тыс. руб., а 2010 году по сравнению с 2009 годом произошел резкий скачок в сторону увеличения на 532 тыс. руб. Общехозяйственные расходы увеличились в 2009 году на 7 тыс. руб., в 2010 на 13 тыс. руб. Итого затраты увеличились в 2009 году на 2102 тыс. руб., 2010 на 2853 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Анализ себестоимости по калькуляционным статьям показал, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют сырье и материалы. В 2009 году этот показатель по сравнению с 2008 годом увеличился на 4,03 %; 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 0,4%. Аналогичная картина свойственна и комплектующим изделиям. Показатель топливо и энергия имеет постоянную тенденцию к снижению (в 2008 – 8,45, 2009- 8,02, 2010 – 6,92). Зарплата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды также постоянно уменьшаются в структуре общих затрат. Общепроизводственные затраты в 2009 году по сравнению с 2010 годом уменьшились на 0,78 %; в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается рост на 2,62 %. Производственная себестоимость составила в 2008 – 9076 тыс. руб., 2009 – 10770 тыс. руб., в 2010 – 12721 тыс. руб. Цеховая себестоимость в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2053 тыс. руб., 2010 году по сравнению с 2009 годом рост составил 2812 тыс. руб.
Полная коммерческая себестоимость 2009 году возросла на 2102 тыс. руб., в 2010 году на 2853 тыс. руб.
Заключение
Под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций: служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции; является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности; представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия; отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством. При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают цеховую, производственную и полную себестоимость.
По статьям расходов и первичным экономическим элементам планируются и учитываются затраты на производство продукции. Группировка затрат по первичным экономическим элементам дает возможность разработать смету затрат на производство. Группировка затрат по первичным экономическим элементам дает возможность разработать смету затрат на производство.
Факторный анализ себестоимости продукции проводится по следующим образом: 1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и от плана; 2) проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель; 3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень. Значительный удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основными из которых являются: изменение объема продукции, изменение структуры затрат, изменение уровня затрат в себестоимости.
ОАО «Мясопродукт» – это компания, производящая и реализующая высококачественные колбасные изделия собственного производства. Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Компания владеет двумя торговыми марками «Мовсковские колбасы» и «Фаворит», каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий. Миссия компании: удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.